Волонтёром быть здорово! «Почему я волонтер? Написать статью в газету о волонтерах.

10.08.2023

УДК 378.183-057.875 Подхомутникова Марина Викторовна

кандидат политических наук, преподаватель кафедры истории и культурологии

Кубанского государственного университета [email protected]

РАЗВИТИЕ ДОБРОВОЛЬЧЕСТВА В МОЛОДЕЖНОЙ СРЕДЕ

Podkhomutnikova Marina Viktorovna

PhD in Political Science, Lecturer of the History and Cultural Science Department, Kuban State University [email protected]

DEVELOPMENT OF VOLUNTEERING AMONG YOUNG PEOPLE

Аннотация:

В статье рассматривается роль волонтерского движения в жизни молодежи. Особое внимание уделено организации волонтерства в высшей школе как важного компонента процесса социализации студенческой молодежи, ее социальной активности. Проанализирован опыт организации добровольческой деятельности студентов в Кубанском государственном университете.

Ключевые слова:

молодежь, волонтерское движение, добровольчество, волонтерский центр.

The article discusses the role of volunteer movement in lives of the young people, in particular, organization of the volunteering in the higher school. The volunteers’ activities are considered to be an important component of the students’ socialization. The author studies experience of volunteer services organization in the Kuban State University, and gives some guidelines for volunteers’ work improvement.

youth, volunteer movement, volunteering, volunteers’ center.

Одна из самых заметных тенденций, проявившихся в последние годы, - рост волонтерства (добровольчества). Добровольчество (волонтерство) - это участие людей независимо от возраста, расы, пола и вероисповеданий в мероприятиях, направленных на решение социальных, культурных, экономических, экологических проблем в обществе, не связанных с извлечением прибыли. Молодежное добровольчество - практическая добровольческая деятельность молодежи по предметному решению общественных проблем, осуществляемая без принуждения и оказывающая социализирующее влияние на субъект деятельности.

В настоящее время большую роль в развитии волонтерской добровольческой деятельности играет студенческая молодежь. Среди студенческой молодежи возникают и развиваются волонтерские отряды, организации и движения.

Волонтерство как молодежное движение в России только набирает свои обороты в развитии. Во многих городах оно играет немаловажную роль. Город Краснодар является площадкой для консолидации усилий общественных организаций, органов власти в развитии добровольчества - одного из приоритетных направлений реализации государственной молодежной политики на муниципальном уровне. Согласно приказу департамента молодежной политики Краснодарского края «Об организации добровольческой (волонтерской) деятельности в Краснодарском крае» от 1 июня 2010 г. № 183 во многих высших учебных заведениях Кубани были открыты волонтерские центры. Основными задачами деятельности этих центров является: предоставление возможности молодым людям проявить себя, реализовать свой потенциал; формирование общественной ценности добровольчества (волонтерства) и позитивного общественного мнения относительно участия молодых граждан в добровольческой (волонтерской) деятельности; развитие системы информационно-консультационной и образовательной поддержки добровольческой деятельности.

В Кубанском государственном университете (КубГУ) 14 мая 2011 г. официально начал работу Волонтерский центр КубГУ. К Олимпийским играм в г. Сочи волонтерский центр КубГУ должен подготовить и обучить 2 850 волонтеров. Волонтерский центр объединил в себе 25 волонтерских отрядов различных факультетов вуза. По данным Центра, за последние три года более 4 500 студентов, преподавателей и сотрудников КубГУ приняли участие в 32 социальных акциях.

Миссия Волонтерского центра КубГУ заключается в пропаганде добровольчества, мотивации и привлечении молодежи к добровольному труду для продвижения олимпийских ценностей, во имя всеобщего блага и приумножения социального капитала России, формирование ее привлекательного имиджа в мировом сообществе. Со студентами-волонтерами в КубГУ работают преподаватели, юристы, специалисты по связям с общественностью, врачи-наркологи, специалисты по работе с молодежью, работники научной библиотеки и др. Цель этой работы - приобрести опыт волонтерской работы и затем самостоятельно работать в молодежной среде.

Традиция волонтерства сильна в Кубанском государственном университете. Еще в 1999 г. на базе наркологического анонимного кабинета была создана Межвузовская волонтерская организация г. Краснодара. Потенциал волонтеров, работающих под руководством врачей-наркологов, используется для профилактики наркозависимости среди молодежи. Задача студентов-волонтеров заключается в мотивировании молодежи к самостоятельному решению своих проблем без употребления наркотиков.

Волонтеры проводят большую работу среди студентов, учащихся школ пригорода г. Краснодара: принимают участие в волонтерском анкетировании, беседуют о последствии приема наркотиков, алкоголя, табакокурения, проводят круглые столы, тренинги «Как сказать наркотику нет!», мастер-классы, деловые игры, направленные на усиление личностных ресурсов. Перед анкетированием со студентами, школьниками волонтеры проводят беседы о целях анкетирования и важности правильного заполнения анкет. После проведения мониторинговых исследований, анализа ситуации осуществляются планирование и организация профилактических мероприятий, апробация модели волонтерского движения в проблемной среде, подготовка и выпуск методических рекомендаций и другой антинаркотической литературы.

Студенты-волонтеры КубГУ неоднократно участвовали в теле- и радиопередачах, публиковали статьи в газетах и журналах краевого и муниципального уровня. Ребята принимали участие в реализации проекта Общественной палаты РФ «От сердца к сердцу» (г. Ростов-на-Дону). Цель проекта: создание условий для эффективного вовлечения молодежи в решение социальных проблем и обмен опытом среди представителей ЮФО. Это проект проходил в три этапа, после его завершения волонтеры получили сертификаты и книжки волонтера. Работа волонтеров КубГУ отмечена многочисленными грамотами, благодарностями, ценными подарками со стороны администрации города, Карасунского округа, директоров школ г. Краснодара.

В 2002 г. в КубГУ на добровольных началах появляется студенческий педагогический отряд «Лидер» - общественное объединение студентов различных специальностей и курсов, добровольно изъявивших желание в свободное от учебы время участвовать в творческой, социально-значимой деятельности. В следующем году в структуре педагогического отряда создается волонтерское движение «Милосердие», для которых девизом жизни стали слова: «Спешите делать добро, если успели - вам повезло!». О деятельности этого отряда можно узнать на сайте Кубанского государственного университета, где публикуются материалы о проведенных добровольческих акциях. В рамках губернаторской благотворительной программы «Цветик-семицветик. Вместе поможем детям»

ежегодно в КубГУ проводятся волонтерские акции по сбору денежных средств, а также выставки-продажи детских поделок.

Ребята, пришедшие по зову сердца, не останавливаются на достигнутом, они ищут новые формы работы со своим сверстниками для расширения волонтерского движения. На сегодняшний день в КубГУ насчитывается более 150 добровольцев, получивших личные книжки волонтеров.

Добровольческое (волонтерское) движение в КубГУ - это сложный, динамичный, развивающийся процесс. Несмотря на успехи в области добровольчества, необходимо сказать и о недостатках. Например, из всего числа созданных на факультетах добровольческих отрядов активно работают лишь единицы, среди них волонтерский отряд факультета химии и высоких технологий «Prima materia», педагогический отряд «Милосердие» факультета педагогики, психологии и коммуникативистики и волонтерский отряд «Акварель» факультета журналистики.

Среди мотивов добровольческой (волонтерской) деятельности можно выделить общественные мотивы (высокая требовательность к себе, коллегам, результатам своего труда, чувство ответственности, долга, патриотизма, сострадания и др.), познавательные мотивы, прагматические мотивы, увлечение внешними признаками, мотивы подражания.

Основными мотивами добровольческой деятельности являются:

Реализация личностного потенциала, проявление своих способностей и возможностей, осуществление человеческого предназначения. Это ведущие мотивы участия человека в социально значимой деятельности. Важная роль в поддержании данной мотивации принадлежит осознанию человеком собственного внутреннего потенциала, определению личной миссии, выбору жизненного пути.

Общественное признание, чувство социальной значимости. Для человека важно получить положительное подкрепление своей деятельности со стороны значимых окружающих, утвердиться в собственных глазах, ощутить свою причастность к общеполезному делу. Основа данной мотивации - потребность человека в высокой самооценке и в оценке со стороны окружающих. Такая оценка играет важную роль в выборе человеком целей и задач собственной деятельности, направления личностного роста.

Самовыражение и самоопределение. Возможность проявить себя, заявить о своей жизненной позиции, найти свое место в системе общественных отношений. Потребность человека в осознании собственной индивидуальности, уникальности своего внутреннего мира и желание выполнять в обществе роль, согласно своей индивидуальности - основа мотивации самовыражения и самоопределения.

Профессиональное ориентирование. Добровольческая деятельность позволяет человеку, особенно молодому, лучше сориентироваться в различных видах профессиональной деятельности, получить реальное представление о предполагаемой профессии или выбрать направление профессиональной подготовки.

Приобретение полезных социальных и практических навыков. Добровольческая (волонтерская) деятельность позволяет приобрести полезные навыки, напрямую не относящиеся к профессиональному выбору человека, но важные для жизни. К ним можно отнести приобретение навыков работы с компьютером, с различными видами техники, строительных навыков, опыта межличностного взаимодействия. Потребность в деятельностном и социальном освоении окружающего мира, в использовании всех возможностей, предоставляемых человеку обществом - одна из насущных потребностей современного человека.

Возможность общения, дружеского взаимодействия с единомышленниками. Добровольческая деятельность позволяет приобрести единомышленников, найти значимый для себя круг общения и получить поддержку в дружеском взаимодействии. Одна из глу-

бинных человеческих потребностей - потребность быть принятым и вовлеченным в лич-ностно значимые социальные отношения.

Добровольческая деятельность дает молодому человеку возможность проявить себя в различных моделях взаимодействия, приобрести навыки, необходимые в дальнейшей жизни для ответственного лидерства и исполнительской деятельности. Потребность в приобретении опыта ответственного взаимодействия является осознанной социальной потребностью.

1. Об организации добровольческой (волонтерской) деятельности в Краснодарском крае: приказ департамента молодежной политики Краснодарского края от 1 июня 2010 г. № 183 [Электронный ресурс]. URL: http://rabotakuban.in fo/files/prikaz2010.doc (дата обращения: 4.12.2012).

2. Студенческий педагогический отряд «Лидер». URL: http://kubsu.ru/Studlife/trudotr/leader (дата обращения:

References (transliterated):

1. Ob organizatsii dobrovol"cheskoy (volonterskoy) deyatel"nosti v Krasnodarskom krae: prikaz departamenta mo-lodezhnoy politiki Krasnodarskogo kraya ot 1 iyunya 2010 g. № 183 . URL: http://rabotakuban.in fo/files/prikaz2010.doc (date of access: 4.12.2012).

Волонтеры и библиотеки – нужны ли они друг другу? (пост №2)

Уважаемые коллеги!

Отряд волонтеров –

Порыв подростковый!

Ему по плечу

Все благие дела,

А помощь друзей,

С этим трудно поспорить,

Библиотеке

Как воздух важна.

Н.Ф. Дик

Могу признаться честно, что в нашей деятельности мы не привлекали волонтеров, не работали в этом направлении. Для нас это неизведанная область библиотечной деятельности. Да, друзья библиотеки есть, но как мне кажется, это немного разные понятия. С целью самообразования, а также информирования таких же библиотекарей как мы, буду размещать информацию о волонтерском движении, формах работы с ним, чтобы понять – как мы можем организовать работу в библиотеке по этому новому для нас направлению.


Волонтёрство в промышленных масштабах

Для тех, кто хочет привлечь волонтёров для помощи в своей работе, М. Олчман, П. Джордан из университета Джона Хопкинса написали специальное пособие «Добровольцы — ценный источник». Ниже -некоторые моменты из пособия.

Что такое волонтёрство?

Волонтёрство — это неоплачиваемая, сознательная, добровольная деятельность на благо других. Любой, кто сознательно и бескорыстно трудится на благо других, может называться волонтёром.


Кто может стать волонтёром?

Чаще всего ответ на этот вопрос таков: им может быть взрослый человек, умелый и ответственный, который может посвятить своё время и умение добровольному труду. Каждый может стать волонтёром, в любой сфере общественной жизни, где есть необходимость.

Что могут волонтёры?

Можно вовлекать волонтёров в те сферы деятельности, которые не опла чиваются, но остаются важными для достижения целей программы. Например, посещение больных в больницах, доставка продуктов старикам, которые уже не могут выходить из дома, работа с детьми в школе или привлечение внимания к историческому памятнику и т. д. Любая работа может выполняться волонтёрами. Волонтёр — это не только помощник или социальный работник, заботящийся об окружающих. Он может быть и учителем, специалистом по компьютерам, политиком, инженером или дизайнером.

Волонтёры могут:

Выполнять задания, не относящиеся к постоянным оплачиваемым работам;

Добавить новое измерение и новых людей к организации;

Принести новые идеи в организацию;

Создать общественное мнение об организации в обществе; Распространять информацию об организации в личном общении с людьми;

Помочь в сборе средств;

Поощрять гражданскую активность.

Мотивация волонтёров.

Часто в качестве мотива для волонтёрской работы выступает потребность в контактах с другими людьми, преодоление чувства одиночества. Волонтёрство отвечает естественной потребности быть членом группы, ценностям и целям которой волонтёр может полностью соответствовать . Факторы мотивации отражены в результатах опроса:

Хочу помогать нуждающимся людям 61%

Надеюсь научиться чему-то новому 46%

Хочу иметь какое-то занятие 41%

Для собственного удовольствия 31%

Хочу познакомиться с новыми людьми 29%

Хочу ответить людям за добро добром 11%

Хочу бороться с определённой проблемой 7%

У меня есть свободное время 4%


Часто люди не могут реализовать все свои потребности, работая только по профессии. В этом случае волонтёрский труд может внести разнообразие, позволяя отвлечься от каждодневной рутины. Волонтёрская работа помогает в удовлетворении таких потребностей, как контакты с новыми людьми, самоудовлетворение, продвижение каких- то ценностей.

Да, «пособие» лаконично и сухо, оно лишено той романтики и тайны, которой было окутано памятное всем нам тимуровское движение, нет в нём и установок на добровольно-принудительный принцип, по которому собирались дружины — «добровольные помощники милиции». Но если использовать все возможности, которые предоставляет сегодня Интернет – блоги, социальные сети и т. д., — найдётся немало людей с такой же мотивацией, которые придут на помощь библиотекам и будут не только заниматься там полезной работой, но и укрепят её социальный статус .

Нужны ли волонтёры библиотекам? А библиотеки — волонтёрам?

(статья из газеты ТЕРРИТОРИЯ L (РГБМ))

Ответ напрашивается сам собой: безусловно, волонтёры нужны. Как без них — особенно небольшим, особенно сельским библиотекам ? Добровольные помощники (их раньше называли читательским активом) всегда были и, надеемся, будут в библиотеках. Но так ли все однозначно?

Нет ли в этом угрозы для будущего библиотечной профессии?

Как молодёжное волонтёрство отвечает задаче библиотеки стать для молодых людей «социальным лифтом»? И чем можно и стоит мотивировать современных молодых людей безвозмездно тратить свое время и силы на помощь библиотекарям и читателям? Ведь на призыв «Нужно — значит, должен» они отвечают: «Кому это нужно и кому я что должен?».

И наконец, в российских библиотеках активно работают молодёжные советы, состоящие из библиотекарей. А во многих зарубежных странах успешно работают тоже молодёжные, но читательские советы. Может, стоит попробовать?

Во избежание разночтений в понимании такого явления, как «волонтёрская деятельность», будем опираться на формулировку, использованную в утверждённых распоряжением Правительства РФ в 2014 году «Основах государственной молодёжной политики Российской Федерации до 2025 года» : «Молодёжная добровольческая (волонтёрская) деятельность — добровольная, социально направленная и общественно полезная деятельность молодых граждан, осуществляемая путём выполнения работ, оказания услуг без получения денежного или материального вознаграждения (кроме случаев возможного возмещения связанных с осуществлением добровольческой (волонтёрской) деятельности затрат). Одной из важных задач государственной молодёжной политики является создание условий для реализации потенциала молодёжи в социально-экономической сфере, а также внедрение технологии “социального лифта”».

В разговоре о волонтёрской деятельности в библиотеках мы будем оперировать, по меньшей мере, тремя видами волонтёрства, которые назвали следующим образом:

а) библиотечно-информационное и культурно-просветительское,

б) неорганизованное (спонтанная, эпизодическая помощь друзьям, знакомым) и организованное (групповое),

в) неформализованное и формализованное (регламентированное и документированное).

Само понятие «волонтёр» появилось в Европе в XVII веке : так называли солдат-добровольцев (наградой их была слава и добыча). На российскую землю оно пришло во времена Петра I, хотя предпочтение отдавалось больше отечественным понятиям «доброволец» и «ополченец» . (Сама же идея добровольной, благотворительной помощи уходит своими корнями в общинный строй, уклад жизни которого диктовал условия выживания в виде добровольной, взаимной помощи друг другу).

Для нас важно то, что в мире организованное волонтёрское движение быстро набирает обороты . Об этом говорит тот факт, что в каждое десятилетие прибавляется по 10 миллионов волонтёров. На сегодняшний день более 110 миллионов человек участвуют в различных добровольческих проектах, программах, инициативах . Приводится такая статистика: 56% американцев, 34 % немцев, 33% ирландцев, 19% французов включились в волонтёрское движение. На этом фоне Россия пока серьёзно проигрывает: волонтёрской деятельностью у нас занимается пока 1% населения.

Причины разные. Те или иные формы организованной добровольческой деятельности всегда были в России : в дореволюционное время в виде службы сестёр милосердия , в советское время в форме субботников, тимуровского, пионерского, комсомольского движений, всевозможных обществ охраны природы и памятников и т. д. Не скроем, многие из этих работ называли порой «добровольно-принудительными». Возможно, это частично дискредитировало в глазах людей саму идею. И в 90-е годы, когда не стало ни комсомола, ни пионерии, ни иных общественных организаций, она резко пошла на спад.

Ситуацию усугубляло то, что, в отличие от многих зарубежных стран, никакого законодательного обеспечения добровольческого труда в Советском Союзе, а потом и в России до недавнего времени не было в принципе. А значит, нет легальной возможности как-то всерьёз стимулировать труд волонтёров. На развитие отечественного волонтёрства отрицательно влияет и то, что эта деятельность не засчитывается в трудовой стаж. Однако есть надежда, что ситуация эта всё-таки разрешится в положительную сторону (но об этом чуть позже).

Резкий всплеск организованного молодёжного волонтёрского движения произошёл в период Сочинской зимней Олимпиады. Незадолго до того в Госдуму был внесён проект Федерального закона №300326-6 «О добровольчестве (волонтёрстве) », адекватно отражающий мировые подходы к этой проблеме. Однако и по сей день он не принят, но, тем не менее, все на него в той или иной мере ориентируются и ссылаются.

Само же волонтёрское движение в олимпийском 2014-м получило мощнейший старт. Тогда была создана Ассоциация волонтёрских центров как продолжение волонтёрской программы «Сочи-2014». Она и стала катализатором развития добровольческого движения в России . Ныне насчитывается уже более 100 центров в 56 регионах страны , и с каждым днём их всё больше. Работу центров координируют комитеты по делам молодёжи, вузы, структуры Министерства образования.

Российская государственная библиотека для молодёжи активно взаимодействует с Ассоциацией. В частности, в партнёрстве с ней 16 февраля 2017 года в библиотеке состоялся Межведомственный круглый стол «Молодёжное волонтёрство в сфере культуры: версии существующие и перспективные». В рамках круглого стола в режиме онлайн блестящую практику взаимодействия с волонтёрами продемонстрировала Самарская областная юношеская библиотека, на базе которой в 2014 году возник «Добровольческий центр». Его главная идея: волонтёры приглашаются не только на стадии воплощения мероприятий в жизнь, но и на стадии разработки идеи, когда молодёжь сама предлагает интересный ей формат, тему, определяет тенденции и тренды .

Ассоциация волонтёрских центров настроена весьма оптимистично относительно взаимодействия с библиотеками страны и предлагает им активно работать с центрами на местах . Вот направления проектов, реализуемых волонтёрскими центрами в регионах : событийное, социальное, культурно-просветительское (ориентированное на поддержку организаций культуры, включая библиотеки), медицинское, экологическое, серебряное (люди старшего возраста), корпоративное (это когда библиотекари при поддержке своей библиотеки выступают волонтёрами по отношению к другим), инклюзивное волонтёрство (вовлечение в волонтёрство людей с ограниченными возможностями). Библиотеки, безусловно, «вписываются» в той или иной мере во все направления (кроме, пожалуй, медицинского).

В последние годы многие библиотеки имели возможность почувствовать на себе, что такое организованное молодёжное волонтёрство , которое в значительной степени питалось идеями, продуцированными зарубежными волонтёрскими движениями.

С неограниченными возможностями молодых волонтёров, подкрепленными их мощным энтузиазмом, РГБМ впервые столкнулась в 2011 году. Тогда в библиотеку пришла инициативная группа студентов с предложением провести на её базе неизвестную на тот момент в стране акцию «Живая библиотека» (запущена в Дании в 2000 году ). Согласно их плану, на территории библиотеки в течение дня должны были состояться встречи множества людей с нестандартными личностями — «живыми книгами». С помощью Интернета ребята нашли 40 потенциальных «живых книг», из которых отобрали 25. Привели полсотни волонтёров, среди которых были медики, психологи; их люди следили за порядком и кормили гостей «чаем и сушками»; координаторы регулировали потоки и отводили людей (их пришло более 500) к понравившимся «живым книгам». В сети акция получила широкое и мощное отражение.

С тех пор молодые волонтёры, представляющие некие группы единомышленников, едва ли не ежедневно предлагают библиотеке различные проекты, привлекательные для молодёжи, которые они самостоятельно готовы реализовать.

У РГБМ есть и свой весьма любопытный опыт привлечения волонтёров-одиночек, который потом поддержали другие библиотеки. Это конкурс библиотечных проектов «Фабрика идей», который проводился два года подряд. В совокупности молодые люди прислали 70 проектов: лекториев, мастер-классов, тренингов, квестов. Из них для внедрения выбраны 12. Некоторые (например, лекторий «Просто психология») длятся уже два года.

В последние два года неорганизованное (спонтанное) молодёжное волонтёрство, ориентированное на проведение в стенах библиотеки тех или иных мероприятий, акций, лекционных циклов, активизировалось необычайным образом . Все жаждут самореализоваться, не требуя от библиотеки никакого материального поощрения. Лекторам достаточно того, что их приходит послушать большое количество людей. И те, кому понравились лекции, затем посещают выступления этих лекторов на коммерческих площадках. Это случается нередко, и это нормальное явление — своего рода компенсация за добровольный труд в библиотеке.

Сейчас в системе поощрения волонтёров появляется, наконец, некая конструктивная (формализованная) составляющая. По инициативе Министерства спорта, туризма и молодёжной политики РФ в 2014 году была начата регистрация волонтёров России. Личная книжка волонтёра — это документ, содержащий сведения о трудовом стаже добровольца, его поощрениях, дополнительной подготовке. Для некоторых коммерческих фирм эти записи (как и рекомендательные письма) уже являются своего рода свидетельством наличия у претендента определённого опыта работы в профильной области. В настоящее время Ассоциация волонтёрских центров готовит поправки в законодательство, которые бы позволили вносить записи о волонтёрской деятельности в трудовую книжку. И тогда уже точно можно будет говорить о том, что волонтерство — это форма «социального лифта» для молодёжи.

Молодые люди сегодня в большей, если не в преимущественной, степени настроены на культурно-просветительское волонтёрство, связанное с участием и сопровождением неких проектов, акций, фестивалей, ярких мероприятий. Им это интересно. А библиотекам нужна их помощь.

Так в Москве создан фонд «Мосволонтёр», в базе которого — более 15 тысяч молодых людей . В фонд за волонтёрами обращаются организаторы фестивалей, крупных мероприятий. В 2016 году для проведения «Библионочи» мы тоже воспользовались услугами фонда, который выделил нам 15 волонтёров.

Но могли бы и обойтись своими силами, если бы у нас был молодёжный библиотечный совет, который мы задумывали создать ещё 5 лет назад. Причём инициатива исходила от молодой сотрудницы, которая сама готова была возглавить его. Вывесили объявления, нашли, чем замотивировать членов совета, быстро собрали инициативную десятку, провели первую встречу… Но дальше всё застопорилось и тихо «умерло». Потому что члены молодёжного совета желали участвовать только в том, что было им весело и интересно делать, а библиотекари не могли, да и морально не были готовы «оторвать» от себя какие-либо участки работы, запустить на свою территорию «чужих». Сейчас ситуация кардинально изменилась.

Что реально стоит поручить членам молодёжного совета в российских библиотеках? Остановимся только на одном — социальном — аспекте работы . Молодые люди могли бы оказывать помощь по доставке инвалидов на библиотечные мероприятия, сопровождению их в библиотеке и обслуживанию мероприятий с их участием. Они могут доставлять книги тем, кто не способен посещать библиотеку в силу преклонного возраста, физических недостатков, а также из-за необходимости постоянного ухода за ребёнком, инвалидом, членом семьи преклонного возраста. Кто-то из молодых способен быть сурдопереводчиком, а кто-то — устанавливать контакты с временными трудовыми мигрантами.

Повторюсь, в советские годы в библиотеках всегда были добровольцы из числа активных читателей (недаром их называли читательским активом). Библиотекарям помогали взрослые, дети и их родители, «выросшие» дети-читатели, не говоря уже о собственных родственниках (прежде всего, мужьях), для которых работа на нужды библиотеки порой становилась второй по объему и значимости после основной.

То, что делали добровольцы в наших библиотеках, мало отличалось от того, чем занимались волонтёры, например, в библиотеках США, с которыми я познакомилась ровно 20 лет назад во время деловой поездки.

Существенная разница заключалась в следующем: если отношения советских, а потом российских библиотек с волонтёрами никак не формализовывались, то в американских библиотеках всё было жёстко регламентировано и документировано.

Вот «Должностные обязанности волонтёра Публичной библиотеки г. Норвич, штат Вермонт».

«Обязанности: Изучать и проводить в жизнь политику библиотеки и участвовать в библиотечных процессах. Помогать библиотекарю или помощнику библиотекаря в следующих видах работы: принимать и выдавать книги; помогать читателям; расставлять книги на полках; отвечать на телефонные звонки; расставлять каталожные карточки под наблюдением библиотекаря; вводить данные в библиотечный компьютер; другая деятельность — по необходимости.

Требования: Должен очень любить работать с людьми. Предпочтительно иметь библиотечный опыт .

Условия: Не полагаются оплата или привилегии. Работа 25 часов в неделю с двумя субботами или 5 часов в неделю с работой каждую пятую субботу в месяц. Отпуск не оплачивается. Больничный лист не оплачивается. Об отпуске следует предупредить библиотекаря за две недели (продолжительность отпуска — до 2 недель). Отпуск за год не может превышать 4 недель. Отпуск, превышающий 2 недели, берётся по договоренности с библиотекарем за 2 месяца. Отпуска предоставляются сначала тем, кто раньше подал заявление. Одновременно в отпуске не может быть больше одного работника. При уходе нужно помочь подыскать себе замену. Через каждые четыре часа работы можно взять десятиминутный перерыв».

С волонтёрами надо обращаться в максимально уважительной и деловой манере, наставляет руководство вермонтских библиотекарей. Следует составить письменные инструкции по выполнению ими тех или иных функций, оказывать волонтёрам помощь в профессиональной ориентации, в обучении и повышении их деловой квалификации. Любой сотрудник (оплачиваемый или не получающий зарплату) должен понимать, чего от него ожидают и насколько он соответствует этим ожиданиям.

А что взамен получает волонтёр? Библиотекарям необходимо вести учёт часов работы волонтёров и выполненных ими задач и проектов для регулярных отчетов об этом перед общественностью города или общины . Для того чтобы волонтёры получали моральное удовлетворение и чувствовали свою нужность, одни библиотеки устраивают для них ежегодный торжественный ленч или пикник, другие публикуют данные о них в местных газетах или информационных бюллетенях. В некоторых местах проводятся курсы обучения волонтёров по сертифицированным программам.

На лицо серьёзная работа над мотивированием волонтёров на помощь библиотеке, с одной стороны, и с другой — формализация взаимоотношений между библиотекой и волонтёрами, вплоть до заключения договора, в котором среди прочего определяются гарантии и поощрения.

Все волонтёры, желающие участвовать в библиотечной жизни, должны иметь рекомендации и заполнить биографическую анкету (включая отпечатки пальцев). С ними заключаются договоры.

Это процесс встречного движения. Люди, причём с определенным уровнем квалификации, должны хотеть и быть мотивированы на безвозмездную работу в библиотеке. А библиотека должна быть готова передать часть работ, которые либо уже делались библиотекарями (в итоге те могут быть сокращены либо переведены на другие должности), либо предложить новые виды работ, которые библиотека планирует, но у неё не хватает кадровых ресурсов их выполнить.

Крупные европейские и американские библиотеки стали рассматривать привлечение добровольцев как способ расширить спектр своих услуг. Считается, что в период экономического кризиса и обусловленного им сокращения штатного персонала наличие волонтёров помогает решить кадровую проблему без привлечения финансов.

Сегодняшняя практика работы с волонтёрами в библиотеках многих зарубежных стран даёт поразительные результаты. В Германии, например, работают 6000 муниципальных и 4000 церковных библиотек, расположенных в сельской местности. 22% сотрудников муниципальных библиотек и 98% сотрудников церковных трудятся на безвозмездной основе. Это означает, что почти половина всех общедоступных библиотек Германии работает сейчас с помощью добровольцев.

В Великобритании в одном из графств в 36 библиотеках работают только 17 штатных сотрудников, остальные — волонтёры и группы «друзей библиотеки» (См. № 11 за 2011 год журнала «Библиотечное дело») . Не так давно в сети появился материал, автор которого с удовлетворением отмечает, что на фоне закрытия нескольких сот британских библиотек и потери работы почти 10 тысячами библиотекарей есть и положительные тенденции: параллельно со значительным сокращением штатных сотрудников, отмечен ещё более значительный рост библиотечных волонтёров — с 2010 года их число увеличилось с 16 до 31,5 тысячи.

О постепенном переходе деятельности библиотек от государственного к общественному финансированию говорит и факт перевода значительного их числа из ведения местных муниципальных советов в управление различного рода общественных организаций.

Эта тенденция (квалифицированную работу делают штатные сотрудники, а малоквалифицированную — волонтёры) постепенно захватывает всё большее число стран. И как это явление будет развиваться дальше — время покажет, прогнозировать пока трудно. Многое зависит от функционала библиотеки и её имиджа в местном сообществе, от наличия свободного времени у жителей города , которое они хотели бы направить на добровольные работы именно в библиотеках (сделали в Швеции шестичасовой рабочий день — сколько времени освободилось для добрых дел!), от включенности граждан в управление городом и т.д. Но очевидно, что замещение библиотекарей волонтёрами и автоматами (RFID технологиями, к примеру) дальше будет только усиливаться.

Подведём итог ко всему вышесказанному.

Трудно и бессмысленно надеяться, что развитию научно-технического прогресса, с одной стороны, и гражданского общества — с другой, можно противостоять, ссылаясь на традиции.

Волонтёрство, в том числе молодёжное, имеет хорошие перспективы . Оно отражает общую тенденцию взаимодействия общественности и государственных организаций в отношении населения, прежде всего, его социальных категорий.

При серьёзном развитии волонтерства в библиотеке встанет вопрос о чётком разграничении функциональных обязанностей по критерию их сложности и специфичности — сначала между штатным персоналом, потом между штатным персоналом и волонтёрами .

В любом случае актуальной становится задача документирования взаимоотношений между библиотекой и волонтёром, четкое обозначение требований, условий, гарантий, преференций, мотиваторов для волонтёров. Это необходимо не только библиотеке, но и в большей степени волонтёрам, особенно молодым.

Если волонтёры нужны только на некий временной период и группами, то целесообразней заключить договор с региональным центром волонтёров.

Альтернативой этому может стать создание в библиотеке молодёжного совета . Для этого нужно выявить в библиотечных процессах проблемные участки, которые стоит доверить волонтерам. И хорошо бы не забывать: всякое благое дело должно быть поощрено.

Этот мир может быть чуть добрей. Верь!

Каждый день и каждый час всё зависит от нас.

Солнца луч и детский смех, счастья хватит для всех!

(Гимн волонтёров)

Волонтер – новый термин, но не новое явление в общественной жизни нашей страны. Синонимом слова «волонтер» является слово «доброволец». Современное развитие волонтёрское движение получило в связи с растущим числом социальных проблем, в решении которых волонтеры незаменимы. В основе волонтерского движения лежит старый как мир принцип «Хочешь почувствовать себя человеком – помоги другому».

В апреле 2014 в МОУ гимназии №1 был создан волонтерский отряд «Улыбка». Первый опыт ребята получили в МОУ ДООЦ им. А.Матросова во время летней экологической смены. Там родилось наше название и девиз « Жить без улыбки - просто ошибка, повсюду улыбки – всюду добро!» Навсегда останутся в памяти увлекательные мероприятия и новые друзья, а благотворительный концерт в пансионате «Туношна» определил одно из главных направлений волонтерской деятельности - помощь ветеранам. Второй год волонтеры организуют акцию «Подарок ветерану» и ездят в пансионат с благотворительными концертами. Тепло и заботу хотят подарить они каждому жителю пансионата.

Для поддержки семей гимназистов, попавших в трудную жизненную ситуацию, волонтеры проводят акцию «Чужая жизнь – уже не мелочь!», осеннюю и зимнюю благотворительные ярмарки. Чего там только нет: дары лета, поделки, елочные украшения, выпечка! Если захотите, то послушайте песню или участвуйте в беспроигрышной лотерее. Детская фантазия, окрыленная идеей добра, не знает границ.

Под опекой волонтеров находится и приют животных «Вита». Ребята собирают корм, лекарства, необходимые животным, средства ухода. Получается столько, что родители могут увезти это только в багажниках машин. Приласкать четвероногого друга, погулять с ним хотят все дети, а три собаки уже обрели новых хозяев и стали питомцами гимназистов.

В год 70-летия Победы волонтеры отряда «Улыбка» принимали участие в акции «Волонтер Победы». Добровольные пожертвования, сделанные родителями гимназистов и жителями бывшего села Смоленское, дали возможность обновить памятник на могиле зенитчиков, охранявших в годы войны железнодорожный мост через Волгу. К сожалению, поисковая работа пока не дала результата, и памятник остался безымянным.

Для музея гимназии ученики и учителя создали Книгу Памяти, включив в нее сорок пять рассказов в прозе и стихах о детях войны, защитниках Родины, тружениках тыла, принесших нам Победу. Память о них хранилась в семьях ребят, а теперь стала достоянием всех гимназистов, и будет передаваться из поколения в поколение.

В этом году волонтеры участвовали в серии обучающих семинаров, проводимых Городским центром внешкольной работы, акции «Даешь добро!», танцевали флэш-моб на «Весенней неделе добра», защищали проекты на конкурсе к 5-летию благотворительной организации «Гринпёс». А сколько еще планов, которые обязательно осуществятся!

А для членов редакционного клуба «Ровесник» стало прекрасной возможностью, побывав здесь, познакомиться с волонтёрами. Потому как, перефразировав известную фразу Ротшильда: «Владеешь информацией - владеешь миром», скажем: чем большей человек владеет информацией, тем более правильный жизненный выбор он сделает. С такой точки зрения, думается, этот материал будет очень полезен и нашим читателям.

Кто же такие волонтёры? Выяснить это задались целью юные журналисты. И вот уже в фойе, рассматривая красочно оформленные инфор-мационные стенды, мы заочно знакомимся с деятельностью волонтёрских групп. Здесь рас-сказывается о проведённых во-лонтёрами различных благотво-рительных акциях, мероприятиях по благоустройству территорий, экологических рейдах и акциях профилактической направленно-сти. Да, эти ребята не сидят сло-жа руки!

А вот и они сами - со светлыми улыбками, добрыми, умными гла-зами, чуточку постарше ребят из «Ровесника». До начала меропри-ятия нам удаётся побеседовать с некоторыми из них.

Мне нравится помогать лю-дям, участвовать в различных мероприятиях, которые позво-ляют изменить этот мир, сделать его добрее. Кроме того, у меня появилось много друзей среди единомышленников, - делится ученица 8 «а» класса УСОШ №2, член волонтёрского объединения «Мы вместе» Ирина Зозина.

В волонтёрском объедине-нии «Инициатива» Дома детского творчества я уже три года. Ядо-брый человек, и для меня делать добро - это вполне естественно. В жизни всегда есть люди, кото-рые нуждаются в нашей помощи, - говорит десятиклассник Антон Шастин.

С начала года я участвую в со-циально значимых делах, затева-емых волонтёрским объединени-ем «Родник». Для меня это новый опыт, новые знания и, конечно же, новые друзья. Мой жизненный девиз - ни дня без добрых дел, - вступает в разговор ученица 8-го класса Терсенской средней шко-лы Настя Ловкова.

Делая добро, получаешь большой энергетический заряд. В прошлом году в конкурсе агит-бригад против наркотиков наше волонтёрское объединение «Вме-сте» получило 1-е место, - гово-рит учащаяся 10-го класса УСОШ №1 Влада Вершинина.

Словом, волонтёром быть здо-рово! Явижу, как глаза моих ре-бят загораются неподдельным интересом. В этом и заключается одна из задач проекта - популя-ризовать волонтёрское движение в молодёжной среде.

И вот уже всё внимание обра-щено на сцену. К волонтёрам с приветственным словом обраща-ется руководитель сектора моло-дёжной политики Н.В. Круглова. «Сегодня, презентуя районный проект по развитию доброволь-чества, мы нацелены на то, чтобы поддержать наших волонтёров в их благих начинаниях», - отмети-ла она.

Инициатива развития добро-вольчества находит поддержку у руководства района.

Волонтёрское движение, при-шедшее на смену ранее органи-зованной системе «октябрята - пионеры - комсомол», призвано помогать государству. Сегодня в России оно набирает обороты. Яркий пример - та важнейшая со-циальная миссия, которую выпол-няли волонтёры в Сочи. Добрые дела, совершённые в юности, формируют систему ценностей у подрастающего поколения, кото-рые они возьмут с собой во взрос-лую жизнь. На волонтёров огром-ная надежда, - выступая перед участниками проекта, подчеркнул глава местного самоуправления А.М. Шилин.

Волонтёры - важнейший ре-сурс современного гражданского общества. Нам с вами предстоит немало совместных добрых дел на благо района. Вы не ждёте по-нуканий, а сами спешите туда, где требуется ваша помощь, - обратился к молодым людям за-меститель главы администрации района по социальным вопросам С.А. Смирнов, куратор данного проекта.

Ощущение локтя, сопричастно-сти к одному важному большому делу - бескорыстному служению людям - давало и присутствие на встрече координатора областно-го проекта Юлии Боговой, кото-рая в этот день желала уренским волонтёрам удачи в претворении задуманного.

От слов перешли к делу. Реа-лизация проекта включает в себя три блока. Образовательный блок предусматривает проведение че-тырёх тематических семинаров. Следующий блок «Совместная деятельность» заключается в реа-лизации собственных планов во-лонтёрских групп и их совместной деятельности. На территории рай-она планируется проведение двух крупных акций: «Волонтёры про-тив наркотиков» и «Фримаркет - территория свободного обмена». И третий блок - непосредственно конкурс «Лучшее волонтёрское объединение-2014», итоги кото-рого будут подведены 5 декабря в Международный день доброволь-цев. Итак, вниманием аудитории вновь завладели Н.В. Круглова и ведущий специалист сектора мо-лодёжной политики О.Г. Весело-ва. У них волонтёрам предстояло многое узнать о добровольческой деятельности, потренироваться и даже попробовать свои силы в разработке плана антинаркотиче-ского десанта «Волонтёры против наркотиков».

В завершение мероприятия волонтёрам вручили волонтёр-ские книжки. Впереди у добро-вольцев большая работа, кото-рую мы ещё увидим и о которой услышим, в частности, и от са-мих ребят. Не случайно одна из обучающих секций была посвя-щена информационному полю добровольческой деятельно-сти.

Я предлагаю вам познакомиться с некоторыми положениями концепции " "

Кто такой волонтер?

Волонтер – это человек, несущий веру в доброе, надежду на будущее и любовь к окружающим!

Волонтер или доброволец?

Не имеет значения, так как “волонтер” – слово французского происхождения, а “доброволец” – слово отечественное. Употреблять можно в зависимости от контекста. Предпочтение лучше отдавать отечественному слову, так как подсознательно мы понимаем значение корней, из которых состоит слово: добро и воля.

Кого можно назвать настоящим волонтером?

Многие думают, что волонтеры – это те, кто не берет денег или другое поощрение за свой труд. Бесплатность труда добровольцев является лишь признаком, а не сутью добровольчества. Слишком низко оценивать настоящего волонтера тем, что берет он деньги за работу или нет. Если вы рассуждаете именно так, то для вас волонтер предстает как «недалекий человек».

Добровольцы в своей деятельности движимы не просто потребностями «по Маслоу», а нравственными ценностями. В добровольцах есть то, что мы хотим видеть в обществе, в семьях и в себе лично. В добровольцах ценности воплощены на деле, а не только на словах. Находясь рядом с ними, мы можем это почувствовать, зарядиться желанием жить так же как они. Для воспитания и развития человека необходим пример воплощенных в жизнь ценностей – в этом главная ценность добровольчества.

Поэтому настоящий доброволец – это пример нравственности и здорового образа жизни, толерантности и сотрудничества, осознанности и бескорыстия. Об этом говорит Всемирная декларация добровольцев.

Отличительные признаки добровольчества?

Чем подлинная добровольческая деятельность отличается от трудовой деятельности, социальной защиты, педагогической практики, внеурочной деятельности школьников и студентов, а также благотворительной деятельности?

1. Осознанность – первый и наиболее важный отличительный признак. Порыв к добровольческой деятельности должен идти изнутри человека – от собственных убеждений и ценностей. Доброволец глубоко осознает и оценивает свои мотивы, цели и задачи, ход и средства добровольческой деятельности.

2. Инициативность характеризует настоящих добровольцев, их хозяйское отношение и гражданское участие в жизни общества. Можно сказать: «Волонтер не ждет, когда его попросят что-то сделать, он видит, что нужно делать, или спрашивает об этом сам!»

3. Добровольность – доброволец действует без какого-либо принуждения. Если человек действует под административным нажимом, по воле «авторитетного» человека, на основе устава организации, по распорядку учебного заведения, то он не волонтер.

4. Бескорыстие – это безвозмездный труд, а также не полностью оплачиваемый, при условии, что за подобный труд человек мог бы реально получить большую оплату. Настоящий волонтер не мотивируется вторичными выгодами: профессиональный рост, расширение социальных связей, публикации в СМИ и др. Если личных выгод не будет, он всё равно будет заниматься добровольческой деятельностью.

5. Личное действенное (непосредственное) участие в добровольческих проектах отличает волонтера от жертвователя денег, руководителя благотворительного фонда и т.п. Кроме руководящей, образовательной или консультативной деятельности настоящий волонтер наряду с другими непосредственно участвует в добровольческих проектах, так как личный пример – это главный убедительный аргумент в мотивировании других!

6. Нацеленность на развитие общества отличает подлинного волонтера от человека, который интересно проводит время, ищет личные выгоды в помощи другим или отстаивает интересы своей организации. Подлинный волонтер ищет сотрудничества с другими или, по крайней мере, открыто выражает свою солидарность. Организации, которые замыкаются только на своих проектах или задачах, использует для себя идею добровольчества, но не развивают культуру добровольчества в обществе. Для них добровольцы – это бесплатная рабочая сила для решения социальных проблем.

Настоящий волонтер руководствуется осознанным желанием совершать поступки (деятельность) на благо других людей и общества, а не поиском выгоды для себя или группы, к которой он принадлежит.

Волонтер как стиль жизни или как должность в организации?

Среди некоторых НКО распространено мнение, что новичок в общественной организации – это волонтер, т.е. тот, кто пока ничего не умеет, ему еще нельзя полностью доверять, и ему, соответственно, не за что платить. Поэтому он работает на безвозмездной основе не по своему выбору, а по внутреннему распорядку организации. В таких организациях происходит разделение на «специалистов» и «волонтеров». Другими словами, происходит оценка волонтера с точки зрения профессионального выполнения своих обязанностей. Это неверно!

Волонтер – это, прежде всего, обладатель высоких нравственных качеств, говорящих о его мотивации и образе жизни, а не уровень профессионализма. Определение «волонтер» или «доброволец» может относиться и к начинающему, и к эксперту. «Волонтер в организации» означает, что человек добровольно и бескорыстно выполняет определенные обязанности. Волонтером можно быть и не относясь к какой-либо организации, временно присоединяясь к проектам организаций или проводя собственные проекты.

Став членом организации, волонтер обязан подчиняться уставу и решениям организации. Для настоящего волонтера быть волонтером важнее, чем быть членом организации! Поэтому Всемирная декларация добровольцев для него важнее, чем устав организации или её решения. В идеале все организации, привлекающие волонтеров и использующие определение «волонтер», должны привести свои взаимоотношения с волонтерами в соответствие со Всемирной декларацией добровольцев.

Кодекс чести добровольца

1. Деятельность добровольца направлена на благо других людей и привносит в общество диалог и сотрудничество.

2. Доброволец не вправе требовать поощрения или получать материальное вознаграждение, равное или выше стоимости выполненных работ.