Крепка семья - крепка Держава классный час (6 класс) на тему. Литературно-музыкальная постановка "Крепка семья — крепка Держава" Театрализованное представление крепкая семья сильная держава

17.03.2023

Классный час

«Крепка семья - крепка Держава»

9 класс

Цели:

  1. Расширить представления детей о семье как величайшей общечеловеческой ценности;
  2. Показать, что мир в семье - главное условие благополучия, счастья и здоровья всех членов семьи

На доске:

Семья - это микрообщество, в которое человек попадает при рождении. Причём человек не может выбрать, в какой семье ему родиться. А вот каким он придёт в общество, определяет семья.

Слово классного руководителя:

Каждый человек всю свою жизнь проводит в семье. Сначала - в родительской, потом - в своей собственной, затем, возможно, в семье своих детей. Со временем состав семьи меняется, меняются обязанности, заботы. Мы редко задумываемся над значениями слов: «мир», «семья». Но ведь мир на Земле, мир в стране начинается с мира в семье. Семья - это школа любви для взрослых и детей. В семье люди становятся личностями, особенными и неповторимыми. В суете повседневной жизни мы не всегда успеваем поговорить друг с другом. А если выпадает такая возможность, откладываем часто разговор на потом.

Ребята, вы все являетесь членами семьи. Немного позже я вас познакомлю с «идеальной моделью» семьи, а сейчас хотелось бы послушать вас:

  1. Ваша роль в семье.
  2. Ваши права и обязанности.
  3. Что бы вы хотели изменить в вашей семье?
  4. Понимают ли вас в вашей семье?
  5. Вы равноправный член семьи?
  6. Прислушиваются ли к вашему мнению?
  7. Считаются ли с вашим мнением?

К чему стремиться? "Идеальная модель"

семьи

1. Все члены семьи, включая ребенка, равноправны.

2. Каждый обладает своей автономией, имеет право сам решать, как ему лучше поступить.

3 Каждый может и умеет выражать словами те чувства, позитивные и негативные, которые он испытывает в данный момент по отношению к другим членам семьи. Все чувства принимаются. Дети могут критиковать родителей - "все мы можем ошибиться".

4. Семейный совет имеет только совещательный голос. Каждый вправе принять или не принять его. Родители советуются с ребенком

5. Члены семьи не дают негативных оценок друг другу, а только вы слушивают, не перебивая, то, что говорит другой, стараясь понять его чувства. Можно задавать наводящие вопросы, чтобы человек сам лучше понял что-то. Не обобщают прошлое, малоприятное, опираются на принцип "здесь и теперь".

6. Не прибегают к моральным штампам, рассказывают о себе, своих
затруднениях, своей личной жизни.

7. Хвалят - за хорошие дела и поступки.

8. В семье царит доверие, уважение, терпеливая любовь, внимание к миру
переживаний другого, происходят душевные разговоры на любую тему.

Главный закон семьи: все заботятся о каждом члене семьи, а каждый член семьи в меру своих возможностей заботиться о своей семье. Очень опасен нейтральный тип семьи, который сейчас распространён, где во внутрисемейных отношениях преобладает «относительно свободное» воспитание (дети предоставлены сами себе; каждый за себя; свои проблемы решай сам). В обществе признак воспитания - это моральный уровень человека (ответственность человека перед семьёй, школой, обществом, государством). А если этого нет, то начинаются поиски виноватых, называются причины трудностей.

Родители называют 7 трудностей в следующем порядке их значимости:

1. Недостатки материальных средств.

2. Недостатки времени.

3. Недостаток педагогического опыта.

4. Плохие жилищные условия.

5. Влияние неформальных групп.

6. Отсутствие помощи со стороны школы.

7. И лишь в последнюю очередь - неблагоприятная ситуация в семье.

Очень многие семьи пытаются в своих бедах обвинить политику, экономику, школу, государство... Кого угодно, но не себя. Мне хочется привести слова великого Конфуция: «Если ты хочешь изменить государство, начни с провинции. Если ты хочешь изменить провинции, начни с районов. Если та хочешь изменить районы, начни с городов. Если ты хочешь изменить города, начни с улиц. Если ты хочешь изменить улицы, начни с домов. Если ты хочешь изменить дома, начни с семьи. Если ты хочешь изменить семью, начни с себя».

Государство

Провинция

Район

Город

Улица

Семья

Поэтому, если крепка семья – крепка Держава. Родина берёт начало с отчего дома. «Семья» и «Родина» - два понятия едины. Если мы любим семью, мы любим Родину. Всё начинается с каждого из нас.

Семья – мой дом родной.
Там я живу, там мой покой,
Мое пристанище и кров,
Мои мечты, моя любовь.

Что может быть семьи дороже?
Теплом встречает отчий дом,
Здесь ждут тебя всегда с любовью,
И провожают в путь с добром!

Отец и мать, и дети дружно
Сидят за праздничным столом,
И вместе им совсем не скучно,
А интересно впятером.

Малыш для старших как любимец,
Родители - во всем мудрей,
Любимый папа - друг, кормилец,
А мама ближе всех, родней.

Любите! И цените счастье!
Оно рождается в семье,
Что может быть ее дороже
На этой сказочной земле!


Цели:

  • стимулировать интерес учащихся к изучению своей родословной, уважение к семье, семейным традициям, своей родословной,
  • вывести взаимосвязь понятий “семья” и “держава”.

Плохо человеку, когда он один.
Горе одному, один не воин.

В.Маяковский

План:

  1. С чего начинается Родина?
  2. Что такое семья? Зачем нужна семья?
  3. Какие бывают семьи?
  4. Викторина по теме.

Оформление:

  • запись песни “С чего начинается Родина?”;
  • на доске пословицы (в виде листочков на дереве):

Зять на двор – пироги на стол.
Добрая кума прибавит ума.
У кого есть дед, у того есть обед.
На что и клад, коли в семье лад.
Брат с братом на медведя ходят.
Братская любовь пуще каменной стены.
Русский человек без семьи не живет.

  • выставка книг, стенгазет по теме “Моя семья”;
  • на доске эпиграф - слова Маяковского В.В.

Ход классного часа

(музыка песни “С чего начинается Родина”, на фоне музыки читаются слова 1 куплета)

С чего начинается Родина? – ответы ребят.

2007 г. – Год Семьи (ЮНЕСКО)

2008 г. – Год Семьи (в России)

Подавляющее большинство людей согласятся с В.В. Маяковским. Действительно, для преодоления одиночества люди вступают не в партии, а создают семьи. Испокон веков семья помогала человеку появиться на свет, вырасти и жить. На протяжении всей истории человечества вне семьи было невозможно не только нормальное существование, но даже физическое выживание.

Мог ли человек в древние времена прожить один? Зачем ему была нужна семья?

И в сегодняшнем цивилизованном мире, хотя нет необходимости поддерживать огонь в очаге, защищаться от диких животных или вручную обрабатывать землю, люди все равно стремятся держаться вместе, уживаться с друг с другом, несмотря на связанные с этим трудности. Человека без семьи трудно считать вполне счастливым. Что же такое семья? (семья – это малая группа людей, основанная на браке или кровном родстве)

Из кого состоит семья? Бывают ли семьи, организованные иначе? (ответы детей)

Говорят, что раньше о доме и семье говорили с большим уважением. Наверное, потому семьи на Руси были большие и дружные. И тому много свидетельств. Вспомним хотя бы народные сказки, пословицы, поговорки… В них говорится о семье.

(Досказать до конца)

  • В гостях хорошо… а дома лучше.
  • Не красна изба углами… а красна пирогами.
  • Хозяюшка в дому… что оладушек в меду.
  • Каково на дому… таково и самому.
  • Дом вести… не бородой трясти.
  • Не нужен клад… когда в семье лад.

(На доске Древо Знаний)

Прочитайте русские пословицы о родне, родных людях и объясните их смысл.

(последние три подвести к мысли, что родные люди держатся вместе, им не страшно и на медведя, и на врага ходить; отсюда можем провести параллель – крепка семья, крепки отношения между родственниками, значит и державе, то бишь стране ничего не угрожает, не страшны враги)

100 лет назад население России быстро увеличивалось, экономическое благополучие тоже росло не по дням, а по часам, причем большими темпами, чем в других странах. В то время в нашей стране жили такими семьями, в которых могло быть 10, 20 и более человек… Представьте себе дом на селе начало двадцатого века: дедушки, бабушки, внуки и правнуки – все вместе и все друг другу помогают. Один по хозяйству поспевает, другой в поле, третий уроки учит… Такой дом был настоящей крепостью и твердыней. За малышами ухаживали сестры, а старшие братья защищали младших… Жили весело. Уважали старость, младость жалели и оберегали. А трудились так, что хлебом, маслом, салом, яйцами кормили всю Европу.

(стр.94 Дорев.мар. семья и ее быт)

Такой же уклад можно было увидеть и на территории нашего родного марийского края.

Марийская сельская семья в XIX в. представляла довольно сложно организованный коллектив крестьян, объединенный кровным родством и тесными хозяйственными связями. Семьи были большие (неразделенные) и малые. Большие чаще состояли из 16-24 человек. Туда входили тети, дяди, двоюродные или отец и сыновья с их семьями.

Малые семьи, как правило, были трехпоколенные: родители, один женатый сын с детьми.

Детей в семьях было много. Каждый член семьи занимался своим делом. Глава семьи заботился об экономическом благополучии, нравственном поведении членов семьи. Подростки работали наравне с мужчинами, но имели свободное время на гуляния, старики занимались пчеловодством, чинили сбрую, мелкий инвентарь, плели лапти, вили веревки, учили этому маленьких ребятишек. Женщины вели хозяйство, содержали двор, скот; пряли. Специфически женским был труд по выращиванию и обработке конопли.(показ фотографий)

Незнание своих предков приравнивалось к отсутствию образования. Н.М. Карамзин писал: “Государственное правило ставит уважение к предкам в достоинство гражданину образованному.”

Так, А.С. Пушкин гордился своими предками до такой степени, что велел вделать в пуговицу с мундира своего далекого предка Абрама Ганнибала в свою любимую трость, с которой почти не расставался, и всегда с гордостью демонстрировал ее друзьям.

Происхождение определяло и положение в обществе. У древних римлян в доме обязательно были скульптурные портреты предков – лары, которым они поклонялись и приносили дары. Родословная выписывалась на отдельных свитках, которые передавались следующим поколениям. Так было и у других народов.

(рассказывают ребята о своих родственниках)

Т.о., семья – это сложный организм, не даром она называется “семь я”. В семье каждый из нас имеет множество воплощений: я – дочь, мать, сестра, племянница, внучка и т.д.

А в ваших семьях кто вы?

Делимся на две команды.

(проводится блиц опрос кем являются те, кого я буду называть).

  1. свекровь (мать мужа).
  2. свекор (отец мужа).
  3. теща (мать жены).
  4. тесть (отец жены).
  5. зять (муж дочери).
  6. сноха (жена сына).
  7. золовка (сестра мужа, жена брата).
  8. деверь (брат мужа).
  9. шурин (брат жены).
  10. свояченица (сестра жены).
  11. свояки (женатые на родных сестрах).
  12. мачеха (неродная мать).
  13. отчим (неродной отец).
  14. падчерица (неродной ребенок одному из супругов).

А теперь загадка про одну семью. Посчитай, сколько в ней народу.

Задам тебе задачу я.
Послушай, вот моя семья:
Дедуля, бабуля и брат.
У нас порядок в доме, лад
И чистота, а почему?
Две мамы есть у нас в дому.
Два папы, два сыночка,
Сестра, невестка, дочка,
А самый младший – я,
Какая же у нас семья? (7 человек)

Вокруг каждого из нас много родных, с ними мы связаны незримыми ниточками – кровью: бабушки, дедушки, дяди и тети… Есть родные, которые моложе, есть и гораздо старше нас. И тот род силен, который предков помнит и чтит. Такой род можно сравнить с большим и крепким деревом, которое имеет глубокие и сильные корни. А если много таких крепких деревьев, то и буря им не страшна. И враг не пройдет сквозь такой лес.

Воистину, крепка семья – крепка Держава!

Вывод. Заключение.

Используемая литература:

  1. Археология и этнография Марийского края. Вып.20. Межэтнические связи населения Марийского края / Йошкар-Ола, 1991.
  2. Фотоальбомы “Марий Эл”.
  3. ж. “Воспитание школьника”

Крепка семья – крепка держава

Это была странная семья. Муж, Филипп, кандидат в мастера, человек чрезвычайно нервный, был известен всей шахматной Москве. Он очень неплохо блицевал. Для блица у него был коронный дебют 1.g2-g4. И почти всегда он получал перевес. Правда, говорили, что однажды Филипп играл в блиц с молодым, еще не чемпионом мира, Талем. Партия развивалась так: 1.g4 h5! 2.g5 h4!! 3.g6 h3!!! И совершенно ошарашенный Филипп быстро проиграл.

Жена, красавица-блондинка Вера, перворазрядница, единственный в семье здравомыслящий человек, была беззаветно влюблена в своего диковатого мужа и полностью ему подчинялась.

И, наконец, сын Олег, очень рано сформировавшийся молодой человек, из которого Филипп с маниакальным упрямством хотел сделать гроссмейстера. А для начала мастера. Беда была в том, что Олегу хотелось не в шахматы играть, а жить полной молодецкой жизнью. И заниматься он не хотел, хотя Филипп его и заставлял. Среди шахматных заслуг Филиппа было и ноу-хау - он разработал собственную шахматную нотацию. Доска делилась по диагонали, каждая фигура обозначалась только ей присущей гримасой или жестом, требуемое местоположение - двумя гримасами или жестами. Когда жена или сын играли в турнирах, Филипп постоянно крутился около доски и оживлённо строил рожи. И вот Филипп устроил сына в турнир с мастерской нормой. Дело было на Гоголевском, в Центральном клубе. В кабинке туалета на первом этаже сидел нанятый Филиппом сильный московский мастер с карманными шахматами. На втором этаже играл Олег. Филипп осуществлял телепатическую связь. Всё было продумано - но нормы Олег не набрал. То ли мастеру запах помешал, то ли что ещё. В общем, шахматы Олег скоро бросил.

Потом они эмигрировали. И перворазрядница Вера играла за сборную своей новой страны на Олимпиаде. Чуть ли не на первой доске. И набрала 50 процентов. Причем победила нескольких известных шахматисток. Правда, Филипп был тренером женской сборной...

Где они теперь, что с ними?

Из книги Не померкнет никогда автора Крылов Николай Иванович

Из книги Бабушка, Grand-mere, Grandmother... Воспоминания внуков и внучек о бабушках, знаменитых и не очень, с винтажными фотографиями XIX-XX веков автора Лаврентьева Елена Владимировна

«Крепка твоя вера, Анна!» А. В. Уханов © А. В. Уханов, 2008Кирилл вернулся со своей сверхсрочной солдатской службы, когда Анна уже стала считаться девицей на выданье.Ничего еще о ней не зная, легко и беззаботно обходил он со своей гармошкой все соседние деревни, где девицы и

Из книги Раневская, что вы себе позволяете?! автора Войцеховский Збигнев

5. «Семья заменяет все. Поэтому, прежде чем ее завести, стоит подумать, что тебе важнее: все или семья» Так сказала однажды Фаина Раневская.Уверен, тема личной жизни великой актрисы должна быть рассмотрена нами с отдельным вниманием, в отдельной главе. Причин для этого

Из книги Ноктюрн по доктору Фрейду автора Лобачев Михаил Викторович

Бідна держава У бабушки было две сестры – тетя Люба и бабушка Настя. Настя была старшая сестра, поэтому ее никто молодой не помнил и называли бабушкой. Настя никогда не вставала позже шести утра. Руки у нее были натруженные, хозяйство большое и требовательное, и в доме

Из книги Рерих автора Дубаев Максим Львович

ДЕРЖАВА РЕРИХА Возможно, теперь, когда многие европейские газеты писали о Рерихе как о гениальном художнике, он мог не опасаться депортации за пределы Финляндии. Но рисковать Николай Константинович не стал. Из Финляндии 12 февраля 1919 года он писал С. П. Дягилеву:«Считаю,

Из книги Царь Алексей Михайлович автора Боханов Александр Николаевич

Глава 5. Благословенна Держава Российская… Никону многие прочили Первосвятительство еще при жизни Патриарха Иосифа. Когда же тот преставился 15 апреля 1652 года, то преемника ему не было несколько месяцев. Никон вернулся с мощами Митрополита Филиппа 9 июля и, как

Из книги Тяжелая душа: Литературный дневник. Воспоминания Статьи. Стихотворения автора Злобин Владимир Ананьевич

«Одна иностранная держава» В восемьдесят третьей тетради «Возрождения» была напечатана моя заметка «Новые «освободители», в которой, основываясь на статье М.Е. Вейнбаума «Расчленители за работой», я писал об антирусской политике американцев.На это в «Новом русском

Из книги Вожделенное отечество автора Ерохин Владимир Петрович

ДЕРЖАВА Россия похожа на яйцо с желтком-Москвой. Яйцо образуется вращением, и его идеальная форма - шар. Но притяжение ядра и инерция центробежных сил вытягивает шар, придавая ему овальный, эллиптический контур. Россия похожа на яйцо, поваленное набок, где слева -

Из книги Каменный пояс, 1979 автора Катаев Валентин Петрович

Из книги Арафат автора Концельман Герхард

3. Арафат: держава без государства Критически смотрит пост, который контролирует Лвъезд в обжитый палестинцами квартал города, т простирающийся от Арабского университета Бейрута на юг, вплоть до аэропорта. Каждая машина должна остановиться, окна следует открыть.

Из книги Дзержинский автора Кредов Сергей Александрович

Глава двадцать пятая. «ВЛАСТЬ СОВЕТОВ КРЕПКА, ПРОДОВОЛЬСТВИЯ НЕТ» Если судить по внешним признакам, то весна и лето 1918 года - период поступательного развития Советского государства.3 марта в Брест-Литовске заключен хоть и тяжелейший по условиям, но все же мир с Германией

Из книги Кот ушел, а улыбка осталась автора Данелия Георгий Николаевич

БРОНЯ КРЕПКА 2012 год, февраль. Сидим в мастерской: Эдик Беляев (режиссер), Саша Храмцов (художник), Слава Бойков (монтажер) и я. Работаем над раскадровкой эпизода «Бункер Пж», анимационного фильма «Ку! Кин-дза-дза». Вошел мужчина. Высокий. Солидный. С осанкой военного. В темном

Из книги Биография Белграда автора Павич Милорад

Роман как держава Роман как держава Роман – это государство, большое или маленькое. У него свои законы, свое население, своя валюта, имеющая или не имеющая хождения за пределами страны. У романа свои берега, свои границы, своя война, свой мир и свое время, не вписывающееся в

Из книги Николай Рерих. Запечатлевший тайну автора Болдырев Олег Геннадьевич

Роман как держава Роман – это государство, большое или маленькое. У него свои законы, свое население, своя валюта, имеющая или не имеющая хождения за пределами страны. У романа свои берега, свои границы, своя война, свой мир и свое время, не вписывающееся в систему измерения

Из книги Римский-Корсаков автора Кунин Иосиф Филиппович

ДЕРЖАВА РЕРИХА Рерихом нельзя не восхищаться, мимо его драгоценных полотен нельзя пройти без волнения. Даже для профана, который видит живопись смутно, как во сне, и принимает ее постольку, поскольку она воспроизводит знакомую действительность, картины Рериха полны

Из книги автора

«МИРОМ КРАСКА БЕРЕНДЕЯ ДЕРЖАВА» Прекрасная страна берендеев предшествует в своем бытии историческому прошлому русского народа. Это живая реальность, восходящая к временам доклассового общества, оставившим глубокий след в народной памяти и народном искусстве. Но это же

Сценарий литературно-музыкальной постановки

«Крепка семья – крепка Держава»

Сапрыкина Елена Константиновна

Явление 1

На экране кадры из фильма о древней Руси (Александр Невский и др.)

Звонят колокола (негромко). За сценой голос ведущего:

Великая, прекрасная, живая,

Раскинулась среди морей и рек.

Святая Русь, земля моя родная,

Родная мать для стольких человек!

Ты из глубокой древности былинной

Рвалась, шагала, иногда ползла,

И из безверья, полутьмы старинной

Какой народ ты к свету подняла!

Великие традиции несла ты,

Из века в век ступая по камням.

Твоих богатырей стальные латы

Покой оберегали тут и там.

И теплился очаг любовью женской,

И детский смех сливался с пеньем птиц.

И супостатов, с жадностью их мерзкой,

Мы отгоняли от своих границ.

Ты не стояла, молча, на коленях,

А гордо голову свою несла.

И к светлому Христову обновленью

Ты свой народ великий привела.

Колокола звонят громче, постепенно включается музыка, на сцене танец Танцующие остаются на сцене, постепенно сцена заполняется людьми в русских костюмах, появляется князь Владимир

Владимир Красно Солнышко:

Не плоть, а дух растлился в наши дни,

И человек отчаянно тоскует…

Он к свету рвётся из ночной тени

И, свет обретши, ропщет и бунтует.

Безверием палим и иссушён,

Невыносимое он днесь выносит…

И сознаёт свою погибель он,

И жаждет веры – но о ней не просит…

Не скажет ввек, с молитвой и слезой,

Как ни скорбит пред замкнутою дверью:

«Впусти меня! – Я верю, Боже мой!

Приди на помощь моему неверью!»

Владимир разворачивает свиток и читает молитву :

Христос Боже, сотворивший небо и землю! Взгляни на новых людей этих и дай им, Господи, познать Тебя, истинного Бога…Утверди в них правильну и непорочну веру. Охрани этих новых людей, сердце которых ты обратил к истине познать тебя.

Музыка торжественная, Владимир уходит под звон колоколов.

Ведущий:

Храм твой, Господи в небесах,

Но земля тоже твой приют.
Расцветают липы в лесах,

И на липах птицы поют.

Точно благовест Твой, весна

По весёлым идёт полям,

А весною на крыльях сна

Прилетают ангелы к нам.

Если, Господи, это так,

Если праведно я пою,

Дай мне, Господи, дай мне знак,

Что я волю понял твою…

(«Россия. Великая судьба» Изд. «Белый горд»)

Явление 2

На сцене Владимир Мономах (он с пером, свитком пергамента, думает, записывает)

Звучит русская народная песня, желательно, колыбельная (лучше, если её поют на сцене) под музыку появляется молодая девушка с ребёнком на руках, она подходит к князю и обращается к нему за советом:

А скажи мне, княже, слово веское,

Помоги-ка молодой мне матери.

Расскажи, как воспитать мне сокола,

Чтобы стал опорой земле - матушке,

Чтобы сердцу моему было радостно,

Чтобы стыд позорный да не сжёг его,

Чтобы стар и млад видел силу в нём,

Силу сильную, силу добрую.

Речь Владимира Мономаха:

Я, Владимир Мономах, многострадальный и печальный! Не хочу я зла, но добра хочу братии и русской земле. Чем сильна земля моя? Не просторами, не богатствами, не пушным зверьём, не сребром - золотом, а сильна земля духом праведным, силой доброю, знай - семейною.

Слушай же слово моё, не посмейся над ним, но прими его в сердце своё.

Учи дитя своё не лениться, не лгать, пьянства остерегаться, от этого душа прогибает и тело.

Не позволяй сильным погубить дитя твоё и ему не позволь обидеть слабого.

Научи его клятв не нарушать.

Пускай больных навещает, покойного проводит.

Пусть любит жену свою.

Чему научите хорошему, пусть не забывает, а чего не умеет, тому научится, как отцы ваши и деды учились.

А более всего пусть дорожит семьёй своей, любит её и защищает, ведь от неё идет сила главная.

Помнит пусть все традиции, сохраняет память предков своих, а коль сможет, пусть и преумножит их.

(«Россия. Великая судьба» Изд. «Белый горд»)

Мономах поднимается и уводит женщину со сцены, а на сцену выбегают дети

Явление 3

Звучит колядка. После колядок девочка читает стихотворение маленьким детям. (звучит музыка)

К. Фофанов

Еще те звезды не погасли,
Еще заря сияет та,
Что озарила миру ясли
Новорожденного Христа
Тогда, ведомые звездою,
Чуждаясь ропота молвы,
Благоговейною толпою
К Христу стекалися волхвы…
Пришли с далекого Востока,
Неся дары с восторгом грез,
И был от Иродова ока
Спасен властительный Христос.
Прошли века. И Он, распятый,
Но все по-прежнему живой
Идет, как истины глашатай,
По нашей пажити мирской;
Идет, по-прежнему обильный
Святыней, правдой и добром,
И не поборет Ирод сильный
Его предательским мечом…

Внезапная грозная музыка, дети разбегаются

(здесь желательны кадры боёв или из сказок, где есть сражения («Финист- ясный сокол»), а на сцене танец, имитирующий танец с саблями).

А меч предательский точил не только Ирод:

Орды татар нас рвали на куски,
И крестоносцев вражеские силы

Смыкали кровожадные полки.

И шведы, гордые своею хищной целью,

Идут и тешутся в людской крови.

Но вот встаёт сам Александр Невский

И головы летят с врагов Руси.

Явление 4

Выходит Александр Невский с мечом, «вражьи силы» разбегаются.

На сцене ещё пара воинов, можно одного принести «раненого», к нему наклонилась женщина, вытирает лоб, успокаивает.

Речь Невского (на фоне кадров из фильма):

Пусть запомнят враги наши: кто с мечом к нам придёт, от меча и погибнет!

(обращается к воинам)

Много потрудился я за землю Русскую, сражался и за Новгород, и за Псков, да за всё великое, что есть в доме нашем. Не жалел я живота своего ни за наш народ, ни за веру православную. А стоять за правду лишь тогда хорошо, если знаешь, что есть у тебя товарищ, воин, брат. Так храните же, други – воины, вручённый вам Богом великий удел – Отечество наше. Воспитайте в себе воина – защитника, опору земли Русской. А жёнам вашим велите быть опорою вам во всём и хранить верность, как храните вы верность Родине.

Выходит старец с клюкой, увидев его, Невский подходит к нему. Со сцены постепенно уходят бойцы, а Невский проходит со стариком по сцене, спрашивает:

Скажи, отец, как воспитать мужчину,

Чтоб чист и светел был своей душой,

Чтоб отстоять он смог свою Отчизну,

В великий час земли своей родной?

Старец:

Всё дело, князь, в одной несложной вещи.
Ты только мне поверь да рассуди.

Для этого не обязательно быть вещим,

А только сердце быть должно в груди.

Пойми, семья всему всегда начало.

И тот, кто в детстве главное постиг,

Не станет хвастаться ни кулаком удалым,

Ни мощью плеч ничуть и ни на миг.

Кого родители растили в благонравье,

Кто знал законы, доброту и труд,

Того лишь люди в трудный час печальный

Защитником их доли назовут.

Невский:

Да, как нельзя расти без корня древу,

Так нам не вырасти без матери своей.

И не набраться силы нам до веку,

Когда отец не воспитает сыновей.

Князь и старик выходят

Ведущий:

Жизнь человека коротка,

Но он к бессмертию стремится.

Уж вера русская крепка;

Страна к эпохе новой мчится.

Душе, истерзанной в веках,

Нашла она успокоенье.

Настал черёд людским умам –

Они дрожат от нетерпенья.

Талантам дай, страна, полёт;

Пусть крылья гений наш расправит.

И вновь в веках тебя прославит

России славный патриот.

2-й ведущий:

А матери опять прибавилось забот:

Она в любви своей не позабудет,

Что должен вырасти сей славный патриот -

Она его согреет, приголубит,

Накажет, коли в этом есть нужда,

Но защитит от строгости отцовской.

Такой вот ты была, семья, всегда:

Любимой, справедливой, но не жёсткой.

Явление 5

Входит хор с детьми, подростками.

Здесь должна прозвучать песня патриотическая, народная, можно хоровая, где и взрослые и подростки поют вместе, выходят матери с детьми, в движении происходит пение, как беседа.

Допев, взрослые уходят, дети остаются. Играют в какую-нибудь весёлую игру. Разыгрались, бегают. Выходит одна из мамаш, начинает поучать детей:

Мамаша:

Ах вы, лодыри да бездельники,

Разыгралися до ночной поры.

Всё бы вам скакать, всё бы тешиться.

А какой тут прок от такой игры?

Вы бы грамоте научилися.

Да училися, не ленилися.

Может, выйдет толк из кого-нибудь.

Хоть бы был в том прок, каждый день молюсь.

Выходит папаша:

Да, что и говорить. Детушки – переростушки. А ну, недоросли, подошли ко мне!

Дети с почтением подбегают к нему и слушают.

Папаша:

Али кто не слышал, какие времена пришли, али кто не знает, какие реформы царь наш Пётр в стране затеял? Говори! (обращается к мальчику)

Мальчик:

Знаем, знаем, флот строится, иностранцы понаехали, наукам учат.

Папаша:

Вот и дело то, что иностранцы. А что у нас умов своих нет? Или русский народ оскудел талантами? А, может, прилежности вам, недорослям, не хватает? Вот я вам сейчас прилежности то пропишу, пропишу.

Берёт за ухо одного, уводит, приговаривая:

Науки сейчас важней всего! России державой великой надо становиться, похлеще Европы. А кто будет корабли строить? Вы, неслухи? Вот и бегом арифметику учить, и запомните: делу время - потехе час.

Уходят все, кроме одного мальчика. Это Ломоносов. (Звучит торжественная музыка, девушки выносят мантию и парик, надевают, он теперь учёный муж, ему вручается символ учёности и т.д.)

Ведущий:

Нам всем известно, как мужик поморский

С обозом рыбным шёл в Москву пешком.

Перекусив в дороге коркой чёрствой,

Добрался и остался молодцом.

Ему под силу все науки сразу.

Он уступать незнанью не привык.

Поэт, художник и учёный разом

Он подарил нам поэтический язык.

Ломоносов читает «Оду». Звучит музыка (классическая).

Выходит официальный представитель императрицы, читает указ о создании университета:

Указ её величества императрицы Елизаветы Петровны!

Мы, императрица государства Российского. Наши всемилостивейшим узаконением, с особливым удовольствием, за благо усмотрели и повелеваем: составить сие заведение учебное, Московский университет, из желающих принять на себя добровольно сей труд, да и впредь наполнять оный таковыми же желающими, кои нужные знания и способности иметь будут. Сей университет приемлем под покровительство своё.

Звучит гимн «Гаудеамус ибитур»

Ведущий:

Проходят годы, месяцы - эпоха.

Приемлет власть традиции сии.

Ученье – свет, быть неучёным – плохо.

Растут, Земля, учёные твои.

Явление 6

На сцене парты, дети, (шёпот: «Императрица…») Выходит Екатерина, обращается к учащимся:

Слышала я, смена учёным мужам русским растёт. Прославили Отечество наше Ломоносов и Виноградов, ….Теперь и вам послужить России позволено.

Соизволяем всем и каждому даётся воля учить науки, дабы пользу приносить государству Российскому, приумножать его богатство и славу великую. Разрешено по желанию и по способностям изучать науки в странах зарубежных, далее знания сии распространять науки русские развивать.

звучит песня «По французской стороне..»

Поющий уходит, другой «студент» читает:

Я покинул родимый дом,
Голубую оставил Русь.

В три звезды березняк под окном

Теплит матери старой грусть.

Золотой лягушкой луна

Распласталась на тихой воде.

Словно яблонный цвет, седина

У отца пролилась в бороде.

Я не скоро, не скоро вернусь!

Долго петь и звенеть пурге.

Стережёт голубую Русь

Старый клён на одной ноге.

(С.Есенин)

Чтец уходит, ведущий под музыку продолжает:

Стережёт наш родимый край

Добрый дух избяных печей,

Но опять уже в тихий рай

Рвётся звон ненасытных мечей.

Не татарин, не басурман –

Светит крест с золотых погон.

Ишь, подставил жадный карман

Власти жаждущий Наполеон.

Явление 7

Здесь провожает мать казака на войну, благословляет (молча), ведущий продолжает:

Но не жди, не склоним головы.
Нам в подмогу Земля поднялась:

От мороза до вешней травы -

Всё твою не приемлет власть.

Снова сына мать соберёт,

Покрестит и утрёт слезу.

И отправит в дальний поход

На войну, на беду, на грозу.

Выходит казачий хор, поют песню «Не для меня», солистка читает о том, что судьба казачества сложна и т.д. Но оно возродилось…

Казаки уходят, а сцена заполняется людьми для театрализации начала войны, ведущий читает:

Низкий дом с голубыми ставнями,

Не забыть мне тебя никогда,

Слишком были такими недавними

Отзвучавшие в сумрак года.

(С.Есенин )

Явление 8

Идет театрализация начала войны.

Ведущий:

Каких не видела ты, Родина, врагов:

Татар, французов, шведов помнить будешь,

Но этот чёрный кожаный сапог

Я знаю, никогда уж не забудешь.

А как забыть сынов и дочерей,

Что в зев войны ты, молча, отдавала,

И сотни дней несчастных и ночей

Ты всё считала, и считала, и считала.

Уходят дети, возвращаясь в снах,

И с неба ангельскими ликами сияя.

Нет больше сил, а только этот страх.

Как это всё стерпеть, моя родная!

Песня из киноильма «Офицеры»

Кадры из «Офицеров» сменяются кадрами из «9-й роты»

Ведущий:

Нам с кровью к Родине любовь передаётся,

Нам в сердце навсегда маяк вживлён.

В наследство нам от дедов достаётся

Семейный дух, заботой окрылён.

И воспитать всегда семья готова

Поэта, воина, учёного, врача…

А беды и проблемы снова, снова…

И вот опять планета горяча.

Звучит стихотворение об Афганистане.

Кадры Чернобыля, девочки танцуют танец

Ведущий:

И даже мирный атом не удержишь:

И вновь беда, и вновь земля в дыму.

Но выдержит и это наша вера

В людское завтра, в счастье и в страну.

Не победят лихие испытанья

Народ, что силу черпает в любви,

Не в той, что отразилась на экране,

А в той, что навсегда у нас в крови.

(На экране кадры семейных фотографий.)

В любви к земле, любви к родному дому,

К семье, к братишке, что гудит в свисток,

Сестрёнке, тётке, деду пожилому,

Который так порой бывает строг.

И к бабушке, которая в работе

День ото дня милее и милей.

А их любовь, взаимная забота

Крепчает лишь от этих долгих дней.

Звучит «Эхо любви». Дети дарят открытки и цветы семейным парам.

Явление 9

На сцену выходит девушка в народном костюме со свитком, в котором пожелание молодым супругам:

Провели мы вас по волнам седым, по волнам седым нашей памяти. Повидали вы, гости милые, всё, как есть у нас на земле родной. Вы увидели, вы и поняли, что не будет ввек у нас счастия, коли каждый из вас не поймёт того, чего в древности было ведомо: (потихоньку выходят все участники представления)

Не то счастие, что богатство есть,

Не то счастие, что и сила есть

Да не то, что и власть твоя.

А то счастие, что любовь живёт, любовь к Родине, да к семье родной.

Будет мир в семье – (говорят все) будет доброе,

Будет вера в семье – (говорят все) будет доброе,

А любовь в семье – (говорят все) будет силушка, сила вечная, нерушимая.

Выбегают дети, выводят молодые пары на сцену, читают им поздравление и пожелания, артисты собираются на сцене, поют «Мы желаем счастья вам».

Семья - колыбель человечества. Семья это основанное на браке объединение людей. Издавна семья состояла не из одного поколения. В ней были бабушки, дедушки, мама, папа, дети, внуки и правнуки. Жили дружно, весело, уважали старость, оберегали молодых. Семьи были большие и крепкие. В настоящие время типичная семья - это родители и один, два,максимум три ребёнка. Постепенно исчезает тот аромат большой семьи, в котором должны расти дети. Семья должна обеспечивать наличие взаимной любви, взаимопонимание, защищать свой внутренний мир, свои тайны, секреты.

"Только те семейные и общественные отношения и могут быть крепки, которые вытекают из внутреннего убеждения и оправдываются добровольным, разумным согласием всех в них участвующих ".

Н.А.Добролюбов.

Дом для каждого из нас - самое главное, самое нужное в жизни. Дом - это убежище, которое оградит нас от всех напастей. От него веет теплом и уютом, и если в нём царит взаимопонимание и доверие, это настоящее счастье.

Семья играет большую роль в жизни человека, его защите, развитии. В семье ребёнок получает свой первый жизненный и нравственный опыт, здесь начинается его личностное развитие. Нравственное воспитание -прямой долг и обязанность родителей. Ведь оно определяет будущую судьбу ребёнка, так как в детстве формируется характер и моральный облик личности. Родители должны воспитывать в детях с раннего возраста патриотизм, правдивость, доброту, самостоятельность, терпение, сдержанность, трудолюбие, эти качества необходимы для заложения осно

В характера личности. Важным фактором в формировании личности человека считается уклад жизни семьи. Семья должна учить ребёнка ухаживать за старыми, вырабатывать способность сочувствовать родным, развивать чувство радости и сострадания, детей нужно приучать думать о других, заботиться о младших, вовлекать ребёнка в трудовую деятельность семьи для развития дисциплинированности и ответственности.

В семье также должны уделять внимание физическому воспитанию детей, так как вместе с физическим развитием происходит умственное развитие, и формируются такие важные черты как мужество, смелость, выносливость, сдержанность, сила воли. Родители - главные воспитатели детей, дети - цели и смысл родителей. Больше всего омрачает жизнь детей в семье разлад между родителями, их невоспитанная, постоянная атмосфера недовольства, это ранит детскую душу? оставляя на ней шрамы. Вот и почему в семье должно быть взаимопонимание и любовь, и такая семья будет крепкая.

В семье заключён мощный потенциал воздействия на процессы общественного развитие. Государство заинтересованно в крепкой, активно действующей семье. Работа государства должно быть направленна на улучшение качества жизни населения, поддержки молодых семей, охрана интересов матери и ребёнка и обеспечение счастливого детства каждого ребёнка. Я думаю, если государство будет больше заботиться о семьях, то у нас в России будет больше крепких и счастливых семей, а если будут крепче семьи, то будет больше счастливых детей.

Крепка семья – крепка держава, Егор Гунин