Перспективное планирование по сенсорному развитию. Перспективное планирование по сенсорному развитию детей средней группы

09.04.2024

Алсу Вагапова
Перспективный план по сенсорному развитию детей раннего возраста

Сентябрь

Тема : Игра с шариками «Топают ножки по цветной дорожке»

Цель : Учить узнавать и называть красный и синий цвета.

Тема : «Подбери листочки»

Цель : Сравнивать два предмета по величине.

Учить различать предметы по размеру, сравнивать (такой – не такой) .

Тема : «Занимательные коробки»

Цель : Учить узнавать и называть зелёный цвет, закреплять красный, синий, жёлтый цвета. Закреплять знание круглой формы.

Тема : «Ёжики поссорились»

Цель : Продолжать учить, узнавать и называть красный, синий, жёлтый, зелёный цвета. Учить определять размер и качество предметов : большой – маленький; мягкий – твёрдый.

Тема : «Что ты пробовал? (покажи, скажи) »

Цель : Развивать вкусовые ощущения .

Тема :«Лесные детишки»

Цель : Закреплять понятия «большой – маленький, длинный – короткий, быстрый – медленный»

Тема : «Собери пирамидку»

Цель : Учить собирать пирамидку по образцу (цвет, по желанию.

Тема :«Чайная посуда»

Цель : Закреплять знание основных цветов.

Учить соотносить предметы разные по свойствам. Учить осуществлять выбор из предметов двух разновидностей

Тема «Магазин посуды»

Цель : Закреплять знание основных цветов. Учить обыгрывать небольшой сюжет. Побудить, заинтересовать детей общаться друг с другом.

Тема : «Игрушки для Оли и Коли»

Цель : Продолжать учить различать и называть цвета.

Определять свойства предметов (мягкий, колючий, гладкий, шершавый, тёплый, холодный)

Тема : «Подбор крышек к коробкам разной формы»

Цель : Продолжать учить детей определять форму (круг, квадрат, цвет, величину предметов и их частей. Учить соотносить отдельные части предметов по размеру и цвету.

Тема : «Нарядные бусы»

Цель

Тема : «Маленькие и большие ножки идут по дорожке»

Цель : Учить понимать слова «длинная, короткая» .

Учить правильно соотносить слова с размером предмета.

Тема : «Подушки-пирамидки»

Цель : Закреплять основные цвета (шесть цветов, развивать мелкую моторику рук , глазомер. Учить ориентировке в величине.

Тема : «Сравни»

Цель : Закреплять в активном словаре детей понятия «большой, маленький»

Уточнить представления о цвете, форме и качестве предметов, продолжать соотносить предметы по величине.

Тема : «Найди игрушку»

Цель : Закреплять умение ориентироваться в группе, различать и правильно называть признаки «высокий, низкий»

Тема : «Оденем куклу»

Цель : Учить понимать слова «такой – не такой» , «разные» , группировать по цвету, находить пару (варежки, носочки, сапожки) .

Тема : «Что звучит?»

Цель

Тема :»Собери картинку»

Цель : Учить складывать картинки из двух половинок.

Тема : «Тонет,не тонет»

Цель : Учить детей действовать с резиновыми игрушками, природными материалами – камушками.

Тема : «По ровненькой дорожке, шагают наши ножки»

Цель : Развивать зрительно – слуховые внимание, координацию движений.

Тема : «Бусы для мишки»

Цель : Формировать представление о диких животных (зайце, белке, медведе) . Развивать мелкую моторику рук . Воспитывать отзывчивость, доброжелательность.

Тема : «Что за предмет?»

Цель : Учить называть предмет и его описывать.

Тема : «Угадай игрушку»

Цель : Формировать у детей умение находить предмет, ориентируясь на его основные признаки, описание.

Тема : «Что звучит?» (повторение)

Цель : Учить определять на слух звучание музыкальных инструментов, правильно их называть.

Тема : «Нарядные бусы» (повторение)

Цель : Учить чередовать предметы по величине, цвету, форме

Перспективное планирование

по сенсорному развитию

дошкольников.

Составила

воспитатель МКДОУ «Рябинка»

Пайднец Светлана Владимировна

р.п.Маслянино

2018 г

Сенсорное развитие ребенка - это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т.п. Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном детстве трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Сенсорное воспитание, направленное на обеспечение полноценного сенсорного развития, является одной из основных сторон дошкольного воспитания.

Сенсорное развитие, с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития ребенка, с другой стороны, имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие необходимо и для успешного обучения и для многих видов труда.

Особенности сенсорного развития детей дошкольного возраста.

Познание, прежде всего, начинается с восприятия предметов и явлений окружающего мира. Все другие формы познания – запоминание, мышление, воображение – строятся на основе образов восприятия и являются результатом их переработки. В связи с этим, нормальное умственное развитие невозможно без опоры на полноценное восприятие.

В детском саду ребёнок обучается рисованию, лепке, конструированию, знакомится с явлениями природы, начинает осваивать основы математики и грамоты. Овладение знаниями и умениями во всех этих областях требует постоянного внимания к внешним свойствам предметов, их учёта и использования. Без постоянной ориентировки во внешних свойствах предметов невозможно получить отчётливые представления о явлениях живой и неживой природы, в частности, о сезонных изменениях. Формирование элементарных математических представлений предполагает знакомство с геометрическими формами и их разновидностями, сравнение объектов по величине. При усвоении грамоты огромную роль играет фонематический слух – это точное дифференцирование речевых звуков и зрительное восприятие начертания букв.

И конечно, каждый ребёнок, даже без целенаправленного воспитания, так или иначе, воспринимает всё это. Но если усвоение происходит стихийно, без разумного педагогического руководства взрослых, оно нередко оказывается поверхностным, неполноценным. Здесь-то и приходит на помощь сенсорное развитие ребёнка.

Значение сенсорного развития ребёнка для его будущей жизни выдвигает перед теорией и практикой дошкольного воспитания задачу разработки и использования наиболее эффективных методов и приёмов сенсорного воспитания в детском саду. Современная педагогическая наука накопила большое количество методов обучения. Учитывая, что выбор методов и приёмов обучения зависит от ряда как объективных, так и субъективных причин, остановимся на некоторых из них.

Важным условием сенсорного развития детей является правильно организованная предметно-развивающая среда по разделу «Сенсорное воспитание». Правильно подобранные по цвету, форме, величине дидактические пособия имеют большой эмоциональный заряд, определяемый фактурой, пропорциями, гармонией цвета. В повседневной жизни детям надо давать возможность наблюдать за формой, цветом, пропорциями предметов, явлений .

Основной формой сенсорного воспитания являются занятия. А занятия, спланированные в игровой форме активизируют детей на более лучшие результаты их деятельности.

На занятиях важно использовать наглядные, словесные и практические методы.

Метод устного изложения включает в себя методические приёмы монологической и диалогической речи, которые осуществляются при помощи рассказа воспитателя (сказочное вступление), объяснения, инструктирования, а также беседы (вопросы – ответы).

Метод практического обучения включает в себя организацию практической деятельности детей: упражнения, повторения, практические работы .

Дидактический, демонстрационный и раздаточный материал, применяемый на занятиях способствует выработке прочных осознанных навыков и умений дошкольников по сенсорному развитию. С их помощью дети лучше изучают новый материал, а также закрепляют и повторяют пройденное.

Важным фактором в планировании занятий по ознакомлению детей с цветом, формой, величиной предметов является принцип последовательности, предусматривающий постепенное усложнение заданий. Это усложнение идет от элементарных заданий на группировку однородных предметов по различным сенсорным качествам, к соотнесению разнородных предметов по величине, форме, цвету и далее к учету этих признаков и свойств в изобразительной и элементарной продуктивной деятельности.

Большое развивающее влияние на детей имеют дидактические игры и упражнения. Проведение игр и упражнений предусматривает индивидуальные возможности и способности каждого ребенка. Обучение необходимо начинать с выполнения задания совместными действиями взрослого с ребенком. В дальнейшем позиция взрослого по отношению к ребенку может меняться: рядом с ребенком, а затем напротив. Каждое действие ребенка должно быть прокомментировано и обобщено в речевом плане.

Учитывая быструю утомляемость детей и их легко возникающий и легко пропадающий интерес к различным предметам, некоторые дидактические игры целесообразно проводить с элементами подвижных игр, иногда группируя их в одно целое, развивая сюжет. Например: Предложить детям поиграть в подвижную игру «Поезд», во время игры с детьми происходит остановка на «полянке», где дети собирают цветы и ягоды разного цвета и разной величины. Затем дети идут в гости к ежику (вспомнить, что любит ежик), предлагается подвижная игра «Запасливый ёжик» . Рассказать детям (с показом иллюстраций) о том, что в лесу растут высокие деревья и низкие кустарники (игра «Высокие – низкие»), а с «прогулки» возвратитьяся сначала по широкой, а затем по узкой тропинке.

Сенсорное воспитание решается не только на занятиях, но и в повседневной жизни. В утренние часы, во время приёма детей важно обращать внимание детей на цвет их одежды и обуви. Эффективна в это время индивидуальная работа, с использованием разного дидактического материала для игр. Это "Мозаика", "Цветные вкладыши", "Геометрические вкладыши", "Найди, чья будка", "Кто большой, кто маленький", "Поймай рыбку". В ходе режимных моментов внимание дошкольников обращается на цвет полотенец, салфеток, посуды, в сюжетных играх -на величину, цвет и форму предметов. "В какой кастрюле будем варить суп - большой или маленькой?", "Какого цвета подать тебе шарик?", "По какой дороге поедем - длинной или короткой?" и т.д.

На прогулках ведущее значение имеют специальные занятия в форме организованных осмотров помещения и участка детского сада, наблюдения за ближайшим окружением и экскурсии к объектам, находящимся за пределами дошкольного учреждения.

Перспективный план

по сенсорному развитию для детей 3-4 лет

  • Различение цветов спектра – красный, оранжевый, желтый, зеленый, синий, фиолетовый, черный, белый, освоение 2-4-х слов, обозначающих цвет.
  • Узнавание, обследование осязательно – двигательным способом и название некоторых фигур (круг, квадрат, овал, прямоугольник, треугольник, звезда, крест).
  • Использование (при поддержке взрослого) простейших способов обследования с использованием разных анализаторов: рассматривание, поглаживание, ощупывание ладонью, пальцами по контуру, прокатывание, бросание и др. Освоение слов, обозначающих признаки предметов и обследовательские действия.
  • Сравнение (с помощью взрослого) двух предметов по 1-2 признакам, выделение сходства и отличия.
  • Овладение действием соединения в пары предметов с ярко выраженными признаками сходства, овладение группировкой по заданному предметно образцу и по слову (по цвету, форме, размеру, материалу).

Сентябрь

Занятие №1.

Игра
Цель: учить детей группировать предметы по величине.
Игра «Чем похожи, чем отличаются»

Занятие №2.

Игра Раскладывание однородных предметов разной формы на две группы
Цель: группирование по форме.

Игра Раскладывание однородных предметов разной величины на две группы

Октябрь

Занятие №1.

Игра «Воздушные шары»

Цель: Способствовать формированию у детей цветовых представлений

Игра «Улетающие шары»

Цель: Способствовать формированию у детей цветовых представлений, дать представление о белом и черном цветах.

Занятие №2.

Игра «Лебедушка»

Цель: Дать детям представление о" том, что цвет - признак разнообразных предметов и используется для их обозначения. Закрепить знания цветов спектра.

Игра «Живое домино»

Цель: Дать детям представление о том, что цвет - признак разнообразных предметов и используется для их обозначения. Закрепить знания цветов спектра.

Ноябрь

Занятие №1.

Игра «Красивый букет»

Цель: познакомить детей с цветами спектра и их названиями. Учить детей сравнивать предметы по цвету путем накладывания их друг к другу. Игра «Подбери такой же»

Цель: закреплять умение выбирать предметы по признаку.

Занятие №2.

Игра «Зажги фонарик»

Цель: упражнять детей в названии цвета предметов

Игра «Полосатые коврики»

Цель: учить детей практически применять полученные знания, сравнивать по цвету.

Декабрь

Занятие №1.

Игра «Кто скорее соберет игрушки»

Цель: учить детей группировать объекты, отличающиеся по форме, величине, назначению, но имеющие одинаковый цвет.

Игра «Каждую бусинку на свою нитку»

Цель: учить детей группировать объекты, сходные с образцом.

Занятие №2.

Игра «Разноцветные обручи»

Игра «Украсим елочку»

Цель: учить детей подбирать предметы по слову, обозначающему цвет.

Январь

Занятие №1.

Игра «Разноцветные обручи»

Цель: учить детей подбирать предметы по слову, обозначающему цвет.

Игра «Украсим елочку»

Цель: учить детей подбирать предметы по слову, обозначающему цвет.

Февраль

Занятие №1.

Игра «Назови геометрическую фигуру»

Цель: учить детей зрительно обследовать, узнавать и правильно называть плоскостные геометрические фигуры (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, овал)

Игра «Домино фигур»

Цель: учить детей находить среди многих одну определенную фигуру, называть ее.

Занятие №2.

Игра Выкладывание мозаики на тему «Елочки и грибочки»

Цель: группирование предметов по цвету

Игра Нанизывание больших и маленьких бусин.

Цель: Чередование по величине.

Март

Занятие №1.

Игра Нанизывание бусин разной формы. Цель: Чередование по форме.

Игра «Попади в отверстие» Цель: соотнесение по форме и величине.

Занятие №2.

Игра Лото «Цвет и форма»

Игра «Чудесный мешочек»

Апрель

Занятие №1.

Игра Нанизывание бусин разного цвета

Цель: Чередование по цвету.

Игра «Найди предмет такой же формы»

Цель: учить выделять форму в конкретных предметах окружающей обстановке, пользуясь геометрическими образцами.

Занятие №2.

Игра «Геометрическое лото»

Цель: учить сравнивать форму изображенного предмета с геометрическими фигурами и подбирать предметы по геометрическому образцу

Игра «Что лежит в мешочке»

Май

Занятие №1.

Игра «Упражнение с кругами»

Цель: дать детям представление об отношениях трех предметов по величине.

Игра «Что там»

Цель: закреплять умение устанавливать соотношение трех предметов по величине, учить детей использовать это умение при выполнении предметного действия (составление матрешки).

Занятие №2.

Игра «Сделаем столбики»

Цель: закрепить умение выбирать на глаз предметы одинаковой величины.

Игра «Чего не стало»

Цель: развивать внимательность и память детей.

Перспективный план

по сенсорному развитию для детей 4-5 лет

  • Различение и называние цветов спектра – красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый; черный, серый, белый; 2-3 оттенка цвета (светло-зеленый, темно-синий).
  • Различение и называние геометрических фигур (круг, квадрат, овал, прямоугольник, треугольник, звезда, крест), воссоздание фигур из частей.
  • Использование сенсорных эталонов для оценки свойств предметов (машина красная, кошка пушистая, чай горячий, стул тяжелый).
  • Сравнение предметов, выделение отличия и сходства по 2-3 признакам, освоение группировки (по цвету, форме, размеру, материалу, вкусу, запаху, фактуре, поверхности). Описание предмета по 3-4 основным свойств.

Октябрь

Занятие №1.

Игра «Большие и маленькие»

Цель: учить детей чередовать предметы по величине.
Игра «Чем похожи, чем отличаются»
Цель: закреплять понятия величины.

Занятие №2.

Игра «Каравай»

Цель: закреплять понятия «большой - маленький».
Игра «Домики для кукол»

Цель: учить детей сравнивать и подбирать предметы по величине.

Ноябрь

Занятие №1.

Игра «Найди такой же»

Цель: учить из множества выбирать предметы по признаку.
Игра «Подбери такой же»

Цель: закреплять умение выбирать предметы по признаку.
Занятие №2.

Игра «Разложи в коробочки»

Цель: учить определять признаки предметов и ориентироваться в формах и величинах».

Игра «Накрываем на стол»

Цель: учить детей подбирать предметы по величине и форме.

Декабрь

Занятие №1.

Игра «Варежки»

Цель: вести работу по формированию элементарных математических
представлений.

Игра «Такой же и одинаковые»
Цель: сравнивать предметы по форме.

Занятие №2.

Игра «Найди, каких игрушек поровну»
Цель: учить счету и сравнению.
Игра «Строить»

Цель: найти одинаковые детали.

Январь

Занятие №1.

Игра «Магазин»

Цель: эта игра поможет усвоить названия и порядок первых пяти чисел.

Игра «Сделай лесенку»

Цель: образование числа и цифры 5.

Занятие №2.

Игра «Отсчитай столько же»

Цель: закрепить знание детей на цифры.

Игра «Рассели цветные числа»

Цель: умение составлять число из двух меньших.

Февраль

Занятие №1.

Игра «Игровое упражнение части суток»

Цель: формирование временных представлений развития внимания.
Игра «Когда это бывает»

Цель: закреплять представление о времени суток, учить правильно
употреблять слова «сегодня, завтра, вчера».

Занятие №2.

Игра «День - ночь»

Цель: закрепление понятия «утро», «день», «вечер», «ночь».
Игра «Вчера, сегодня, завтра»
Цель: освоение временных понятий.

Март

Занятие №1.

Игра «Орнаменты»

Цель: учить различать фигуры на плоскости и с учетом формы и цвета.

Игра Конструктор «Собери куб»

Цель: закреплять умение логически мыслить.

Занятие №2.

Игра Лото «Цвет и форма»

Цель: закреплять цвета и формы предметов.

Игра «Чудесный мешочек»

Цель: закреплять название геометрических фигур, учить находить предметы той же формы.

Апрель

Занятие №1.

Игра «Логическое лото»

Цель: развивать логическое мышление.

Игра «Найди такой же»

Цель: развивать внимание и память.

Занятие №2.

Игра «Подбери фигуру»

Цель: упражнять в названии геометрических форм.
Игра «Что лежит в мешочке»

Цель: закреплять знания детей о геометрической форме.

Май

Занятие №1.

Игра «Назови цифру»
Цель: закреплять знания детей о цифрах.
Игра «Какое число пропущено»
Цель: упражнять в порядковом счете.

Занятие №2.

Игра «Назови соседей числа»

Цель: упражнять в соотношении числа и цифры.

Игра «Чего не стало»

Цель: развивать внимательность и память детей

Перспективный план

по сенсорному развитию для детей 5-6 лет

  • Различение и называние всех цветов спектра и ахроматических цветов (черный, белый, серый), оттенков цвета (темно-красный, светло-серый), 3-5 тонов цвета (малиновый, лимонный, салатный, бирюзовый, сиреневый…), теплых и холодных оттенков.
  • Различение и называние геометрических фигур (круг, квадрат, овал, прямоугольник, треугольник, ромб, трапеция), освоение способов воссоздания фигуры из частей, деления фигуры на части; освоение умения выделять (с помощью взрослого) структуру плоских геометрических фигур (стороны, углы, вершины).
  • Использование сенсорных эталонов для оценки свойств предметов (фуражка темно-синяя, значок в форме ромба, стакан глубже чашки, книга тяжелее тетради).
  • Освоение умений выделять сходство и отличие между группами предметов.
  • Проявление умения сравнивать предметы, выделять 3-5 признаков сходства и отличия, группировать предметы по разным основаниям преимущественно на основе зрительной оценки; различать звуки (музыкальные звуки по разным характеристикам: высоте, тембру, громкости, длительности; звуки родного языка).

СЕНТЯБРЬ.

«КАЖДУЮ ФИГУРУ НА СВОЕ МЕСТО»

Цель: Дать представление об изменении геометрических фигур. Показать, что формы предметов и их частей могут соответствовать разным вариантам фигур.

«НАЙДИ ТАКОЙ ЖЕ УЗОР»

Цель: Научить детей последовательно осматривать расчлененную форму, выделять, называть и запоминать ее части, их пространственное расположение.

ОКТЯБРЬ.

«НАЙДИ ПО ОПИСАНИЮ»

Цель: Научить самостоятельно, описывать расчлененную орнаментальную форму.

«КТО БОЛЬШЕ УВИДИТ? »

Цель: Учить детей последовательному зрительному обследованию и словесному описанию формы предметов.

НОЯБРЬ.

«ЦВЕТОЧНЫЙ МАГАЗИН».

Цель: Учить самостоятельно, проводить обследование предмета. «Покупатель» должен дать описание растения по форме и окраске цвета и листа, «продавец» - узнавать это растение.

«МЫ СОСТАВЛЯЕМ ПЕТРУШКУ»

Цель: Формировать у детей умение расчленять сложную форму предмета на элементы. В этой игре дети должны применять 3 типа прямоугольника, различающихся между собой по величине и пропорциям, - составлять фигуру петрушки из мозаики.

ДЕКАБРЬ.

«БЫСТРОЕ ВЫКЛАДЫВАНИЕ ФОРМ»

Цель: Упражнять в отработке и умению расчленять сложную форму.

«НАЙДИ НА ОЩУПЬ»

Цель: Учить детей сопоставлять результаты зрительного и осязательного обследования формы предмета.

ЯНВАРЬ.

«ПОДБЕРИ СЕБЕ СОСЕДА»

Цель: Упражнять детей в сопостановлении и обобщении предметов по цвету.

«ПИРАМИДКА».

Цель: Учить детей высветлению цвета и составлению ряда по светлоте

ФЕВРАЛЬ.

«ВОЛШЕБНЫЕ КРАСКИ».

Цель: Знакомить детей с оттенками по цветовому тону.

АППЛИКАЦИЯ «ПРАЗДНИЧНЫЙ САЛЮТ»

Цель: Закреплять представления дошкольников о светлотном ряде.

МАРТ.

«КАКОГО ЦВЕТА ПРЕДМЕТЫ В НАШЕЙ ГРУППЕ? »

Цель: Учить детей называть цветовой тон с указанием его признака.

«ПАЛОЧКИ В РЯД»

Цель: Учить детей последовательному разложению в ряд элементов разной величины.

АПРЕЛЬ.

«СЛОМАННАЯ ЛЕСНИЦА»

Цель: Учить детей замечать нарушения в равномерности нарастания (или убывания) величины.

«ТРИ ПОДРУЖКИ»

Цель: Учить определять пропорции: подбирать на глаз предметы, находящие между собой в таком же отношении по величине, как в образце.

МАЙ.

«КУПИМ КУКЛАМ ШКОЛЬНУЮ ФОРМУ»

Цель: Учить устанавливать соответствие между несколькими рядами предметов, упорядоченных по величине.

ЛОТО «ФОРМА И ЦВЕТ»

Цель: Закрепить умение подбирать предметы по образцу, ориентируясь на соотношение признаков.

Список литературы:

  1. Венгер Л.А., Пилюгина Э.Г., Венгер Н.Б. Воспитание сенсорной культуры ребёнка, - М.: 1998.
  2. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников / Под ред. Л.А. Венгера – М.: Просвещение, 1973.
  3. Дошкольная педагогика / Под ред. С.А. Козловой, Т.А. Куликовой – М.: «Академия», 1998.
  4. Запорожец А.В., Усова А.П. Сенсорное воспитание дошкольников.- М.: АПН РСФСР, 1963.
  5. Михайлова З.А. Игровые занимательные задачи для дошкольников: Кн. для воспитателей д/с. – 2-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 1990.
  6. Пилюгина Э.Г. Занятия по сенсорному воспитанию. – М.: Просвещение, 1983.
  7. Сенсорное воспитание в детском саду./ Под ред. Н.Н. Поддякова – М.: Просвещение, 1981 .
  8. Сенсорное воспитание в детском саду. Под ред. Н.П. Саккулиной, Н.Н поддякова – М.: Просвещение, 1969.

Тимофеева Галина Ивановна
Учебное заведение: БОУ "Кугесьская общеобразовательная школа-интернат для обучающихся с ОВЗ"
Краткое описание работы:

Дата публикации: 2019-12-10 Перспективный план по сенсорному воспитанию детей через дидактические игры Тимофеева Галина Ивановна БОУ "Кугесьская общеобразовательная школа-интернат для обучающихся с ОВЗ" В плане содержится название игр,планирование по месяцам для сенсорного восприятия детей с ОВЗ.

Перспективный план по сенсорному воспитанию детей через дидактические игры

Перспективный план по сенсорному воспитанию детей через дидактические игры на 2017-2018 учебный год в группе «Колокольчик»

Воспитатель: Тимофеева Г.И.

Месяц

Дидактические игры

Сентябрь

1.«Найди окошко » определение формы, размера предмета.

2.«Угадай, на что похоже » Нахождение сходства геометрических фигур с реальными предметами.

3. «Цветные кубики » Восприятие цвета.

4. «Выложи дорожку для машин » Определение величины.

Октябрь

1. «Катится – не катится» Определение формы.

2. «Собери пирамидку

3. «Цветок для бабочки » Восприятие цвета.

4. «Составь цепочку » Чередование геометрических фигур.

Ноябрь

1. «Дорисуй картинку » Определение цвета, формы геометрических фигур.

2. «Привяжи ленточки к бабочкам » Восприятие цвета.

3. «Собери целое » Умение выделять части, соединять в целое.

4. «На что похоже » Определение формы предметов.

Декабрь

1. «Найди пару » Определение цвета, формы, величины.

2. «Хлоп- хлоп » Выполнение соответствующих движений по словесной инструкции и цветовому сигналу.

3. «Разрезные картинки » Развитие зрительного восприятия.

4. «Раскрась предмет » На развитие произвольного внимания, восприятия цвета.

Январь

1. «Сделай елочку » Зрительное определение величины.

2. «Лото » Нахождение формы.

3. «Цветные кубики » Восприятие цвета.

Февраль

1. «Забывчивый художник » развитие зрительной памяти, умение находить недостающие элементы в рисунке.

2. «Где лежит кубик

3. «Лото вкладыш » На формирование целостного образа предмета,умение находить недостающий элемент.

4. «Холодно-тепло-горячо »На формирование различных тактильных свойств.

Март

1. «Найди форму в предмете » Определение геометрических форм.

2. «Матрешки» Зрительное определение величины.

3. «Подарим кукле бусы » Чередование цвета по заданному образцу.

4. «Красивая салфетка » Определение геометрических фигур. Ориентировка на плоскости листа.

Апрель

1.«Три медведя » Умение соотносить величину предметов.

2. «Что нарисовано » Умение переносить пространственные отношения с плоскостного на объемное.

3 «Цветные автомобили

4. «Чудесный мешочек » На развитие тактильных ощущений.

Май

1. «Строим по описанию » Умение соотносить объекты по величине.

2. «Светофор » Ориентировка на цветовой сигнал.

3. «Рисование палочками » Выкладывание геометрических фигур из счетных палочек.

4. «Где лежит кубик » Ориентировка в пространстве.

Просмотреть свитедельство о публикации


, . .

Бочкина Ирина Федоровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: Детский сад "Радуга"
Населённый пункт: г.Сергач, Нижегородской области
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Перспективное планирование по сенсорному развитию"
Дата публикации: 06.03.2016
Раздел: дошкольное образование

Перспективное планирование по сенсорному развитию во

второй группе раннего возраста в контексте реализации ФГОС

ДО
Месяц Программные задачи Дидактические игры и пособия в совместной деятельности взрослого и ребенка Сентябрь Диагностика уровня сенсорного развития. Диагностические задания Д\и «Конфеты для мальчиков и девочек» Д\и «Разложи мячи в коробки» «Самый большой» Д\и «Подбери по цвету» Поручения «Разложи по корзинкам» Диагностическое задание Собери пирамидку. Инструкции педагога «Выбирай самое большое кольцо» Собери матрешек. Инструкции педагога «Возьми сначала самую маленькую» Октябрь Побуждать различать цвета, ориентируясь на их однородность или неоднородность при наложении; обозначать результат словами «такой», «не такой»; действовать по подражанию Побуждать фиксировать внимание на величине предметов, формировать умение пользоваться простейшими приемами нахождения тождества и различия однородных объектов по величине (такой – не такой) Собери фрукты и овощи в корзины Д/и «Зернышки для птиц» Д/и «Цветочная полянка» Д/и «Одежда для семьи» Д/и «Подбери ведерко» Д/и «Посади огород» Ноябрь Сделать форму предмета значимой для ребенка, учить опираться на нее в деятельности (катится-не катится) Обратить внимание на относительность величины предметов (один и тот же предмет может быть или маленьким в Ремонт машин Д/и «Поставь машину в гараж» Домик для медведя
зависимости от того, с каким предметом его сравнивают); активизировать слова « большой», «маленький» Декабрь Помогать соотносить плоскостную и объемную формы в практическом действии с предметами, пользоваться методом проб, отбрасывая ошибочные варианты и фиксируя правильные Знакомить с пирамидкой, упражнять в нанизывании колец, учитывать величину в действиях с предметами, соблюдать принцип складывания пирамидки (брать самое большое кольцо), проверять свой выбор путем накладывания колец. Формировать умение распознавать и раскладывать однородные предметы двух разных цветов (красный, зелёный Сенсорная юбка Игры с пирамидками «Волшебные фигуры» «Посади елочку» «Сервиз» Январь Закреплять умение группировать однородные по величине предметы и соотносить разнородные Познакомить детей с принципом складывания матрешки (маленькая прячется в большую); вызывать положительное эмоциональное отношение к игрушке и действиям с нею. Побуждать выполнять простые действия с предметами, обогащать сенсорный опыт, развивать координацию движений рук под зрительным и осязательным контролем Познакомить со свойствами снега Сенсорный коврик Игры с матрешками «Разноцветные прищепки» Эксперименты со снегом Февраль Формировать умение различать жёлтый цвет, закреплять знание красного и зелёного цветов Дать детям представление о круге, квадрате, треугольнике. Помогать приёму обследования пальцем Д/и «Цветные палочки» Мобильная ширма «Умелые пальчики» Д/и «Посади бабочку на цветок»
контура фигуры Развивать мелкую моторику пальцев Март Познакомить детей со свойствами воды Развивать слуховое восприятие, формировать умение составлять пары одинаковых шумов Формировать умения различать предметы по длине, ширине Экспериментирование с водой в уголке природы Д/и «Собери капельки в стакан» Игры с музыкальными инструментами Д/и «Кто так поет?» П/и «Через мостик» Сенсорная юбка (желтый клин) Апрель Формировать умение различать количество предметов, использовать слова «один-много» Развивать мелкую моторику пальцев рук Закреплять умение детей сравнивать предметы по форме изображенного предмета с геометрическими фигурами Д/и «Горох» Мобильная ширма «Умелые пальчики» Домик с вкладышами Д/и «Кто в домике живет?» Май Продолжать формировать представление об основных цветах, упражнять в их различении Упражнять в складывании вкладышей из 3-4 частей Закреплять знания детей о форме, формировать умение подбирать предметы по геометрическому образцу Развивать зрительные ощущения, формировать представления о свете и темноте Сенсорная юбка (зеленый клин) Кубики Геометрическое лото Серия сюжетных картинок

Ратанова Ирина Юрьевна, воспитатель

МДОУ Юго-Камский детский сад № 3,

Пермский район, Пермский край, п.Юго-Камский

Перспективный план по сенсорике в старшей группе.

Цель: развитие сенсомоторных способностей ребенка

Задачи:

Развитие мелкой моторики,

Формирование представлений о внешних свойствах предметов (форме, цвете, величине, запахе, вкусе),

Формирование межличностных отношений.

Дата

Тема

Задачи

Источник

Сентябрь

Дид. игры«Почемучкин заболел»,

«Телефон»,

Игра «Предъявите пропуск»

- «Новые друзья»,

Д/и «Будем знакомы»,

Игры в кругу, подвижно-оздоровительная игра «Надуй шар».

1.Развитие слухового восприятия, формирование коммуникативных умений. Развитие вербального воображения. 2.Систематизация и дополнение знаний о геометрических формах, умение обследовать г.ф. Освоение понятий связанных с г.ф. через движения и пластику.

1.Л.Л.Тимофеева «Ребенок и окружающий мир», «Детство-Пресс» 2011г. Стр.25.

2.Л.Л.Тимофеева «Ребенок и окружающий мир» стр.28.

1.Фрукты: Как их можно есть?

Д/и «Волшебный мешочек».

2.Для чего нужны ткани?

1.Познакомить детей с разными способами приготовления блюд из фруктов, развивать тактильные ощущения.

2.Познакомить со свойствами тканей.

1.Е.В.Мурадова «Ознакомление дошкольников с окружающим миром». С.П. «Детство-Пресс» 2010г, стр.65

2.В.Н.Волчкова стр.86, «Конспекты занятий в старшей группе». Познавательное развитие.

1.Зимний гардероб.

2.Предметы из стекла и металла.

1.Активизация знаний о тканях и частях одежды, развитие зрительного восприятия, мелкой мотерики рук.

2.Познакомить со свойствами стекла и металла- развивать тактильную память.

1.Л.Л. Тимофеева «Ребенок и окружающий мир», «Детство-Пресс», стр.124

2.Т.Ц.Учитель «Конспексты занятий в старшей группе д/с», Познавательное развитие, стр.93

1.Дерево- его качества и свойства.

2.Дерево умеет плавать.

1.Научить узнавать вещи из древесины, выяснять ее качества и свойства.

2.Продолжать формировать детей о дереве, его качествах.

1.Е.В.Марудова «Ознакомление дошкольников с окружающим миром», стр 25

2.О.Ф.Горбатенко «Комплексные занятия по разделу, Социальными мир. Волгоград, стр.53

1.Как люди используют кожу и дерево.

2.Искусственные материалы необходимы.

1.Продолжать знакомить со свойствами дерева и кожи на основе сравнения.

2.Продолжать знакомить со свойствами совеременных материалов: резины, поролона, пластмассы. Развивать внимание, мышление.

1.В.Н.Волчкова «Конспекты занятий в старшей группе», Познавательное развитие, стр.96

2.В.Н.Волчкова «Конспекты занятий в старшей группе», Познавательно развитие, стр.98

1.Бумажная страна. Бумага ее качества и свойства.

2.Что лучше: бумага или ткань?

1.Формировать знания детей о бумаге, разных её видах качествах и свойствах, развивать обследовательные действия.

2.Формировать представления детей о бумаге и ткани их свойствах и качествах. Развивать обследовательные действия, устанавливать причинно-следственные связи между свойствами материалов и их использованием.

1.О.Ф.Горбатенко Комплексные занятия по разделу «Социальный мир», стр.111

Е.В.Марудова «Ознакомить дошкольников с окружающим миром», стр.25

2.О.Ф.Горбатенко «Комплексные занятия по разделу «Социальный мир», стр 58

1.В мире пластмассы.

2.Что из чего сделано?

1.Познакомить детей со свойствами пластмассы и качеством предметов из пластмассы. Развивать любознательность.

2.Углублять и закреплять представления детей о различных материалах: различать их по свойствам и качествам.

1.О.Ф.Горбатенко Комплексные занятия по разделу «Социальный мир», стр. 60

2.О.Ф.Горбатенко «Комплексные занятия по разделу «Социальный мир», стр.112

1.Волшебница-вода, эксперименты со снегом и льдом. У воды нет ни вкуса, ни запаха.

2.Невидимка-воздух.

1.Познакомить с тем, в каком виде существует вода в природе, в разных состояниях.

2.Познакомить с понятием «воздух, его свойства».

1.В.Н.Волчкова «Конспекты занятий в старшей группе». Познавательное развитие, стр.159

2.В.Н.Волчкова «Конспекты занятий в старшей группе», «Познавательное развитие», стр.158

1.Где работает огонь?

2.Песок и глина. Сыпучесть. «Песок и глина. Рыхлость.»

1.Рассказать детям об открытии человеком огня. Как дошел огонь до наших дней, как он помогает человеку.

2.Учить сравнивать песок и глину, показать свойство песка-сыпучесть, глины- рыхлость.

1.В.Н.Волчкова «Конспекты занятий в старшей группе», «Познавательное развитие», стр.165

2. Е.В. Мурадова «Ознакомление дошкольников с окружающим миром», стр.21

Литература:

1. В.Н.Волчкова «Конспекты занятий в старшей группе», «Познавательное развитие»

2. Е.В.Марудова «Ознакомление дошкольников с окружающим миром»,«Детство-Пресс» 2010г

3. О.Ф.Горбатенко «Комплексные занятия по разделу «Социальный мир»,

4. Л.Л. Тимофеева «Ребенок и окружающий мир», «Детство-Пресс»,2011г

5. «Конспексты занятий в старшей группе д/с», Познавательное развитие, Т.Ц.Учитель