«И Тебе Самой душу пройдет оружие…. И тебе самой оружие пройдет сквозь душу Литания к страждущей матери

20.07.2023

Благовещение Пресвятой Богородицы.

Неделя 3 Великого поста, Крестопоклонная.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Когда апостол Павел пишет своим духовным детям о браке, о семейных взаимоотношениях, о том, что последует за свадьбой, у современного читателя может возникнуть ощущение, что Христов посланник больше всего на свете хочет своих адресатов просто-напросто напугать: «Соединен ли ты с женой? не ищи развода. Остался ли без жены? не ищи жены. Впрочем, если и женишься, не согрешишь; и если девица выйдет замуж, не согрешит. Но таковые будут иметь скорби по плоти; а мне вас жаль» (1.Кор.7.27,28). Особенно поражает это последнее «мне вас жаль»! Странная вещь: разве брак не является делом, заповеданным Богом и потому богоугодным, разве не Сам Бог сказал Адаму и Еве: «плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею» (Быт.1.28)? Почему же тогда – «жаль»?

Выпавшие на сегодняшний день два события церковного года: светлый праздник Благовещения Пресвятой Богородицы и третье воскресенье Великого поста, которое Церковь именует «Крестопоклонным», то есть посвящённым поклонению Кресту, на котором был распят Сын Преблагословенной, – парадоксально соединяют радость брака и его скорбь. Два эти события, как и те два евангельских отрывка, которые мы только что читали за литургией, ещё и ещё раз напоминают нам о великом трагизме того, что Церковь называет Домостроительством Божиим – замыслом нашего Бога о спасении падшего и погибающего человечества.

Кроткий ответ Богоотроковицы архангелу: «Се, Раба Господня, да будет Мне по слову твоему» (Лк.1.38) – на самом деле есть просто исполнение, и исполнение абсолютное, совершенное, того, что Бог заповедал каждому из нас: «…отвергнись себя, и возьми крест свой» (Мк.8.34). «Неискусобрачное зачатие» и безболезненное рождение Богомладенца были только ступенями, которые привели Богородицу на Голгофу. Страшные гвозди Креста пронзили не одну лишь Священную Плоть Сына Человеческого, но и Пречистое Сердце Девы. Язвы Сына сокрушили сердце Матери. Так исполнилось «проречение Симеоново»: «…и Тебе Самой оружие пройдет душу» (Лк.2.35). Так «Сила Божия» совершилась, осуществилась «в немощи» (2.Кор.12.9). Вот чем обернулось смиренное и радостное согласие, вот что на самом деле означает быть «Рабой Господней», вот чем заканчивается всякая попытка «взять крест свой»! Ведь следовать за Господом необходимо до конца, до Голгофы, «до смерти, и смерти крестной» (Флп.2.8).

Мать Пресвятая Богородица прошла этим скорбным путём. Она не испугалась Креста, Она не бежала скорби, Она смиренно и кротко понесла обиды и унижения, боль и ужас. И в результате Её радость, возвещённая архангелом, стала и нашей радостью. Нас никогда бы не согревала надежда на Вечную Жизнь, если бы Она, единственная из всего рода человеческого, не решилась однажды стать «Рабой Господней» – полностью, всецело, до конца, до того страшного мига, когда Сын Её и Бог в смертной муке возопил на Кресте: «Боже Мой, Боже Мой! для чего Ты Меня оставил?» (Мф.27.46). Подумайте, Она слышала этот крик! Но и в этот час, когда «завеса в храме раздралась надвое, сверху донизу; и земля потряслась; и камни расселись; и гробы отверзлись; и многие тела усопших святых воскресли» (Мф.27.51,52), и в этот час Она, наша Заступница и Ходатаица, не забыла о радости, обещанной архангелом, не поколебалась в вере.

Не только в браке мы, по слову апостола, «будем иметь скорбь». «В мире будете иметь скорбь» (Ин.16.33), – обещал нам Господь. В том и состоит великий трагизм замысла Божьего о нас, что «многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Божие» (Деян.14.22). А если хочешь сохранить душу свою в бестрепетной безмятежности, если цель твоей жизни – покой и тишина, тогда уж лучше было бы тебе родиться в этот мир не человеком, а бездушной скалой, холодным камнем, не ведающим ни слёз, ни скорби, ни страха, ни боли расставания. Но мы, слава Богу, люди! Потому и радость брака растворена у нас скорбью разлуки. Любая мать знает, что и ей «оружие может пройти душу». Знает, но несёт свой крест. Знает, но не отказывается от «скорби брака», потому что помнит слова своего Спасителя: «Женщина, когда рождает, терпит скорбь, потому что пришел час ее; но когда родит младенца, уже не помнит скорби от радости, потому что родился человек в мир. Так и вы теперь имеете печаль; но Я увижу вас опять, и возрадуется сердце ваше, и радости вашей никто не отнимет у вас» (Ин.16.21.22).

Матерь Божия не устрашилась и не дрогнула, когда голос архангела позвал Её. Точно так же не смутилась Она и перед высокими и страшными ступенями Иерусалимского Храма, когда навек расставалась с родителями Своими. Не отказалась Она и от креста, когда праведный Симеон пророчествовал Ей о грядущих испытаниях. Потому-то и стала Она «главизной нашего спасения», потому и ублажают Её «все роды». Аминь.

И старец сказал, повернувшись к Марии:
«В лежащем сейчас на раменах Твоих
паденье одних, возвышенье других,
предмет пререканий и повод к раздорам.
И тем же оружьем, Мария, которым
терзаема плоть Его будет, Твоя
душа будет ранена. Рана сия
даст видеть Тебе, что сокрыто глубоко
в сердцах человеков, как некое око».
И.Бродский «Сретение»

Меня всегда смущало народное понимание праздника Сретения. «Этот праздник символизирует встречу зимы с весной. В этот день… », — то и дело услышишь по радио или прочтешь где-нибудь. Какая еще весна, где она с зимой встретилась 15 февраля? А по старому стилю — это и вовсе начало самого снежного месяца. Хотя если не буквально… Слово-то главное названо — «встреча». И встреча эта случилась.

Мир, лежащий во грехе, страхе, проклятии за грехопадение человека, подобен долгой ледяной ночи. Но живущие под ее гнетом, почти отчаявшись, все же узнают о рассвете. Пусть солнечные лучи еще не пробились, но ветер уже сорвал тяжелое сонное безмолвие, и откуда-то издалека повеяло чем-то теплым. И тот, кто шел через эту долгую ночь, кто был в ней одинок, оставлен и неутешен, кто, возможно, не видел и смысла в этом пути, вдруг осознает, что каждый его шаг — это не движение в никуда, а шаг навстречу Тому, Кто столько времени этой встречи так же очень ждал. И это знание дает силы преодолевать и собственное бессилие, и боль, и даже безверие.

Сретение — это добрая весть о бессмертии для умирающего. Это радость о скорой Победе, до которой очень многие не дожили, но есть сила, которая имеет власть воззвать их даже из бездны ада. Это последняя надежда, которая, как рука, подана отчаявшемуся в могилу. Это дивный светлый берег, путь к которому лежит сквозь смертельный шторм. Пусть он не оставит и щепки от наших утлых лодок, но наступивший рассвет принесет на волнах нас к Дому, где отрет Бог всякую слезу с очей их, и смерти не будет уже; ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет (Откр. 21, 5).

Мы узнаём о событиях того дня из Евангелия. На сороковой день от рождения Спаситель был принесен Матерью и святым Иосифом в храм. По закону Моисееву родители должны были приносить в храм своих первенцев (то есть первых сыновей) для посвящения Богу. Сорок дней являлись для матери периодом очищения, после этого она приходила в храм с младенцем, чтобы принести Господу благодарственную и очистительную жертву. Пресвятая Дева не имела нужды в очищении, ибо неискусомужно родила Источник чистоты и святости, но по глубокому смирению Своему Она подчинилась предписанию закона.

В то время жил в Иерусалиме праведный старец Симеон. Ему было откровение, что он не умрет, пока не увидит Христа Спасителя. По внушению свыше благочестивый старец пришел в храм в то время, когда Пресвятая Богородица и праведный Иосиф принесли туда Младенца Иисуса. Богоприимец Симеон взял Бого-младенца на руки и, благословив Бога, изрек пророчество о Спасителе мира: Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыка, по слову Твоему с миром, ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицем всех народов, свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля (Лк. 2, 29-32). Пресвятой Деве праведный Симеон сказал: Се лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий, и Тебе Самой оружие пройдет душу, да откроются помышления многих сердец (Лк. 2, 35). В храме была также 84‑летняя вдовица Анна, пророчица, дочь Фануилова, которая не отходила от храма, постом и молитвой служа Богу день и ночь. И она в то время, подойдя, славила Господа и говорила о Нем (Богомладенце) всем, ожидавшим избавления в Иерусалиме (Лк. 2, 37-38).

Так происходит в Иерусалиме мало кем замеченное величайшее событие в истории человечества. Тьма озарена светом, надежда омыла теплом уставшее от мрака сердце. Да, еще пройдет некоторое время, пока исполнится то, чему надлежит быть. Но Дева родила, пророчество Исайи сбылось, и с нами Бог (Ис. 7, 14). С нами Тот, Кто понесет грех мира, Кто избавит живущих и умерших от ночи вечной, Кто откроет объятия убивающему Его миру. Сейчас Он маленький и беззащитный в старческих руках. Что почувствовал Симеон, когда узнал Его? Прежде всего, наверное, что с Ним завершалось все ветхое. Он это осознал, и поэтому теперь и смерть для него была, как позже скажет апостол Павел, приобретением (см.: Фил. 1, 21-23). Это было избавление. Это был новый исход.

Как же, наверное, тяжело ему было сказать Божией Матери про оружие, которое пройдет Ей душу! Но представьте и другое — каково Ей Самой было жить с этим знанием. Каково это: знать всю жизнь, что твой ребенок, твой первенец, единственный, будет на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий? Ее путь к Голгофе начался там, в день встречи с Симеоном. Тихий небесно-голубой цвет украшает наши храмы в этот день, указывая на тайну Пречистой Девы и Ее подвиг. У Креста Она приняла весь род человеческий под Свой покров. Как это постичь? Ведь «…туда, где молча Мать стояла, так никто взглянуть и не посмел» (А. Ахматова).

Всем нам знакома икона Божией Матери «Умягчение злых сердец». А все ли мы знаем, что этот образ имеет еще одно название — «Симеоново проречение»? Подобно тому, как Христа пронзят гвоздями и копием, так и душу Пречистой Девы поразит оружие печали и сердечной боли. О чем Она молилась, видя избитого и распятого Сына? Сожалела ли Она о тех, кто был ослеплен сатанинской яростью?

А мы? Когда нас самих кто-то задевает, молимся ли о них, жалеем ли их, понимаем ли, что обижающие нас — лишь орудие в руках настоящего, невидимого врага? Мы не способны терпеть невзгоды и оскорбления в отношении себя, а Ей пришлось увидеть весь ужас того, что творится в сердцах людей, ослепленных ненавистью. Страшно? Ей было страшнее. Помните, как писал убитый большевиками Николай Гумилев:

Ничего я в жизни не пойму,
Лишь шепчу: «Пусть плохо
мне приходится,
Было хуже Богу моему
И больнее было Богородице».

Но прореченное Симеоном — это не только указание на грядущее страдание и печаль, это еще и пророчество о том, что нет, не было и никогда не будет в нашей жизни того, что не было бы уврачевано Божественной жертвой.

А еще праздник Сретения — это напоминание о предстоящем Великом посте. Сказанное Симеоном было принято Богородицей со смирением. Но все же оно не могло не встревожить душу молодой Матери. Ее сострадание Сыну, как уже сказано выше, началось со слов Симеона. Не пост ли это? Не сорокадневный — пожизненный пост. Ведь Она жила с этим до самого страшного дня — и всю оставшуюся Свою жизнь.

Сретение — это праздник, это торжество, но это еще и скорбь Матери… Прежде Животворящего Креста было проречено о незримом, порой невыносимо тяжком кресте материнства.

Мне нередко приходится видеть совсем маленьких детей в безнадежном состоянии. Входить в детскую реанимацию очень тяжело… но еще тяжелее не быть там. Особенно их матерям, тем, для кого время — это замершая на мгновенье секира, уже занесенная над детской кроваткой. Ночь становится бесконечной — и тогда, незримо и тихо, Она вновь предстает, как тогда в Иерусалиме, готовая принять и наши испытания.

Он шел по пространству,
лишенному тверди,
он слышал, что время
утратило звук.
И образ Младенца с сияньем
вокруг
пушистого темени смертной
тропою
душа Симеона несла
пред собою,
как некий светильник,
в ту черную тьму,
в которой дотоле еще никому
дорогу себе озарять
не случалось.
Светильник светил,
и тропа расширялась.

И.Бродский «Сретение»

Газета «Православная вера» № 3 (551)

34–35. И благословил их, т. е. родителей. Самое благословение нужно понимать как молитвенное благопожелание милостей от Бога. - И сказал Марии, Матери Его. Ев. Лука не говорит, чтобы Симеон «духом» прозрел необыкновенное, безмужнее зачатие Мариею Христа. Вероятнее всего предположить, что Симеон обращается к одной Марии как к более заинтересованной судьбою ее Сына: мать больнее чувствует несчастия, постигающие ее детище. - Се. Вот, я вижу - как бы говорит Симеон. - Лежит - т. е. таково Его назначение (ср. Флп I, 16). - На падение… Симеон, в согласии с кн. Ис (VIII, 14; ср. Мф XXI, 42. 44), имеет здесь, конечно, в виду тот суд (Ин III, 19 и сл.), который должен совершаться над людьми вследствие явления и деятельности Мессии. Многие, по Божественному решению, должны соблазниться относительно Мессии и пасть или впасть чрез неверие в ожесточение и погибель, а многие другие должны восстать чрез веру в Него к новой, лучшей, жизни. Все это будет совершаться в Израиле, т. е. Симеон пока имеет в виду только деятельность Самого Христа, которая прошла, как известно в проповедании Евангелия, только в народе Израильском - (пребывание и проповедь в Самарии - Ин 4-я гл. - было исключением). - Предмет пререканий - точнее: в знамение, относительно которого будет много споров (είς οημεΐον άντιλεγόμενον). Явление Христа хотя само по себе и было несомненно чудесным знамением или признаком исполнения Божественных обетовании, тем не менее встретило против себя сильные протесты со стороны мира (ср. Рим Х, 21), которые и разрешились распятием Христа (Евр ХII, 3). - И Тебе самой меч пройдет душу. Симеон только что сказал о судьбе, ожидающей Иисуса. Теперь он обращает свой взор к матери Иисуса и видит, как она будет страдать и болеть душою, когда Сын ее станет таким предметом пререканий, в особенности же когда она будет смотреть на смертные мучения Его, какие Он будет переносить на кресте (Зигабен). Ощущение, какое она получит при этом, будет так болезненно, как болезненно бывает, когда сердце проколют мечом. - Да откроются помышления многих сердец. Цель, какую имел Бог, предназначая Иисуса Христа на такое служение, при котором должны были начаться распри в народе, какие в свою очередь должны были тяжело отозваться на Его Матери, состояла в том, чтобы из многих сердец (ср. Мф XV, 19) вышли, обнаружились, доселе скрытные мысли. Раскрытие же или обнаружение мыслей произойдет тогда, когда нужно будет стать или на сторону Христа, или же - против Него.



Тут была также Анна пророчица, дочь Фануилова, от колена Асирова, достигшая глубокой старости, прожив с мужем от девства своего семь лет,

Вдова лет восьмидесяти четырех, которая не отходила от храма, постом и молитвою служа Богу день и ночь.

И она в то время, подойдя, славила Господа и говорила о Нем всем, ожидавшим избавления в Иерусалиме.

36–38. Тут была также - правильнее: «и была» (καί ήν) - Анна пророчица, т. е. женщина, одаренная способностью составлять священные песнопения (ср. Исх XV, 20) или же просто получившая такое прозвание за свою благочестивую жизнь. - От колена Асирова. Она принадлежала к колену, которое не вернулось из плена в Палестину. Может быть, отец ее, Фануил, один вернулся на родину. - От девства своего. Значит, она была только один раз замужем. - Вдова… Это выражение соединено с предыдущим и должно быть переведено так: «прожив с мужем… и теперь будучи вдовою (καί αΰτη χήрα») 84-х лет от роду (ср. Мф ХVIII, 21 и cл.) - Которая… Эти слова относятся к выражению: «и была Анна пророчица», а между ними находящиеся представляют собою вносное предложение. - Не отходила от храма, т. е. особенное усердие проявляла к общественному богослужению (ср. XXIV, 53). Здесь нет намека на то, что она жила в храме, хотя Иосиф Флавий и упоминает о зданиях при храме, назначенных для предавших себя благочестию женщин и девиц. В самом храме оставаться на долгое время не позволялось никому (Едершейм с. 254). - Постом и молитвою… При этом дома она и дни и ночи проводила в посте и молитвах, чтобы угодить Богу. - И она в то время - точнее: в тот самый час (αύτή τή ώρα), когда Симеон беседовал с Марией. - Подошедши, - т. е. вышедши на вид, чтобы говорить (έπιστάσα). - Славила Господа - точнее: «говорила в ответ на хвалебную речь Симеона» или раскрывала с своей стороны те же мысли, что высказаны были старцем. - И говорила о Нем, т. е. о Христе. - Ожидавшим избавления… Неоднократно Анна повторяла о пришествии Мессии: на это указывает и прош несов. глаг. λαλέω - ελάλει - говорила. - Избавление - (λύтρωσιν) - прежде всего, политическое освобождение ср. 1, 68.

Согласно Евангельскому повествованию, праведному старцу Семеону, много лет пребывавшему в недоумении о значении слов в книге пророка Исаии «Се Дева во чреве приимет и родит Сына…», было предречено, что он не умрет, пока не увидит Спасителя. На сороковой день по Рождеству Христову, когда во исполнение закона Моисеева, согласно которому все родители должны были своих первенцев приносить в храм для посвящения Богу, Мария с Иосифом принесли Младенца Иисуса в Иерусалим. Праведный Симеон Богоприемец, как священнослужитель, принял Младенца на руки и, Духом Святым прозрев в Нем Бога, воскликнул: «Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему, с миром…» (Лк 2, 29-32). Предвидя же скорбь, которую придется перенести Божией Матери при распятии Христа, праведный Симеон обратился к Ней со словами: «Се, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий, — и Тебе Самой душу пройдет оружие, — да откроются от многих сердец помышления». (Лк 2, 34-35). Именно этот Евангельский сюжет лег в основу почитаемой на Руси иконы Божией Матери «Семистрельная», передающей в аллегорической форме пророческие слова праведного Семеона Богоприемца во время сретения — встречи Богомладенца.

Пророчество праведного Симеона Богоприимца на «Семистрельной» иконе изображено видимыми символическими знаками – мечами, или, иногда, стрелами. Выбор образа меча, связанного в человеческом представлении с пролитием крови, не случаен и изображает великое горе Божией Матери, поскольку, как пишется в книге Левит, «… душа всякия плоти кровь его есть» (17,11). На иконе Божия Матерь изображена Одна, без Предвечного Младенца. Этот образ отражает то одинокое страдание Пресвятой Богородицы, которое Она испытывала за Своего Божественного Сына в течение всей Своей жизни и особенно во время Страстных дней Спасителя. В Священном Писании число семь символизируют полноту чего-либо. В Церкви с древности утвердилось понятие о семи основных добродетелях, семи смертных грехах; существует также семь церковных таинств и т.д. Семь мечей, пронзающих сердце Пресвятой Богородицы, говорят о полноте той скорби, которую Она претерпела в земной жизни. Есть и другое толкование образа семи мечей, пронзающих грудь Пресвятой Богородицы. Это — семь главных греховных страстей человека, которые приносят Божией Матери новые душевные муки.

Существует очень схожий вид иконы Божией Матери, который называется «Умягчение злых сердец», или «Симеоново проречение». Небольшое иконографическое отличие образов Богоматери «Семистрельной» и «Умягчение злых сердец» состоит в том, что на первой из них «стрелы» пишутся по три с одной и четыре с другой стороны, а на второй — по три справа и слева, а одна снизу. В настоящее время в Русской Православной Церкви принято считать эти иконы разновидностями одного иконографического типа и, соответственно, объединять дни их празднования — 26 августа, 15 февраля (в день Сретения Господня) и в Неделю всех святых, когда в дореволюционной России чествовали образ Божией Матери «Умягчение злых сердец». Еще один Богородичный образ, имеющий свою особую историю, непосредственно носит название «И Тебе Самой душу пройдет оружие…» или «Страстной». На этой иконе Пресвятая Богородица изображена в молитвенном положении. Одной рукою Она поддерживает лежащего у Ее ног Младенца, а другой прикрывает Свою грудь от семи направленных в нее мечей.

Первоначальный чудотворный образ «Семистрельной» Божией Матери, согласно церковного предания, был написан в глубокой древности. В изданиях XIX века сообщается, что этой иконе более пятисот лет. В дореволюционной России был известен один ее чтимый список, который отождествлялся с самим легендарным оригиналом. Он был сделан в XVIII столетии и, возможно, с не сохранившегося изначального образа.

О первом прославлении иконы Божьей Матери «Семистрельная» сохранилось следующее предание. Некий крестьянин Кадниковского уезда много лет страдал от хромоты и уже отчаялся в возможности исцеления. Однажды в тонком сне Божественный голос повелел ему найти на колокольне Богословской церкви на берегу реки Тошни, неподалеку от Вологды, где хранились ветхие иконы, образ Пресвятой Богородицы и с верой помолиться перед ним об исцелении своего недуга. Два раза он приходил в храм и, рассказывая о своём сне, просил впустить его на колокольню. Но крестьянину не верили и отказывались исполнить его просьбу. Лишь в третий раз церковнослужители позволили ему подняться на колокольню. Оказалось, что икона, покрытая сором и грязью, словно простая доска служила ступенькой лестницы, по которой поднимались звонари. Ужаснувшись этому невольному кощунству, священнослужители омыли образ и отслужили перед ним молебен, после чего крестьянин обрел полное исцеление.

Память об этом чуде могла исчезнуть, если бы через несколько лет новое знамение Божие, не явило чудотворную силу «Семистрельной» иконы Божией Матери. В 1830 году большую часть Европейской России, в том числе и Вологодскую губернию, постигла страшная эпидемия холеры. Во время этого мора из Тошни в Вологду были перенесены многие святыни, среди которых был и «Семистрельный» образ. Христолюбивые жители Вологды обнесли «Семистрельную» икону торжественным крестным ходом вокруг города. После этого всеобщего моления перед чудотворной святыней холера отступила так же внезапно, как и пришла. Со времени икона прославилась многими чудесными исцелениями больных по молитвам перед ней Богородице. После 1917 года чудотворный образ исчез из Иоанно-Богословской церкви.

В настоящее время мироточивая икона Богоматери «Семистрельная» находится в храме Архангела Михаила на Девичьем поле в Москве. Еще один мироточивый хранится в Воскресенском кафедральном соборе города Арзамаса Нижегородской области. Икона написана в XIX веке, по преданию одним из учеников основателя перовой провинциальной школы живописи в России А.В. Ступина. Начиная с 1998 года, на образе несколько раз замечали капельки благовонного мира, освидетельствовал которые епископ Балахнинский Иерофей (Соболев) (+2001).

Перед иконой Пресвятой Богородицы «Семистрельная», или «Умягчение злых сердец», молятся при вражде или гонениях, об умиротворении враждующих, а также в озлоблении сердца — о ниспослании дара терпения.

Николай Жидков

По закону Моисееву, родильницы в течение сорока дней не могли являться в Божию; по прошествии же этого времени обязаны были явиться в храм и от священника принять очистительную молитву. Подвергается сему закону и Пречистая Матерь Божия Дева Мария – не потому, чтобы имела нужду в очищении Родившая бессеменного Источника чистоты и святости, но дабы исполнить закон Божий и показать совершенный образец благочестия и смиренномудренного повиновения воле Божией. Посему Она, подобно прочим женам израильским, вместе со святым обручником Иосифом, приносит предвечного Младенца Иисуса во храм Иерусалимский, чтобы представить пред Господа: ибо, по закону Божию, всякий первенец мужского пола посвящаем был Богу как Ему единому принадлежащий. Родители обязаны были искуплять его, давая в малое количество серебра, и сверх того должны были, в благодарность Богу, принести в жертву: богатые – агнца, а бедные – двух горлиц или двух птенцов голубиных. Смысл этого закона имеет весьма важное значение. Чадородие есть дар Божий: кому же принадлежит первый плод, как не Богу, даровавшему его? Сверх того, закон искупления первенцев напоминал израильтянам чудесное их исшествие из Египта, когда Ангел Господень умертвил всех первенцев египетских, а израильских пощадил (). Дабы исполнить закон, и Пресвятая Матерь Божия и Дева Сына Своего Первенца посвящает Богу; Искупителя рода человеческого искупляет; по бедности приносит в жертву двух птенцов голубиных за Того, Которого Отец Небесный отдал в жертву за спасение человеков. В таком смирении приходит в первый раз в Иерусалим Господь и Спаситель наш... И кто Его встречает? Один только благочестивый старец Симеон и восьмидесятичетырехлетняя вдовица Анна, в посте и молитве безотлучно пребывавшая при церкви.

«Тогда был в Иерусалиме человек, именем Симеон. Он был муж праведный и благочестивый, чающий утешения Израилева; и Дух Божий был на нем. Ему было предсказано Духом Святым, что он не увидит смерти, доколе не увидит Христа Господня. И пришел он по вдохновению в храм» ().

Все благочестивые патриархи и святые мужи Ветхозаветной Церкви со святым нетерпением ожидали пришествия обещанного Спасителя Израиля и больше всего желали видеть Его. Так же и праведный Симеон просил Господа, чтобы дожить ему до сего вожделенного часа, – и за благочестие его Дух Святой обещал исполнить желание его: прежде смерти своей увидеть Иисуса Христа. И вот, по внушению Святого Духа, праведный старец приходит в церковь в то самое время, когда Преблагословенная Мария и Иосиф принесли в нее Иисуса. Он встречает в ней Избавителя мира, почему и установленный в воспоминание сего праздник называется Сретение Господне.

«И, когда родители принесли Младенца Иисуса, чтобы совершить над Ним законный обряд, он взял Его на руки, благословил Бога» ().

Тот же Дух Святой, Который привел праведного Симеона в церковь для сретения Иисуса Христа, указал ему Сего предвечного Младенца, Которого держала в объятиях Пречистая Дева Мария. И с какою неизреченною радостью святой старец узрел Его и принял на руки свои! С какою беспредельною благодарностью Богу, удостоившему его сего несравненного счастья, воспел радостную песнь, благословив Бога. «Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром, ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицем всех народов, свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля» (). Увидев Спасителя, Которого столь сильно желал видеть, святой Симеон, уже не хочет более жить: все желания его исполнились. С миром духовным, с полным упованием улучить блаженную вечность верою в пришедшего Спасителя и с радостью оканчивает он временную жизнь. Очи его видели Спасителя всех людей, Просветителя не только иудеев, но и язычников, – Царя Израилева, прославившего избранный народ Свой Рождением Своим от него: чего еще оставалось ему желать? С таким миром, надеждою и радостью разрешаются от уз плоти души праведных!

Кому из нас, братия, не желательно улучить таковую блаженную кончину? Но блаженная кончина есть плод праведной, добродетельной и благочестивой жизни. Чтоб получить ее, надлежит, подобно праведному Симеону, прежде всего и более всего желать узреть Спасителя своего, хотя не плотскими, но умными очами сердца. Когда узрим Его, тогда и мы с миром и радостью возляжем на смертный одр и перейдем от смерти в жизнь (). Верно слово Его: «Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня; а кто любит Меня... и Я возлюблю его и явлюсь ему Сам» ().

Но обратимся к словам евангелиста: «Иосиф же и Матерь Его дивились сказанному о Нем» (). Удивлялись Иосиф и Матерь Божия словам Симеона о предвечном Младенце не по незнанию своему, что Он есть Спаситель мира, но по смиренномудрию своему и по чувству глубочайшего благоговения к Богу, удостоившему Деву Марию быть Матерью Такого Сына, а Иосифа – попечителем Его. И благословил их Симеон и сказал Марии, Матери Его: «Се, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий, – и Тебе Самой оружие пройдет душу, – да откроются помышления многих сердец» (). Что глаголеши, старче праведный? Тот ли лежит на падение многих во Израиле, Который пришел восставить падшее естество человеческое? Но слова Симеона верны, ибо они – глаголы Духа Святого. пришел восставить всех падших и спасти всех погибших, но Он не спасает нас без нас. Он пришел просветить всех и светит всем, но те только просвещаются, кто, во смирении сердца своего, признавая слабость и заблуждение ума своего, веруют светоносным и спасительным словам Его. Он пришел избавить и спасти всех от грехов – но те только избавляются от греховного ига, кто с сердцем сокрушенным раскаиваются и исповедуют грехи свои и с верою ищут прощения у милосердия Его. Он пришел восставить всех падших, даровать всем благодатные силы сделаться добродетельными, благочестивыми и святыми – но те только приемлют эти дары, кто, признавая немощь свою, неотступно просят у Него духовных сил, верно исполняя живоносные заповеди Его. Этим-то во смирении духа верующим, с сокрушенным сердцем кающимся Иисус Христос лежит на восстание из тьмы в свет, из неверия в веру, из греха в добродетель и святость, из немощи в силу, из смерти в жизнь Вечную. Но Он же лежит и на падение тем, кто, гордясь своим умом и темною земною мудростью, не верует светоносным словам Его и, любя тьму, не приемлет Его света; на падение тем, кто, при всей внутренней нечистоте и гнусности сердец своих, превозносясь ложными добродетелями своими, не признают своих грехов и не ищут у Него спасения от них; на падение тем, кто, надеясь или на силу свою, или на славу свою, или на богатство свое, без страха нарушают заповеди Его и вместо того, чтоб исполнять волю Божию, святую и совершенную, следуют своей злой развращенной воле. Так Иисус Христос лежит на падение и восстание многим.

И как верно исполнились эти слова праведного Симеона на иудеях! Гордые их законоучители и книжники, хвалящиеся ложными добродетелями фарисеи, превозносящиеся силою и славою своею архиереи и князья, ожидавшие видеть в Мессии царя победоносного и облеченного мирского славою и богатством, а истинного Мессию – смиренного и уничиженного Иисуса – отвергшие, – разве не пали они за неверие и гордость? Но восстали смиренные рыбари, кающиеся мытари, слабые жены, всею верою принявшие Его и всею любовью прилепившиеся к Нему. «Иисус Христос вчера и сегодня и во веки Тот же» (): и ныне, и всегда те же падают, и те же восстают. Верно слово Его: «Ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится» ().

«Се, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий... , – продолжает Симеон, – да откроются помышления многих сердец» . лежит в предмет пререканий. То есть во всей Его жизни и делах ум человеческий, не озаренный светом веры, сердце наше, не привыкшее безусловно исполнять заповеди Божии, и самолюбие наше находят беспрерывные противоречия. Для ума человеческого непостижимо: как Спаситель наш есть и Бог, и вместе человек; безначальный Сын Бога Отца – и получивший начало бытия Сын Девы; невместимый небом и землею – и вмещающийся в тесных яслях; и Тот, Кто держит в руке Своей всю вселенную, – и Тот, Кого держит руками старец Симеон. Не постигая сего, ум без веры противоречит тайнам спасения и не верует им. Но при свете веры – эти противоречия исчезают: озаренные сиянием веры, мы веруем этим непостижимым тайнам, ибо знаем, что для Бога нет ничего невозможного ().

Для растленного сердца человеческого спасительные и живоносные заповеди Иисуса Христа кажутся весьма тягостными и невозможными к исполнению, потому оно беспрерывно им противоречит; но при надежде на всемогущую силу благодати Его, которая «совершается в немощи» (), исчезает это противоречие: и для истинно верных сердец заповеди евангельские не тяжки (); иго Христово для них благо и бремя Его легко (). Для развращенного самолюбия нашего последование крестной жизни Иисуса Христа представляется невыносимым. Нам бы хотелось, чтобы путь в Царствие Небесное мы могли совершать в беспрерывных радостях и удовольствиях и, не вкусив от горькой чаши Креста Христова, переселились на Небо для вечных наслаждений. Потому самолюбие наше беспрерывно противоречит пути Креста, единому вводящему в Вечную жизнь. Но противоречие это исчезает при излиянии в сердца наши истинной любви к Богу, для которой Крест Спасителя есть вожделеннее всех сокровищ света и слаще всех радостей мира. Так лежит в предмет пререканий, которым испытываются и истинная вера, и истинное повиновение, и истинная любовь наша к Богу!

(), – говорит праведный Симеон Деве Марии. Кому, кажется, более приличествовало в беспрерывной радости провождать жизнь, как не Пресвятой и Преблагословенной Деве Марии – Матери Спасителя, Источника и Подателя вечной радости? Но Симеон предвещает Ей не удовольствия и веселие, а скорби, которые, подобно острому мечу, проникнут всю святую Ее душу: «И Тебе Самой оружие пройдет душу» . И чьи скорби и страдания могут сравняться с болезнью материнского Ее сердца, когда Она, стоя при Кресте Спасителя и Сына Своего, была зрительницею Его беспредельных страданий и поносной смерти? Как же после сего мы, бедные грешники, оскверненные беззакониями, можем жаловаться, когда милующая десница Божия посещает нас бедствиями и скорбями, спасения ради душ наших? «Ибо Господь, кого любит, того наказывает; бьет же всякого сына, которого принимает» (; ).

Прилепимся, братие, всею силою веры и любви нашей к Богу и Спасителю нашему, да будет Он нам на восстание в жизни сей: от веры – в веру, от силы – в силу, а по кончине нашей – в жизнь Вечную. Аминь.

Слово II

Многие из великих мужей изумляются девству, и оно действительно достойно удивления, так как сродно ангелам, беседует с горними силами и свойственно существам бестелесным. Оно – светильник Святой Церкви. Оно победило мир, попрало страсти, укротило желания и не приобщилось Еве. Оно удалилось от скорбей, достигло чистоты и освободилось от страданий, так как на девство не простирается приговор, гласящий: «Умножая умножу скорбь твою в беременности твоей; в болезни будешь рождать детей; и к мужу твоему влечение твое, и он будет господствовать над тобою» (). Итак, девство действительно достойно удивления как непорабощаемое стяжание, как свободы жилище, как аскетическое украшение, как высшее человеческого естества, как освобожденное от необходимых страданий, как вошедшее вместе с Христом-Женихом в чертог Царства Небесного. Вот какие и подобные им прославления девства. Но и честной брак превосходит всякий земной дар, так как он – многоплодное древо, изысканнейший цвет и корень девства. Он – насадитель разумных и одушевленных ветвей. Он – благословение на умножение мира, утешитель рода, созидатель человеческого существа и живописец Божественного образа. Он получил благословение Господа и удерживает собой весь мир. Он – сопроводитель Того, Кого он убедил вочеловечиться, так как может с дерзновением сказать: Вот, я и дети, которых дал мне Бог. Разрушь честной брак и не найдешь цвет девства, потому что именно от брака, а не от чего-либо иного, ты соберешь цвет девства. Говоря это, мы не вносим вражду между девством и браком, но выражаем изумление перед тем и другим, как необходимыми друг для друга. Поскольку Господь есть Промыслитель каждого из них, Он не противопоставляет одно из них другому, потому что и девство, и брак в равной степени причастны страху Божию. Ведь без благочестного страха Божия и девство нецеломудренно, и брак нечестен.

Это сказано было мною из того, что написано в законе и утверждено в благодати, что собрано повсюду и не найдено нигде, и исполнено в одном Господе, – я имею в виду первоявленный плод брака. Какой именно? Ты только что слышал, что сказал евангелист: «По прошествии восьми дней, когда надлежало обрезать Младенца , дали Ему имя Иисус, нареченное Ангелом прежде зачатия Его... А когда исполнились дни очищения их...., принесли Его в храм и представили Его пред Господом, как предписано в законе Господнем: ...всякий младенец мужского пола, разверзающий ложесна, будет назван святым Господу" (). Видишь, как благословение брака и сказанное в противоречие с общим открылось на одном Господе? Только на Господе, а не на ком другом, исполняется то, что всякий младенец мужского пола, разверзающий ложесна, будет назван святым Господу, хотя и сказано по отношению ко всем. Потому что всякое естество девы от плотской близости с мужчиной сначала разверзается, а затем уже утроба рождает. Но не так было при рождении Спасителя нашего, но Он, Сам разверзая утробу у Девы, не знавшей подобной близости, родился непостижимым образом. Поэтому пророчество о том, что всякий младенец мужского пола, разверзающий ложесна, будет назван святым Господу, относится только к Господу. Неужели свят Каин, окончивший жизнь в пороке, поскольку он прежде всех первым родился от материнской утробы? Неужели свят Исав, наследник войны и кровопролития, поскольку и он первым вышел из утробы матери? Неужели свят Рувим, осквернивший отцовское ложе и возбудивший изречение проклятия, поскольку и он тоже первым родился от плодовитой утробы Лии? Никто из них не свят, все они подлежат наказанию. Из этого становится очевидным, что к Господу относится пророчество: «всякий младенец мужского пола, разверзающий ложесна, будет назван святым Господу" , согласно сказанному Гавриилом Деве: «Дух Святый найдет на Тебя, и сила Вышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим» ().

Но все-таки кто-нибудь из возражающих может сказать, что, если к Господу относится пророчество: «Всякий младенец мужского пола, разверзающий ложесна, будет назван святым Господу" , то Дева не могла остаться девой. Неизбежно девственная утроба окажется разверстой, если к Господу относится это пророчество, поскольку писание провозгласило: «Всякий младенец мужского пола, разверзающий ложесна» . Слушай внимательно: что касается девственного естества, то девственные врата вообще не были отверстыми по воле Того, Кого Она только что носила, в соответствии со сказанным о Нем: Это врата Господни, и Он войдет и выйдет, и будут врата затворены. Поэтому, что касается девственного естества, то врата девства вообще не были разверсты, а что касается могущества Родившегося Владыки, то ничто не затворено для Господа, но все открыто. Нет преграды, нет помехи, все открыто для Господа. Поэтому горние силы, приказывая дольним, воскликнули: «Возьмите врата князи ваша и … внидет Царь славы» (). Итак, прекрасно девство – истинное девство, потому что есть различие и в девстве: одни девы задремали и уснули, а другие бодрствовали (). Прекрасен и брак – истинный и честной брак, потому что многие сохраняют его, но многие нарушают. Прекрасно также и вдовство, так как справедливо упомянуть о трех чинах.

И, как я только что сказал, вдовство также прекрасно – вдовство истинное, получившее чистые венцы за подвиг целомудрия. Такой является упомянутая нами сейчас Анна пророчица, достигшая глубокой старости и обновившаяся юностью, как орлица. Только что ты слышал, что сказал евангелист Лука: «Тут была также Анна пророчица, дочь Фануилова, от колена Асирова, достигшая глубокой старости, прожив с мужем от девства своего семь лет, вдова лет восьмидесяти четырех, которая не отходила от храма, постом и молитвою служа Богу день и ночь» (). Видишь, как возвеличена вдовица Анна в Божественном Евангелии. Поистине Анна есть анна . Значение имени соответствует славе ее нравов. Пусть услышат жены и подражают славной Анне, пусть устремятся тем же путем, чтобы достичь равных венцов. Пускай никто не оправдывает себя беззащитностью вдовства, чтобы не отвергнуть от себя святость единобрачия.

Анна – венец вдов: обликом жена, чином пророчица; во вдовстве пребывает, в Царстве Небесном обретается; телом измождена, душой бодра; лицо в морщинах, ум расправлен; согбенна от старости, пряма мыслью; годами увядшая, богопознанием цветущая; постится и не чревоугодничает; молится и не рассеивается; постоянно пребывает в храме, а не скитается по чужим домам; воспевает псалмы, а не пустословит; пророчествует, а не баснословит; посвящает себя божественному, непристойному не предается. Анна превзошла восхваляемую апостолом Павлом вдовицу. Какую вдовицу? Слушай, что Павел говорит: «Вдовица должна быть избираема не менее шестидесяти лет,.. если... воспитала детей, если умывала ноги святым, если помогала бедствующим, если была усердна ко всякому доброму делу» (). Она превзошла ту, которая восхвалена апостолом, и годами, и образом жизни. Разве не превзошла всех вдовиц та, которая удостоилась дара пророчества, и пребывает вместилищем Святого Духа, и всем ожидающим пришествия Господа во плоти указала на признаки этого пришествия, если евангелист сказал о ней, как ты только что слышал: И сама Анна в то время, подойдя, славила Господа и говорила о Нем всем ожидающим избавления в Иерусалиме. Видишь величие Анны? Она сделалась защитницей Господа и возвещала о Нем пред лицом Его Самого. О, чудо! Вдова, но обличала архиереев и книжников и, обличая их, воодушевляла весь народ. Она наблюдала за Господом и указывала на грядущее избавление в Иерусалиме, обращаясь ко всем собравшимся и объявляя им признаки Господа. Анна в новорожденном ребенке увидела Господа, она увидела дары и очистительные жертвы, принесенные за Него и вместе с Ним, но не смутилась тем, что Он мал возрастом. Анна исповедала младенца Богом, Врачом, Всесильным Искупителем, Сокрушителем грехов.

Не оставь без внимания сказанного Анной. Она обращалась к собравшимся, указывая всем присутствующим на деяния Господа: «Разве вы не видите Младенца, как Он тянется к сосцу Матери, а потом льнет к другому, приникает к материнской груди, до сих пор не ступавшего ногой по земле, принимающего обрезание в восьмой день? Разве вы не видите Этого Младенца? Это Он сотворил веки, Он утвердил небеса, Он распростер землю, Он оградил море берегами. Этот Младенец изводит ветры из сокровищ своих, Этот Младенец при Ное отверз затворы потопа, Этот Младенец сотворил дождевые струи, Этот Младенец веет снегами, как белотканным полотном. Этот Младенец посредством жезла Моисея освободил праотцев наших из земли Египетской, рассек Чермное море и провел их как бы по зеленой равнине и, изливая им в пустыне манну, дал им в удел землю, источающую молоко и мед. Этот Младенец предопределил, чтобы этот храм трудами отцов вознесся в высоту. Этот Младенец, давая клятву Аврааму, говорил: «Умножая умножу семя твое, как звезды небесные и как песок на берегу моря» (). Об Этом Младенце пророческий сонм, вознося молитвы, говорил: «Воздвигни силу Твою и прииди во еже спасти нас» (). Да не смутит вас Младенец младенчеством Своим. Один и Тот же – и Младенец, и Собезначальный Отцу, Один и Тот же и годами исчисляется, и род Его никто не может исповедать, Один и Тот же и лепечет как младенец, и дает устам премудрость. Одно – по причине рождения от Девы, другое – по непостижимости Своего бытия. И об этом также дал понять Исаия, который говорит: «Младенец родился нам – Сын дан нам» (). Как младенец Он рожден, как Сын – дан. Таков Он в видимом и Другой в умопостигаемом».

Вот пророчество Анны, вот достойные женщины речи, вот счастье вдовицы – истинной вдовицы, которая совершила превосходную перемену в своей жизни: она простилась с мужем и приняла Господа. Она семь лет от девства прожила с мужем, исполнив седмицу лет, и после этого на седьмом году прекратила общение с мужем. Достойным образом субботствовала, достойным образом обрела благодать воскресного дня. Анна уподобилась голубице. Она не предала забвению супруга, не изменила первой верности, не осквернила ложе, не отдала другому древо единобрачия. На ложе всегда помнила об умершем, как о живом, и не осквернила брачных одежд. К ней не относится обличение апостола Павла, который говорит: "Они (молодые вдовицы – Пер .), впадая в роскошь в противность Христу, желают вступать в брак. Они подлежат осуждению; потому что отвергли первую веру" (). По праву достойна осуждения та, которая вместе с богоданным супругом погребла и память о нем, тем более, если у нее ребенок или несколько детей, для чего и насажден закон брака. Но если у молодой вдовицы нет ребенка, то справедливо, что она, побуждаемая любовью к чадородию, стремится ко второму браку. Потому что и блаженный Павел, увещая к этому, восклицает: «Желаю, чтобы молодые вдовы вступали в брак» , а затем, показывая, в чем польза второго брака, добавляет, говоря: «Желаю, чтобы молодые вдовы вступали в брак, рождали детей, управляли домом» (). Так что второй брак можно заключать ради деторождения. Но когда у вдовицы, стремящейся к браку, есть дети, то в дальнейшем такое рождение детей будет лишним, поскольку разумные колосья будут спорить между собой.

Итак, возвратимся вновь к евангельскому рассказу. Что повествует нам евангелист? Ведь полезно коснуться всего повествования в целом. Только что ты слышал, как евангелист Лука говорит о том, что сказал Симеон Деве: «Се, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий, – и Тебе Самой пройдет оружие душу» . Что значит «и Тебе Самой пройдет оружие душу» ? Слушай внимательно. Когда Симеон сказал Деве во всеуслышание о Господе, что , то, естественно, Мать Господа смутилась от сказанного Симеоном и сказала ему: «О человек, ты не понимаешь, что говоришь. Почему ты так печально возвещаешь о Христе? Тебе неведомо зачатие Младенца, и ты возвещаешь о Нем некое пререкание, как об обычном ребенке. В Нем нет никакого падения, но великая высота и снисхождение к тем, кому Он благодетельствует. Что же ты не благословляешь Его, говоря: «Се, лежит Сей не на падение, но на восстание многих в Израиле», и что значит в предмет пререканий?» Но Симеон ответил Деве: «Довольно Тебе, о Дева, что Ты называешься Матерью. Достаточно для Тебя, что Ты питаешь Питающего мир. Величие для Тебя то, что Ты во чреве носила Того, Кто носит все. Обитавший в Тебе ныне Христос и теперь во мне Сам повелевает произнести о Нем то, что Он лежит на падение и на восстание многих в Израиле: на падение неверующих иудеев и на восстание верующих народов». «Се, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий» , назвав предметом пререкания крест. Потому что в самом кресте многие из неверующих прекословили Господу, высмеивая Его на делах и на словах, ударяя тростью, давая испить уксус, поднося к устам желчь, возлагая терновый венец, пронзая копьем ребра, ударяя руками по щекам, выкрикивая постыдные слова: «Других спасал, а Себя Самого не может спасти» (). Поэтому, разъясняя это, он сказал: «И в предмет пререканий» . Многие прекословили Ему, когда Петр отрекся и все апостолы, как овцы, не имеющие пастыря, рассеялись. Из-за креста даже сердце Самой Девы исполнилось печалью, поэтому и говорила она: «Почему Я прежде не умерла? Почему Я застала этот день? Пребываю Девой, а больше чем у матерей терзается утроба моя». Эти бесчисленные помышления Девы Симеон назвал оружием, потому что они пронзили Ее до глубины, потому что вносят соблазны, как Господь сказал: «Все вы соблазнитесь о Мне в эту ночь» (). Оттого Симеон и добавляет, говоря: «и Тебе Самой пройдет оружие душу, да откроются помышления многих сердец» . Видишь, как бесчисленные помышления названы оружием, потому что они пронзают до глубины, потому что они доходят до сердца и поражают до мозга костей? Вот какими помыслами была охвачена Дева, потому что не знала еще о том, что Воскресение близко. Поэтому после Воскресения нет уже обоюдоострого меча, но радость и веселье. Итак, предметом прекословия Симеон называет крестные страдания, во время которых оружие помыслов прошло в душу Девы. Но все-таки возможно, что кто-нибудь скажет: «Откуда у нас доказательство?» Из самих поучений Господа. Слушай, что Он говорит: «Род сей лукав, он ищет знамения, и знамение не дастся ему, кроме знамения Ионы пророка. Ибо как Иона был во чреве кита три дня и три ночи, так и Сын Человеческий будет в сердце земли три дня и три ночи» (). Видишь, что крестные страдания называются знамением, и не только в Новом Завете, но и Ветхом? Потому, что совершенно согласен с Новым. Поскольку Один и Тот же Бог является Законодателем того и Виновником этого. И кто свидетель этого? Сам Господь. Слушай, что Он говорит через пророка Иезекииля ангелам-жнецам, когда Он указывал на всеобщую кончину: «Пусть не жалеет око ваше, и не щадите; старика, юношу и девицу, и младенца и жен бейте до смерти, но не троньте ни одного человека, на котором знак» (). Вот оно, знамение Ветхого и Нового Заветов: это – крест, спасающий мир, посредством Иисуса Христа Господа нашего, Ему слава и сила во веки веков. Аминь.