Скороговорки для развития речи и дикции - это отличный способ избавиться от дефектов произношения звуков. Регулярные тренировки коротких стихов и предложений улучшают качество воспроизведения слов, повышают темп и четкость разговора. Результатом методики является уменьшение психоэмоционального дискомфорта при общении с другими людьми и значительное повышение самооценки.
Чистоговорки применяют не только в периоде реабилитации при логопедической патологии. Такие литературные приемы хорошо себя зарекомендовали среди преподавателей . Их используют для подготовки высококвалифицированных кадров, таких как политические деятели, дикторы телевидения, бизнес-консультанты.
Ежедневные упражнения отличаются своей простотой и доступностью. Материал всегда можно найти в магазинах, которые реализуют литературу, или на нашем сайте. Скороговорки, развивающие речь, подходят для всех возрастных категорий. Детям их подбирают в виде коротких стихов. Взрослым подойдут более сложные варианты. В зависимости от целей изучения, начинают с легких предложений, а затем расширяют объем и разнообразие. Главным условием для достижения эффекта является желание добиваться поставленной задачи и кропотливая работа над собой.
Скороговорка для развития речи - это фраза с определенным набором трудно произносимых слов, часто шуточного характера, которая служит для тренировки речи. Логопеды часто применяют такие на практических занятиях. С помощью произношения ребенок или взрослый учится нескольким вещам:
Существует большое количество скороговорок для развития речи у детей и взрослых. Они различаются по нескольким критериям:
Чаще всего в быту люди сталкиваются с короткими стихами народного происхождения. Русские скороговорки для развития речи широко распространены в стандартной литературе и легко запоминаются. Малышам для изучения обычно предлагают для изучения скороговорки сказочного содержания.
Они подходят и взрослым на начальном этапе занятий. можно найти в специальных методических пособиях. Их применяют при профессиональной подготовке. Отдельно разработаны словосочетания для тренировки отдельных звуков и скорости воспроизведения.
Для того чтобы научиться красиво говорить, не обязательна помощь специалиста. Можно заниматься самостоятельно, следуя таким советам:
Важно! Главное условие хорошего результата - регулярные тренировки.
Быстрое развитие артикуляции зависит от соблюдения правил произношения скороговорок для развития речи взрослых и детей. Упражнения нужно проводить согласно следующим рекомендациям:
Процесс обучения не должен приносить дискомфорт. Занятия следует продолжать до появления небольшой усталости мышц лица.
Внимание! Нельзя допускать выраженного утомления мускулатуры челюстно-лицевой области.
Тренировки нужно продолжать до того момента, пока произношение не станет свободным. Только тогда можно продвигаться дальше и усложнять нагрузку.
Используйте на своих сайтах и блогах или на YouTube кликер для адсенс
Для получения максимального результата лучше совмещать упражнения в домашних условиях с занятиями под контролем профессионального специалиста. Он сможет откорректировать произношение и устранить ошибки, которые возникают во время произношения слов.
Существуют , где не только обучают скороговоркам для развития речи и дикции взрослых, но и помогают избавиться от страха выступления перед большим количеством людей. Этот навык является незаменимым при выборе работы, связанной с публичной деятельностью.
Работа с ребенком требует большего усердия. Это связано с особенностями артикуляции у детей разного возраста. Для начала необходимо подобрать материал для работы. Следует помнить, что длительные однообразные занятия будут утомлять малыша. Поэтому лучше начинать с одного короткого предложения или стиха, постепенно усложняя скороговорки для развития речи и дикции детей. Можно предложить маленькому человеку самому выбрать словосочетание. Занятия проводят в игровой форме. Мама должна не только контролировать правильное произношение, но и сама учиться произношению. В этом случае упражнения будут более эффективными.
Внимание! Поэтапное увеличение речевой нагрузки способствует качественному результату.
Можно тренироваться воспроизводить скороговорки любого типа. Однако в некоторых случаях необходимы занятия для формирования правильной артикуляции определенных звуков. Для этого подбирают материал, в котором основную часть звуков составляют проблемные сочетания.
Бороться с шепелявостью помогают стихи и предложения, в которых присутствует буква «ч». Для нее не существует парного звука, она глухая и мягкая. Во время произношения губы слегка вытягивают и округляют, а зубные ряды немного сближают. Язык широкой часть располагается у внутренней части верхних зубов, воздушный поток проходит через небольшую щель короткой струей. Можно предложить такие примеры:
Многие люди выговаривают букву не совсем точно. Необходима правильная установка языка. Он приближен к верхнему небу и слегка округлен в виде лодочки. Губы несколько выдвинуты вперед. Для применяют такие варианты словосочетаний:
Произношение этого звука очень похоже на артикуляцию при воспроизведении «ч». Однако в этом случае к небу приближен не кончик языка, а его середина. Можно назвать такие примеры для тренировки:
Артикуляция во время требует определенного развития речевого аппарата. Дети учатся выговаривать его с 4 до 6 лет. Поэтому ранее этого срока будет сложно освоить такие скороговорки для развития речи для детей. Существует большое количество известных видов словосочетаний и стихов, которые помогают улучшить качество буквы при воспроизведении.
Скороговорки для развития правильной речи и тренировки дикции у взрослых более сложные. Для того чтобы в полной мере овладеть ораторским искусством и произносить слова без запинки, существуют фразы из длинных слов. Они содержат сразу несколько звуков, которые тяжело выговаривать, в одном слове. Постепенно овладевая навыком произношения таких предложений, переходят к более запутанным фразам.
Люди, которые занимаются вокалом, тоже прибегают к скороговоркам для развития речи и тренировкам. Трудные словосочетания позволяют тренировать четкость произношения во время пения. Это является профессиональной необходимостью, учитывая, что воспроизведение мелодии и стиха одновременно усложняет артикуляцию, что необходимо для укрепления мышц челюстно-лицевого аппарата.
Результат работы над собой не заставит себя ждать. Четкая правильная речь вызывает приятные ощущения и доверие у собеседника, помогает улучшить профессиональные качества и приобрести уверенность в себе.
Какова главная задача родителей? Конечно же, воспитать всесторонне развитого ребенка!
Для этого мамы и папы начинают учить свое дитя с самого рождения, окружая его заботой, лаской и вниманием.
Как же родители радуются каждому выученному малышом звуку! И как волнуются, если у ребенка не получается их правильно произносить.
У детей дошкольного возраста часто бывают проблемы с речью. Вот самые распространенные из них:
Словом, больше внимания и терпения — и все получится!
Практически во всех случаях нарушения речи у ребенка специалисты советуют проводить занятия на устранение дефектов произношения. Если вы не хотите отдавать дитя в логопедическую группу, занимайтесь с ним самостоятельно. Вам очень поможет живое общение с ребенком и смешные скороговорки.
Гимнастики требуют не только наши руки и ноги, но и органы речи. Язык и губы нужно тренировать не меньше, чем другие части тела. Ни одна мышца не способна двигаться настолько тонко и точно, как язык, от которого зависит четкое и быстрое произношение звуков.
Если вы хотите развить у ребенка размеренную членораздельную речь, без «проглоченных» букв и скомканных слов, попробуйте поучить с ним скороговорки для детей.
Их цель – выработка правильного произношения с помощью многократного повторения проблемных звуков.
Кто в детстве не разучивал эти шуточные стишки со сложным сочетанием звуков? Наверное, все помнят, как это было весело и интересно, а главное – затем можно было хвастаться перед друзьями быстрым и четким произношением!
Кроме того, такие выражения – самый доступный, простой и легкий способ улучшения произношения, ведь их придумывали и оттачивали не одну сотню лет.
Какое значение имеют скороговорки для ребенка? Они:
Чтобы эффект от упражнений со скороговорками был максимальным, хорошо подготовьтесь.
Сначала подберите необходимые чистоговорки – речевой материал для отработки тех звуков, которые малыш неправильно произносит.
Объясните ему смысл непонятных слов, проиллюстрируйте сказанное. Запишите текст на листик бумаги и прочитайте вместе с ребенком. Покажите на собственном примере, в каком положении органы речи при произношении звуков.
Лучше произносить детские скороговорки для развития речи перед зеркалом, чтобы ребенок видел, как формируется звук. Затем эта необходимость пропадает, поскольку малыш начнет делать это автоматически.
Не огорчайтесь, если у ребенка не будет получаться с первого раза. Это абсолютно нормальное явление.
После того, как вы подобрали интересный материал для тренировок произношения определенных звуков, можете приступать к упражнениям. Помните, что в скороговорках главное – не скорость, а правильность и точность произношения.
Сразу отрабатывать с ребенком сложные скороговорки не стоит — неудачи только расстроят вас и малыша, отобьют желание работать дальше. Начинайте упражнения с простых и коротких чистоговорок.
Если заметен прогресс в произношении, переходите на более сложные скороговорки для развития дикции; если же ребенок капризничает и говорит, что раньше было легче — попробуйте скомбинировать две скороговорки на один и тот же звук.
Главное — не сложность скороговорки, а систематичность работы и позитивный настрой на работу у вас и ребенка.
Ежедневные занятия с ними помогут вашему драгоценному малышу почувствовать себя более свободно, незакомплексовано, а общение с любимым ребенком принесет и вам немало радости.
Будьте уверены — вместе вы победите любые речевые проблемы, ведь родительская любовь и забота творит чудеса! Удачи вам!
Жми «Нравится » и получай лучшие посты в Фейсбуке!
В этой статье:
Ответственные родители, которые интересуются методиками развития детей, знают, что скороговорки для развития речи - это простое и доступное средство устранить речевые дефекты и поработать над становлением правильной дикции с раннего возраста.
Начинать работать со скороговорками можно с детьми после года, когда они только будут учиться говорить. Если не упустить момент, то в будущем можно будет добиться развития речи у малыша без каких-либо дефектов. Для самых маленьких нужно подбирать простые и короткие скороговорки, стараясь не отпугнуть их чрезмерной сложностью заданий и настойчивостью.
Скороговорки, как и их ближайшие «родственницы» поговорки и пословицы - это плод народного творчества, обрастающий словно снежный ком новыми творениями с каждым годом. Когда-то короткие стишки придумывались специально для того, чтобы научить детей правильному произношению. Многие из них дошли и до нашего времени, пусть и часто вызывая улыбку наивностью сюжета.
Главная особенность скороговорок - это наличие в них слов с трудносочетаемыми звуками, которые особенно сложно произносить в быстром темпе. Обычно это несколько строчек в стихотворной форме для удобного
запоминания. В Древней Руси их называли также языковёртками и частоговорками, в первую очередь из-за сложности произношения.
Как только ребёнку исполнится год и в его активном словаре появятся первые слова, можно начинать заниматься с ним скороговорками, причём делать это нужно исключительно в игровой форме, не настаивая на повторении.
По мере роста и развития малыша сложность скороговорок для работы над развитием речи должна увеличиваться. К старшему дошкольному возрасту это должны быть мини-стишки и фразы с целым набором труднопроизносимых сочетаний звуков.
Рифмованные строчки с сочетанием сложных в произношении звуков для занятий по развитию речи используют не только родители, но и педагоги, лингвисты, логопеды и даже детские психологи. С их помощью специалисты уделяют внимание решению следующих задач:
Также занятия подобного рода проводят для решения такой проблемы, как «проглатывание» звуков детьми, речь у которых слишком быстрая и невнятная. Проговаривая с такими ребятами рифмованные строчки с трудным сочетанием звуков в словах, можно добиться корректировки речи, которая впоследствии станет более чёткой и понятной.
Дополнительно нужно отметить, что скороговорка позволяет тренировать у детей концентрацию внимания и способность улавливать основной смысл из услышанного, что в свою очередь станет хорошим подспорьем для дальнейшей учёбы в школе.
Диагностика в речи детей определённых дефектов может привести к тому,
что родители, не понимая алгоритма действий, будут работать над их устранением в хаотичном порядке.
Обеспокоенные мамы и папы часто стараются учить ребёнка проговаривать сразу все звуки, с которыми у него есть проблемы, акцентируя на этом внимание и раздражаясь в случае неудач. Результат - понижение самооценки у ребёнка, отсутствие мотивации работать над улучшением дикции и последующее ухудшение результатов.
Важно понимать, что скороговорки могут быть полезными для развития речи только при системном подходе. Это значит, что постановка отдельно взятых звуков должна происходить на базе других звуков. Так, например, «ж» ребёнок сможет научиться произносить после того, как усвоит звук «ш», а «з» - после освоения звука «с».
Работая над исправлением произношения, нужно стараться действовать последовательно, не перескакивая через важные этапы обучения.
Почему свистящие звуки учат после шипящих? На это есть несколько весомых причин:
Следующими на очереди будут стоять звуки «щ», «ч» и «ц». С ними ребёнок будет в состоянии справиться только после усвоения звуков «ш», «т», «с».
Самые сложные звуки «р» и «л» обычно оставляют на «десерт», изучая самыми последними. При этом сложнопроизносимый звук «р» можно учить, начиная со старшего дошкольного возраста, когда артикуляционный аппарат ребёнка будет к этому полностью готов.
Работать с рифмованными строчками для развития речи с неподготовленными детьми не имеет смысла. Чтобы у ребят получилось повторить, а впоследствии выучить и проговорить в быстром темпе без ошибок даже самую сложную скороговорку, необходимо их подготовить. Самый простой вариант - специальная гимнастика для языка.
Все эти упражнения настроят детей на работу над произношением сложных для них звуков с помощью скороговорок, подготовят их язык и губы.
Можно быстрее научить детей правильно работать со скороговорками, следуя определённому алгоритму. Действовать лучше следующим образом.
Пусть дети поработают над скороговорками, постепенно понижая или повышая голос, произнося их нараспев или подобно роботу - отрывисто, весело или грустно, задорно или монотонно.
Чтобы скороговорки действительно положительно повлияли на развитие речи у детей, нужно отслеживать правильное произношение ими отдельных звуков. Если у ребёнка сложности с проговариванием длинного текста, можно на время заменить его более
коротким или разбить на части и предложить исполнить в виде песни. Обычно в виде песни скороговорки у детей вызывают меньше проблем.
Не забывайте о том, что основной вид деятельности у детей до определённого возраста - это игра. Именно поэтому заниматься с ними скороговорками нужно также исключительно в игровой форме, пытаясь увлечь и заинтересовать.
Это можно сделать, подготовив для инсценировки скороговорок игрушки или картинки, с помощью которых можно добиться от детей более быстрого усваивания и запоминания материала.
По мере роста малыша скороговорки можно будет усложнять, предлагая ему запоминать небольшие истории. Если выделить время для специальных занятий по развитию речи не получается из-за занятости родителей или посещения ребёнком детского сада, можно работать над изучением скороговорок во время прогулок, походов в гости или в магазин. Дети быстро привыкают к таким занятиям на ходу и чаще всего с удовольствием их поддерживают, принимая активное участие в процессе.
Соревнуясь с детьми, не стоит слишком поддаваться азарту, стараясь ущемить их стремление стать первыми. Логичным будет немного поддаться и намеренно выйти из соревнования проигравшим. Особенно это касается работы с маленькими детьми, которые любят быть первыми и сохраняют мотивацию, пока имеют возможность видеть положительные результаты своего труда.
Работать над развитием речи нужно не только с дошкольниками и младшими школьниками. В корректировке произношения могут нуждаться также дети подросткового возраста, время которых было несколько упущено. Для них нужно будет подбирать сложные скороговорки, не беспокоясь о том, что они с ними не справятся.
В подростковом возрасте у ребят не возникнет проблем с разучиванием даже длинных и сложнопроизносимых
скороговорок. Более того, повзрослевшим ребятам будет интересно проверить свои силы в разучивании таких стишков.
Самой сложной скороговоркой считается «Лигурия». Чтобы научиться её проговаривать, потребуется определенная тренировка. Главная особенность данной скороговорки - в её состав входит 440 слов.
Тренируясь для произношения этой скороговорки, нужно отрабатывать отдельные фразы поочередно, делая акцент на дикцию и произношение. Терпение и труд помогут справиться с «Лигурией» каждому подростку, который потом смело сможет заявить, что овладел верхом мастерства в области скороговорок.
Скороговорки - это проверенный способ повлиять на развитие речи у детей в любом возрасте. Регулярная работа с рифмованными строчками, построенными на словах с труднопроизносимыми звуками, способствует развитию терпения, концентрации, памяти и внимания.
Скороговорки - отличный способ научить детей иронизировать по поводу своих ошибок, ведь в процессе работы над стишками они выглядят более чем забавно. Главное - заинтересовать ребят занятиями, преподнося их в младшем возрасте в игровой форме, а в старшем - в виде уроков по самосовершенствованию с чётко обозначенной целью впереди.
Скороговорки – чистоговорки для автоматизации и отработки в увлекательной и шутливой форме, определённых групп звуков. Используя чистоговорки, добиваемся: Улучшение подвижности языка, губ, нижней челюсти; формирования правильного звукопроизношения; развиваем и совершенствуем речевой слух; вырабатываем отчётливую и ясную дикцию.
Материал для автоматизации и дифференциации звуков.
Скороговорка - как средство исправления речевых дефектов.
Скороговорки или чистоговорки - это несложный, как правило, небольшой по объёму, ритмичный, часто шуточный текст. Дети очень любят скороговорки, поэтому, развивая речь ребёнка, их надо применять как можно чаще.
Со скороговорками и чистоговорками можно работать разными способами:
2.Шёпотом.
3.Вслух, в медленном темпе, а затем в быстром.
4.Шёпотом, но быстро.
5.Меняя интонацию.
6.Взять в руки мяч и, ритмично подбрасывая и ловя его руками проговаривать
Скороговорку. Подбрасывать и ловить мяч можно на каждое слово или слог.
7.Проговорить скороговорку, подбрасывая мячик из одной руки в другую.
8.Проговорить скороговорку можно, прохлопывая ритм ладошками.
9.Предложите проговорить скороговорку три раза подряд и не сбиться.
10.Предложите проиллюстрировать скороговорку: Что можно нарисовать к данной
Скороговорке? Передать сюжет скороговорки.
Необходимо помнить, детям, у которых быстрый темп речи, следует предлагать произносить скороговорки в замедленном темпе. Детям с замедленной речью – в обычном темпе или слегка ускоренном. Чтобы речь развивалась, надо следить за чёткостью произношения каждого звука.
Вот некоторые простые скоро – чистоговорки для развития речи ребёнка.
С,с’
са – са – са – вот летит оса
са – са – са – на траве роса
со – со – со – у Сони колесо
со – со – со – у телеги колесо
су – су – су – мы видели лису
су – су – су – яблоки несу
сы – сы – сы – у сома усы
ас – ас – ас – мы купили квас
аска – аска – у меня маска
си – си – си – сена накоси
иска – иска – на столе миска
З, з’
за – за – за – вот идёт коза
зу – зу – зу – мы ведём козу
зу – зу – зу – мы пасём козу
зы – зы – новые тазы
зе – зе – зе – дали траву козе
цо – цо – цо – мы вымыли лицо
цы – цы – цы – сильные борцы
ац – ац – ац – мягкий матрац
ец – ец – ец – поёт певец
ша – ша – ша – мама моет малыша
ши – ши – ши – это малыши
шу – шу – шу – я письмо пишу
шу – шу – шу – я флажком машу
ашка – ашка – на ветке букашка
ошка – ошка – на окошке кошка
ышка – ышка – маленькая мышка
жа – жа – жа – иголки у ежа
жу – жу – жу – молока дадим ежу
жи – жи – жи – у меня ножи
жу – жу – жу – я флажок держу
ща – ща – ща – дайте мне борща
щу – щу – щу – я тебя ищу
ще – ще – ще – он идёт в плаще
щи – щи – щи – ты меня ищи
щи – щи – щи – помоги, поищи
ащ – ащ – ащ – мне купили плащ
ощ – ощ – ощ – на лугу хвощ
чо – чо – чо – ох, как горячо
чу – чу – чу – гулять хочу
ач – ач – ач – дайте мне калач
оч – оч – оч –скоро ночь
ач – ач – ач – испечь калач
чи – чи – чи – у меня ключи
очка – очка новая бочка
ра – ра – ра – высокая гора
ра – ра – ра Кате спать пора
ро – ро – ро – на полу стоит ведро
ру – ру – ру – коза грызёт кору
ры – ры – ры – летят комары
ор – ор – ор – у Ромы топор
ур – ур – ур – не гоняй кур
арка – арка – у меня марка
ара – ара – ара – вот идёт Тамара
гра – гра – гра – хорошая игра
Р’
ря - -ря – ря – синие моря
рю – рю – рю – репу я варю
ри – ри – ри – горят фонари
ре – ре - ре – санки на горе
ла – ла – ла – лопата и пила
ло – ло – ло – в осине дупло
лу – лу – лу – купили пилу
лы – лы – лы – чистые полы
ал – ал – ал – телефон позвал
алка – алка – у него палка
лу – лу – лу – сижу я на полу
ул – ул – ул – не ломай стул
ыл – ыл – ыл – я полы помыл
Л’
ли – ли – ли – малину мы несли
ля – ля – ля – зелёные поля
лю – лю – лю – машину я люблю
ли – ли – ли – воду мы несли
ли – ли – ли –мы улицу мели
Гласные звуки
а – а – а – мы видели кота
я – я – я – вот ползёт змея
о – о – о – открыли окно
ё – ё – ё – купили мы ружьё
у – у- у – белка на суку
ю – ю – ю – песенку пою
Дифференциация твёрдых и мягких согласных:
та – та – та – нет у нас кота на – на – на – стою у окна
ня – ня – ня – веду коня ат – ат – ат – у меня халат
ать – ать – ать – я иду спать ить – ить – ить – надо будть
ба – ба – ба – вот стоит изба бя – бя – бя – билет у тебя
ну – ну – ну – подойди к окну ут – ут – ут – я уже тут
Уть – уть – уть – нам пора в путь
Г - к
ка – ка – ка – белая мука га – га – га – зелёные луга
ку – ку – ку – белка на суку гу – гу – гу – гуси на лугу
ки – ки – ки – идут быки ги – ги – ги – поскорей беги
ак – ак – ак – в саду растёт мак гу – гу – гу – копна на лугу
ки – ки – ки – вот идут быки ги – ги – ги – на лужайку беги
Т – д
та – та – та – горячая вода да – да – да – в бане вода
ту – ту – ту – улицу мету ду – ду – ду – я домой иду
те – те – те – сидим в темноте ты – ты – ты – зелёные кусты
ды – ды – ды – вышел из воды ти – ти – ти – на луну лети
ди – ди – ди – домой иди де – де – де – не сиди в воде
П – б
бы –бы – бы – зелёные бобы пи – пи – пи – яблоки купи
би – би – би – топором руби па – па – па – мелкая крупа
пу – пу – пу – купили крупу бу – бу – бу – белка на дубу
па – па – па – вот стоит изба бы - бы – бы – зелёные бобы
Пы – пы – пы – мы везли снопы