Органный зал

афишасолистыкак доехатьисторияФото с концертовпомощь и содействие

НАТАЛИЯ ЕНЬКО


Родилась в 1960 г. в Москве в семье музыкантов. В 1980 г. окончила музыкальное училище при МГК (Московский академический музыкальный колледж при МГК) по классам фортепиано (преп. Е. А. Татулян) и органа (преп. Г. В. Семенова).

В 1979 - 1980 гг. неоднократно консультировалась по органу у О. Г. Янченко.

С 1980 по 1986 гг. обучалась в Таллиннской государственной консерватории (ныне Эстонской Академии Музыки) под руководством Народного артиста Эстонии, профессора Хуго Лепнурма (орган), профессора Пеэпа Лассмана (специальное фортепиано) и Народного артиста Эстонии, профессора Романа Матсова (камерный ансамбль). Параллельно факультативно посещала класс композиции Лепо Сумера.

С 1983 г. начала выступать с сольными концертами.

В 1989 г. стажировалась в «Академии старинной музыки» (г. Минск) у профессора Барбары Добози (Венгрия) по специальности клавесин.

В дальнейшем посещала мастер-классы Оливье Латри (2009), Даниэля Рота (2010), Гюнтера Ротса (2011).

В настоящее время (2009 - 2011) являюсь стажером кафедры органа и клавесина МГК (класс доцента Л. Б. Шишхановой).

Являюсь преподавателем ДМШ им. Людвига Ван Бетховена по классам специального фортепиано и органа.
__________________________________________________________________________

Наталия Енько

«Для меня – орган, прежде всего, инструмент, который посвящен Богу»

Я родилась в Москве в семье музыкантов. Крещена была с детства. Моя прабабушка была - очень молитвенный человек, и вся семья ее жила молитвами. Безусловно, я видела эти примеры. Помню дедушкины просфорочки по всем крупным праздникам. Хотя, в храм я не ходила до 25-и лет.

В 1980 г. я заканчивала музыкальное училище при МГК (по классам фортепиано преп. Е. А. Татулян и органа преп. Г. В. Семенова). В этот период, в моей жизни ключевую роль сыграл Олег Янченко. Готовясь к диплому в училище, я очень хотела исполнить в выпускной программе его «Импровизацию» - сочинение, которое часто звучало в концертах Олега Янченко, но нот пока еще не было, и произведение существовало лишь в рукописи.

Всегда помогающий молодым музыкантам, он откликнулся на просьбу и предложил мне консультацию. Маэстро пришел в 8 утра, как будто бы знал меня сто лет и весь мой страх сразу исчез! Олег Григорьевич сел, послушал мою игру и потом 3 часа занимался со мной, посвящая меня в тайны педальной аппликатуры, которую привез из-за рубежа, – это была великолепная французская школа. После этих занятий Янченко обратился к моей маме: «Не мешайте, я подумаю, где ей учиться, позвоните мне через несколько дней». Когда, спустя время, я позвонила ему - Янченко сказал: «Поедешь к Хуго Лепнурму в Таллин, - я договорился».

Промыслом Божьим, я попала в Таллин, где с 1980 по 1986 гг. обучалась в Таллиннской государственной консерватории (ныне Эстонской Академии Музыки) под руководством Народного артиста Эстонии, профессора Хуго Лепнурма (орган), профессора Пеэпа Лассмана (специальное фортепианоi), Народного артиста Эстонии, профессора Романа Матсова (камерный ансамбль). Параллельно факультативно посещала класс композиции Лепо Сумера.

Профессор органа Хуго Лепнурм был глубоко верующий человек, лютеранин – по своему вероисповеданию и рождению в Эстонии. Он пострадал за веру в советское время, так как преподавал в Богословском институте Эстонской евангелическо-лютеранской церкви, что в 1950 году вызвало его увольнение из консерватории. Более того, ему запретили жить в Таллине. Испытав гонения, он переехал в г.Тапа (под Таллином). Сейчас, Хуго Людвигович Лепнурм почитается, как крупнейший богослов, и, прежде всего – в Эстонии.

Автор многих богословских трудов, он всегда молился за всех своих учеников. Однажды, Лепнурм сказал: «Я – не артист…». Я была потрясена и не могла тогда понять того, что он имел в виду! Народный артист Эстонии, профессор, композитор, концертирующий органист, теоретик органостроения, автор фундаментальной монографии «Из истории органа и органной музыки», - он себя, конечно, в первую очередь. воспринимал, как слугу Божьего.

В конце консерваторского пути, Промыслом Божьим, я попала именно в Таллине к протоиерею Владимиру Залипскому . Это - совершенно удивительный священник, духовный внук Алексея Мечёва (святого праведного Алексия Московского).

Сейчас все ходят на могилку к о.Владимиру на кладбище Александра Невского в Таллине поклониться, обратиться с просьбами, - бывают и чудеса исцеления. Более 10-ти лет я у него окармлялась, почти до самой его кончины в 1997 г., вначале, регулярно посещая батюшку, потом уже, когда граница была перекрыта, – раз в полгода или в год приезжала к нему по визе.

Орган – инструмент, о котором я мечтала с детства и, конечно, воспитана на великих образцах музыки, которые звучали в 70-е гг., когда я, практически, не пропускала ни одного концерта в Зале Чайковского и Московской консерватории, это, безусловно, – Бах, Франк, - их играли почти все и всегда. Самые выдающиеся произведения и, - никаких шлягеров, никакого мусора тогда, в общем-то, невозможно было услышать.

Для меня – орган, прежде всего, инструмент, который посвящен Богу. В своих концертах стараюсь играть как можно больше именно духовной музыки, поскольку, сейчас идет тенденция расцерковления органа, и, как могу - пытаюсь своей деятельностью противостоять этому течению, не примыкая к нему, неся традиции, в которых воспитана.

Однажды я услышала «Достойно есть» из обихода грузинской церкви в исполнении хора «Рустави». У меня родилась мысль – почему бы нашу православную музыку не попробовать исполнить на органе? Думаю, что и древневизантийские песнопения с выдержанными басами будут великолепно звучать на этом инструменте, но, конечно, они предполагают грамотного слушателя, который знает текст – тогда это будет, безусловно, совсем иное восприятие.

«Величит душа моя Господа» - так называется программа, которую я исполню в Органном зале имени О.Г.Янченко 24 сентября (суббота, начало в 15.00). Наряду с музыкой Баха, Шуберта, Франка, Гильмана прозвучит ряд грузинских песнопений, сделанных мною в обработке для органа и мои собственные сочинения.

(Материал подготовила О.Голубева)