Приобщение детей к культуре здорового образа жизни в условиях дошкольного образовательного учреждения. «Приобщение детей к здоровому образу жизни средствами природы Отчет приобщение детей к здоровому образу жизни

16.01.2024

Приобщение детей к здоровому образу жизни.

1. В совр

Еменных условиях развития общества проблема здоровья детей является как никогда ранее актуальной. Достичь необходимого уровня интеллектуально-познавательного развития может только здоровый ребенок.

Что же такое здоровье? В словаре С.И. Ожегова дается следующее толкование: «Правильная, нормальная деятельность организма».

В Уставе Всемирной Организации Здравоохранения говорится, что здоровье – это не только отсутствие болезней или физических дефектов, но и полное физическое, психическое и социальное благополучие.

Здоровье является важнейшим интегральным показателем, отражающим биологические характеристики ребенка, социально-экономическое состояние страны, условия воспитания, образования детей, их жизни в семье, качество окружающей среды, степень развития медицинской помощи, служб охраны материнства и детства, в конечном счете – отношение государства к проблемам материнства и детства.

Исходя из принципа «здоровый ребенок + умный + желающий + умеющий = успешный ребенок», мы должны совместными усилиями всех специалистов ДОУ и родителей осуществлять комплекс воспитательных и профилактических мер, направленных на укрепление здоровья растущего организма. К традиционным формам педагогического труда добавляется новый аспект – формирование здорового образа жизни.

Выдающийся педагог Януш Корчак писал: «Взрослым кажется, что дети не заботятся о своем здоровье: если за ними не смотреть, они выпали бы все из окон, поутонули бы, попали бы под машины, выбили бы себе глаза, поломали бы ноги и позаболевали бы воспалением мозга и воспалением легких – и уж сам не знаю, какими еще болезнями. Нет. Детям совершенно так же, как и взрослым, хочется быть здоровыми и сильными, только дети не знают, что для этого надо делать. Объясним им, и они будут беречься». Следовательно, педагоги и родители, опираясь на основные законы и принципы здорового существования, должны дать детям нужные знанияи создать необходимые условия.

Поэтому, важнейшей задачей дошкольного образовательного учреждения сегодня является охрана и укрепление физического и психического здоровья детей.

2. Среда, окружающая детей в детских садах, должна обеспечивать безопасность их жизни, способствовать укреплению здоровья и закаливанию организма каждого из них.

Современные философы трактуют понятие «среда» как систему, включающую взаимосвязи предметного и личностного характера. Через среду воспитание адаптирует личность к обстоятельствам, а образование выступает при этом моделью социума.

Непременным условием построения развивающей среды в дошкольных учреждениях является опора на личностно-ориентированную модель взаимодействия между людьми. Цель данной модели – содействовать становлению ребенка как личности. Это предполагает решение следующих задач: обеспечить чувство психологической защищенности – доверие ребенка к миру, радости существования (психологическое здоровье); формирование начал личности (базис личностной культуры); развитие индивидуальности ребенка, т.е. содействие развитию личности; знания, умения и навыки рассматриваются не как цель, а как средство полноценного развития личности. Способы общения – понимание, признание и принятие личности ребенка, основанные на способности взрослого стать на позицию ребенка и не игнорировать его чувства и эмоции. Тактика общения – сотрудничество. Позиция взрослого – исходить из интересов ребенка и перспектив его дальнейшего развития как полноценного члена общества. Взрослые создают условия для эстетического и нравственного развития личности, ее гуманизации, для проявления и развития творческих, художественных способностей ребенка. Эти положения личностно-ориентированной модели обнаруживают себя в следующих принципах построения развивающей среды:

1. Принцип дистанции, позиции при взаимодействии.

2. Принцип активности, самостоятельности, творчества.

3. Принцип стабильности – динамичности развивающей среды.

4. Принцип комплексирования и гибкого зонирования.

5. Принцип эмоциогенности среды, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребенка и взрослого.

6. Принцип сочетания привычных и неординарных элементов в эстетической организации среды.

7. Принцип открытости – закрытости.

8. Принцип учета половых и возрастных различий детей.

При создании предметно-развивающей среды для формирования здорового образа жизни можно придерживаться следующих направлений:

· Привитие стойких культурно-гигиенических навыков: в комнатах для умывания размещены алгоритмы умывания, красивые кармашки для хранения расчесок.

· Развитие представлений о строении своего тела: в специально оборудованных уголках находится: иллюстративный материал, дидактические игры, художественная литература, энциклопедии, плакаты. Обучение навыкам безопасного поведения: иллюстративный материал, дидактические игры.

· Формирование представлений об окружающей среде: в уголке природы находятся: настольно-печатные игры, дидактические игры природоведческого содержания: природный материал, оборудование по уходу за растениями, календари погоды, энциклопедии, оборудование для детского экспериментирования и исследовательской деятельности, растения подобраны в соответствии с возрастом детей, и индивидуальной переносимостью; у каждого растения табличка с пиктограммой об условиях содержания, аквариумы с рыбками (служат не только для наблюдений, но и как средство релаксации).

· Формирование представлений о том, что вредно, что полезно для организма: иллюстративный материал по данной теме, дидактические игры, альбомы с рисунками и фотографиями любимых и полезных продуктов питания.

· Формирование привычки в ежедневных физических упражнениях: передвижные уголки с мелким физкультурным оборудованием и атрибутами (в зависимости от возрастной группы).

Спортивно-оздоровительная предметная среда помогает содействовать решению как специфических задач развития двигательной активности, моторики детей, так и задач гармоничного развития.

Процесс формирования физической культуры особенно важен для детей старшего дошкольного возраста, так как этот период характеризуется активной познавательной деятельностью, интенсивным развитием интеллектуальной, эмоциональной сферы, становлением самосознания, освоением общечеловеческих ценностей.

Физическая культура является частью общечеловеческой культуры и рассматривается как основа формирования здорового образа жизни ребенка. В результате происходит созревание и совершенствование жизненно важных физиологических систем организма дошкольника, повышаются его адаптивные возможности и устойчивость к внешним воздействиям, приобретаются необходимые двигательные умения и навыки, физические качества, формируется личность в целом.

Итак, вариативность предметно-развивающей среды заключается в создании новых условий: за счет смены материала и оборудования, рационального чередования.

Психология дошкольника такова, что все должно быть освоено и закреплено им в практической деятельности. Построение предметной среды– это внешние условия педагогического процесса, позволяющие организовать самостоятельную деятельность ребенка, направленную на его саморазвитие под наблюдением взрослого.

Итак, среда должна выполнять образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организационную, коммуникативную функции. Но самое главное – она должна работать на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка.

В.А. Сухомлинский: «Я не боюсь еще и еще раз повторить: забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы».

Разделы: Работа с дошкольниками

Нормой жизни и поведения каждого человека должно быть сознательное и ответственное отношение человека к здоровью как к общественной ценности.

Бесспорно, что уровень и продолжительность жизни человека, а также состояние его здоровья во многом определяется моделью поведения, формируемой в детстве.

И одной из сторон данного процесса должно явиться формирование культуры здоровья, как части общей культуры человека – осознание здоровья, как жизненно важной ценности, воспитание ответственного отношения к своему здоровью, здоровью окружающих людей и природной среды.

Люди являются частью природы. Мы все отвечаем за то, чтобы природа сохранилась везде на нашей планете: в лесу – куда мы ходим отдыхать; в реке – где мы плаваем: в городе – где мы живём. Мы должны заботиться и о себе, своём здоровье, окружающих людях, чистоте воздуха и воды.

Здоровье – одна из главных ценностей в жизни. Каждый ребёнок хочет быть сильным, бодрым, энергичным: бегать, не уставая, кататься на велосипеде, плавать, играть с ребятами во дворе, не болеть.

Плохое самочувствие, болезни являются причинами отставания в росте, неудач на занятиях, в играх, в спорте.

Здоровый образ жизни не занимает пока первое место в иерархии потребностей и ценностей человека в нашем обществе, но если мы научим детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять своё здоровье, если мы будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то можно надеяться, что будущее поколение будет более здоровым и развитым не только физически, но и личностно, интеллектуально, духовно.

Есть поговорка: “В здоровом теле – здоровый дух”. Но не ошибётся тот, кто скажет, что здоровый дух (духовное) порождает здоровое тело.

В настоящее время в педагогике возникло особое направление: “педагогика оздоровления”, в основе которой лежат представления о развитии здорового ребёнка, здорового духовно и физически.

Цель педагогики оздоровления: сформировать у дошкольников основы здорового образа жизни и добиться осознанного выполнения элементарных правил здоровьесбережения. Для достижения целей здоровьесберегающих технологий в дошкольном возрасте мы применяем следующие группы средств:

1. Средства двигательной направленности:

  • физические упражнения;
  • физкультминутки и паузы;
  • эмоциональные разрядки;
  • гимнастика (оздоровительная после сна);
  • пальчиковая гимнастика, зрительная, дыхательная, корригирующая;
  • лечебная физкультура;
  • подвижные и спортивные игры;
  • массаж;
  • самомассаж;
  • психогимнастика;
  • сухой бассейн и др.

Ежедневно в своей работе с детьми используем такую форму, как пальчиковые игры. Систематические упражнения пальцев являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга. Психологи утверждают, что гимнастика для пальцев рук развивает мыслительную деятельность, память, внимание ребёнка.

В группе имеется картотека стихов, сопровождающие упражнения, книги для развития мелкой моторики, различные предметы для выполнения упражнений. Широко используем пальчиковые игры без предметов в свободное время, на прогулках. На занятиях в утренний отрезок времени, в играх стараемся выполнять упражнения с предметами: прищепками, пробками, счётными палочками, пуговицами, мячами-ёжиками, платочками и т.д.

Например: “Узловка” (пальчиковая игра). Берём верёвку диаметром 4-6 мм и завязываем на ней 4-8 узлов. Подвешиваем её вертикально. Ребёнок пальцами подтягивает узел, а ладонью сжимает его (как при лазанье на канате), и так движется дальше (со словами):

Лезет, лезет альпинист –
В этом деле он артист.
По скале и по верёвке
Он наверх залезет ловко!

Для укрепления зрения мы используем следующие моменты: зрительные паузы , в любое время дня дети закрывают глаза и открывают, можно веки прижать пальчиком.

Коррекционные физминутки – для укрепления зрения – проводятся на занятиях, т.к. необходима полная раскованность детей в движениях, что достигается развитием воображения, фантазии. (“Жук”, “Прогулка в зимнем лесу”, “Самолёт”, “Ладошки”, “Цветы”).

Массаж глаз – проводится во время утренней гимнастики и на занятиях. Массаж помогает детям снять усталость, напряжение, улучшает обмен веществ в тканях глаза.

Зрительная гимнастика – даёт возможность глазу справиться со значительной зрительной нагрузкой. Гимнастикой пользуемся на занятиях рисования, рассматривания картин, при длительном наблюдении.

Тренировочные упражнения для глаз проводим несколько раз в день, в зависимости от деятельности, вызывающие напряжение.

Зрительные ориентиры (пятна) – снимают утомление глаз и повышают двигательную активность в течение дня.

  • Красный – стимулирует детей в работе. Это сила внимания.
  • Оранжевый, жёлтый – соответствуют положительному рабочему настроению. Это тепло, оптимизм, радость.
  • Синий, голубой, зелёный – действуют успокаивающе. Это общение, надежда, вдохновение.

Все эти средства способствуют развитию психологической комфортности детей, которая обеспечивает их эмоциональное благополучие, снимает напряжение во время занятий, игр.

Детям нравятся эмоциональные разминки (похохочем; покричим так, чтобы стены задрожали; как будто кричит огромный, неведомый зверь и т.д.)

Часто используем минутки покоя :

Посидим молча с закрытыми глазами;

Посидим и полюбуемся на горящую свечу;

Ляжем на спину и расслабимся, будто мы тряпичные куклы;

Помечтаем под эту прекрасную музыку.

Наряду с традиционными формами работы мы проводим с детьми самомассаж от простуды (автор А.И. Уманская). Все знают, что у человека на теле имеются особые точки, которые регулируют деятельность внутренних органов. Массаж этих точек повышает защитные силы организма в целом. Самомассаж делать несложно. Дети слегка надавливают на точку и делают круговые движения 9 раз по часовой стрелке и 9 раз против часовой стрелки. В группе есть картотека схем этих точек, а также детей знакомим с лечебными точками на утренней гимнастике и на занятиях. Массаж делаем 1-2 раза в день.

Ежедневно в нашем саду проводится закаливание “Ручеёк” . Мы знаем, что закалённый человек быстро и без малейшего вреда для здоровья приспосабливается к любым изменениям температуры воздуха, легко переносит холод, жару. Закаливание повышает не только устойчивость к влиянию плохой погоды, но и совершенствует, мобилизует резервные возможности адаптационных систем, чем обеспечивается профилактика простудных и других заболеваний.

Дети, проснувшись, проходят по ребристой дорожке, дорожке с пуговицами, шнуру, палочкам, камушкам (для профилактики и коррекции плоскостопия). Затем переступают из одного таза в другой, задерживаясь в каждом 4-5 секунд. После этого дети ходят по дорожкам до высыхания ног. Каждый таз наполнен водой разной температуры, с разницей в 2-3 градуса, начиная с 40 градусов. В первом – вода с раствором марганцовки, во втором и третьем – вода чистая, но с другой температурой, в четвёртом – на дне выложены мелкие камешки. Систематичность этого закаливания способствует оздоровлению детского организма, повышению иммунитета ребёнка, поднимает его настроение.

Для приобщения детей к здоровому образу жизни ежедневно используем “Гимнастику маленьких волшебников” . Дети здесь не просто “работают” - они играют, лепят, мнут, разглаживают своё тело, видя в нём предмет заботы, ласки, любви. Делая массаж живота, шеи, головы, рук, ушных раковин и т.д., ребёнок воздействует на весь организм в целом. У него полная уверенность в том, что он действительно творит что-то прекрасное, всё это развивает у ребёнка позитивное ценностное отношение к собственному телу. Эту гимнастику дети выполняют в любое свободное время от занятий.

Наши дети должны быть здоровыми, а для этого надо не так уж много: систематичность выполнения, привычку, удовольствие в выполнении упражнений.

В течение дня мы изыскиваем минутку, чтобы доставить детям удовольствие, выполняя следующие упражнения: потянуться как кошка, поваляться как неваляшка, позевать , открывая рот до ушей, поползать как змея без помощи рук. Это очень важно для развития и укрепления опорно - мышечной системы ребёнка.

В группу родители приобрели “сухой бассейн”. “Купаясь” в нём дети радуются, восхищаются и получают общий массаж без массажиста. Дети получают массу удовольствий, положительный эмоциональный эффект.

Необходимость удерживать своё тело на поверхности постоянно ускользающих “волн” - шариков, побуждает детей координировать движения, при этом успешно развивается костно – мышечный аппарат.

У детей наблюдается улучшений координации ножных мышц, развитие мелкой моторики и телесных ощущений. Купаясь в “сухом бассейне”, дети придумывают разные упражнения: “рыбки”, “ныряльщики”, “найдём игрушку, ракушку” и др. Игры и упражнения в “сухом бассейне” укрепляют мышечную систему.

Музыкотерапия – один из методов, который укрепляет здоровье детей, доставляет детям удовольствие. Музыка способствует развитию творчества, фантазии. Мелодия действует особенно эффективно для наших гиперактивных детей, повышает интерес к окружающему миру, способствует развитию культуры ребёнка. Мы широко используем мелодии отрезок времени, на занятиях, во время принятия пищи, перед сном и во время сна. Так, прослушав запись “Колыбельной мелодии”, дети успокаиваются, расслабляются, затихают и засыпают.

Ребёнка успокаивает ласковое обращение, монотонность пения. Звуки флейты расслабляют детей, звуки “шелеста листьев”, “шума моря” и других природных явлений заставляют детей вслушиваться в звуки природы и погружаться в них. Для этого мы широко используем кассету “Волшебство природы”.

Оздоровительные силы природы имеют огромное значение для здоровья детей:

  • Регулярные прогулки на свежем воздухе;
  • Экскурсии;
  • Походы;
  • Солнечные и воздушные ванны;
  • Водные процедуры;
  • Фитотерапия;
  • Аромотерапия;
  • Витаминотерапия
  • Закаливание
  • Бассейн и др.

Г.А. Сперанский писал: “День, проведённый ребёнком без прогулки, потерян для его здоровья”. Ребёнок дошкольного возраста должен ежедневно находиться на улице не менее 3-х часов. И мы в своей работе с детьми старались как можно больше находиться на свежем воздухе.

Через экскурсии в лес, прогулки, походы, занятия на свежем воздухе, развлечения дети получают необходимый опыт, учатся исследовать, наблюдать, заботятся о своём здоровье. В лесу дети получали солнечные и воздушные ванны, что благотворно действует на весь организм, повышает тонус нервной системы и увеличивает сопротивляемость организма к простудным заболеваниям. Естественные ароматы леса благотворно влияют на ребёнка, учат правильно пользоваться этими запахами. Дети узнают о пользе чистого воздуха, о лечебных травах, цветах, о пользе деревьев. Рассуждают: можно ли жечь мусор? Откуда появился плохой воздух?

Большой оздоровительный эффект имеет “Аромотерапия” - процесс дыхания ароматов. Это положительно воздействует на нервную систему и головной мозг. Так запахи могут вызвать радость, возбуждение, спокойствие, вдохновение.

Мы предложили родителям сшить “волшебные мешочки”. Эти мешочки висят в изголовье на кровати ребёнка. Дети во время сна вдыхают полезные запахи. В процессе дыхания дети лежат спокойно и наслаждаются ароматами трав.

Мы создаем радостное общение с природой.

Запахи сосны – очищают органы дыхания, повышают тонус.

Запах берёзы – улучшает работу сердечно – сосудистой и дыхательной системы.

Запах ели и тополя – очищает пищеварительный тракт.

Запах крапивы уничтожает бациллы.

Букеты из веток берёзы, сосны, кедра, можжевельника родители приносят из леса, и сами ставят в приёмной, спальне для очищения помещения. (Букеты и в сухом виде очищают воздух).

Еженедельно в группе, в спальне мы сжигали небольшое количество кусочков древесины, коры. Этим мы уничтожали вирусы и микробы.

Перед приходом детей в детский сад опрыскивали группу маслом ромашки, герани, что действует на детей успокаивающе.

Предлагали детям вдыхать кедровое, лимонное, камфорное масло – организм стимулируется этими ароматами. В группе имеется “Волшебный колодец”. Родители часто приносят: свежую ягоду, морковь, яблоки. Всё это мы рассматриваем, определяем на запах, на вкус. Объясняем, что всё это полезно для здоровья человека и заменяем “конфетку” на стакан ягодного напитка, на морковный сок, на ягоду.

В течение дня дети получают удовольствие от ягод смородины, от напитка из плодов шиповника, клюквы, облепихи, брусники. Родители приобрели в группу соковыжималку. Теперь дети получают разнообразные соки из овощей и фруктов.

Мы убедились, что оздоровительные силы природы активизируют биологические процессы в организме ребёнка, повышают общую работоспособность организма, доставляют радость, замедляют процессы утомления.

Вместе с родителями создали в группе “Уголок здоровья” , где находятся: осиновые плошки, грецкие орехи, разнообразные запахи (аромотерапия), кора, бусы, чётки, бумага, схемы для выражения эмоций, массажеры, схемы для точечного массажа и т.д. Все эти предметы хорошо снимают напряжение, агрессию, негативные эмоции. Дети, занимаясь этими предметами незаметно для себя оздоравливаются.

Цветные камушки, листочки – приготовлены для удовольствия, радости, тепла.

Губки, бумага – для снятия стресса.

Шарики, массажеры – для развития мелкой моторики и т.д.

В уголке здоровья имеются книги, энциклопедии, иллюстрации, схемы. Рассматривая их, у детей проявляется интерес к своему здоровью.

Были оформлены дидактические игры:

“Структура человеческого тела”

“Спорт – это здоровье”

“Чистим зубы правильно”

“Бережём уши” и т.д.

Все эти игры учат детей контролировать себя и своё поведение, настроение, закрепляют культурно – гигиенические навыки, заставляют задумываться о здоровье.

Мы знаем, что гигиенические средства содействуют укреплению здоровья и стимулируют развитие адаптивных свойств организма:

  • личная гигиена;
  • проветривание;
  • влажная уборка;
  • режим питания;
  • правильное мытьё рук;
  • обучение детей элементарным приёмам здорового образа жизни;
  • обучение простейшим навыкам оказания первой помощи при порезах, укусах, ожогах и т.д.
  • ограничение уровня учебной нагрузки во избежание утомления.

Все навыки, умения, привычки мы закрепляем и успешно используем в работе с детьми в валеологических и экологических проектах.

Работа по проектам: “Начни с зарядки”, “Чистые руки”, “Гигиена приёма пищи”, “Для чего мы чистим зубы”, “Охрана здоровья”, “Если хочешь быть здоров – закаляйся”, “Страна здоровья” - организует деятельность детей, направляет на развитие и совершенствование умений, навыков. Дети, составляя проекты, закрепляют правила личной гигиены, культуры поведения. Проекты: “Вдыхай бодрящий аромат”, “Мой дом – мой друг”, стимулируют детей к здоровому образу жизни, формируют активное отношение к окружающему миру, сопереживания и сопричастности к нему.

Участие детей в выполнении проектов, способствует установлению активной позиции, в самосоздании экологически здоровой среды, а также к здоровому образу жизни.

Выполняя проекты, дети делают маленькие шаги к культуре здоровья, приобретают навыки здоровьетворческой деятельности. В ходе реализации проектов дети придумывают эмблемы, выбирают цели проектов, находят с родителями книги, иллюстрации, пословицы, загадки, выполняют интересные рисунки. Этот материал оформляем в “уголке здоровья”, в “книжках – раскладушках”, используем в дидактических играх, на занятиях.

Занятия познавательного цикла о здоровье мы строим с учётом потребностей детей в саморазвитии, в сотрудничестве, в подражании, в приобретении опыта:

На занятиях “Правила поведения на воде” и “Воздух и здоровье” - даём понятия об использовании воды и воздуха человеком, учим правилам, умениям жить и заботиться об окружающей среде, о своём здоровье.

На занятиях “Для чего мы чистим зубы” и “Гигиена приёма пищи” - дети приобщаются к культуре поведения, личной гигиене.

На занятии “Земная аптека” дети познакомились с лекарственными растениями близкого окружения. Они много раз видели их вблизи дома, двора, города, в лесу, но знаний о них не имели, не знали их пользы для человека. А теперь прекрасно узнают ромашку, одуванчик, крапиву и рассказывают, как лечились этими растениями. Лекарственные растения помогают человеку победить болезнь, ими лечатся и животные и птицы. Знания детей, полученные на познавательных занятиях, использовались в играх, дома при лечении собственных недомоганий. Дети получили достаточно знаний, многому научатся в дальнейшем, и будут опираться на свой опыт.

Мы знаем, что свежий воздух улучшает состояние здоровья, поэтому создали в группе “Фитомодели” из комнатных растений, которые являются не только украшением интерьера, но и стали помощниками в оздоровлении детей. Все растения подобрали с учётом благотворительного влияния на самочувствие и здоровье детей.

На занятиях и в свободное время объясняли детям о пользе комнатных растений, приучали ухаживать за растениями. Рассказывали детям, что растения подавляют жизнедеятельность опасных микроорганизмов, повышающих бактерицидную энергию воздуха, растения озонируют воздух, а мы знаем, что свежий воздух улучшает состояние здоровья, излечивает многие заболевания.

Дети узнали, какие растения дают оздоравливающий эффект – это: фикус, герань, хлорофитум. Поэтому особо следим за их чистотой.

Помогает в работе по воспитанию здорового образа жизни специальный альбом: “Я, и моё здоровье ”, в который в течение четырёх лет записываются антропометрические данные, обводятся кисти руки, стопы детей. Помещаются фотографии с занятий по физкультуре, во время сна, во время закаливания и т.д., рисунки: “Что я люблю больше всего?”, “Я на прогулке”, “Город и я”, “Моё настроение”. Записываются воспитателями и родителями впечатления об интересных походах, экскурсиях, играх, мысли детей о здоровье.

Родители часто выполняли задание вместе с детьми. Помогая своим детям, родители тем самым развивают у них познавательную активность, показывают свою заинтересованность. Дети очень любят, когда мама, папа помогают ему подготовить что-то по поручению воспитателя. Все работы в альбоме выполнены с любовью, много разных фотографий: ребёнок спит, кушает, занимается гимнастикой. После выходных дней дети с удовольствием рассматривают альбомы, вспоминают, как они играли, ходили в лес, прикладывают ладонь и смотрят - на сколько она подросла, рисуют своё настроение. Альбом “Я и моё здоровье” – это частица жизни ребёнка.

Конечно, без совместной работы с родителями, мы не пришли бы к хорошим результатам. После проведённых мероприятий, после близких встреч с родителями, мы обратились с просьбой пополнить нам “Уголок здоровья”, наш исследовательский уголок. Все родители без исключения с пониманием отнеслись к нашей просьбе. Наш уголок обогатился шнурами, пуговицами, прищепками, платочками, зеркалами и т.д.

Родители активно принимают участие в спортивных совместных мероприятиях, экскурсиях, походах, направленных на оздоровление детей.

На родительских собраниях, групповых и индивидуальных консультациях учим оценивать здоровье ребёнка. Вместе составляем памятки здоровья (“паспорт здоровья”). Родителям предлагаем картотеки различных гимнастик, упражнений для занятий дома, советуем литературу, брошюры, консультации.

Соответственно, для родителей оформляем в “Уголке здоровья” рекомендации, советы:

  • предлагаем папки – передвижки;
  • приглашаем на открытые просмотры гимнастик, физкультурных занятий, прогулок и т.д.;
  • проводим анкетирования.

Все эти приёмы позволяют нам постепенно стабилизировать здоровье детей, снизить заболеваемость, приобщить к здоровому образу жизни. У родителей и у нас теперь одна цель – воспитывать здоровых детей.

Быть здоровым, молодым и красивым - это талант! И он есть у каждого, кто понял, что сохранение здоровья - дело рук самого человека.

Ф.Л. Доленко

Среди многочисленных факторов, оказывающих воздействие на здоровье современного человека, все больше становится таких, которые угрожают здоровью или даже жизни. В России в год погибает по «неестественным» причинам около 35 тысяч человек, т.е. возрастает уровень агрессивности окружающей среды, как природной, так и социальной. Анализируя возможности охраны здоровья учащихся и педагогов от этих воздействии, следует отметить, что принятое их обозначение как «внешкольных» нередко приводит к недооценке их роли.

Многие педагоги считают, что поскольку эти опасности угрожают ребенку преимущественно за пределами школы, то и беспокоиться об этом должно государство, родители подростков.

Однако важнейшая задача школы - помочь подростку самому грамотно заботится о себе и своем здоровье не только в школе, но и после уроков, обращаясь при необходимости за помощью к специалистам. Решение этих вопросов также нуждается в эффективности здоровье сберегающих образовательных технологии.

Что такое здоровье сберегающие технологии (ЗОТ)? Это -

· системно организованная совокупность программ, приемов, методов организации образовательного процесса, не наносящего ущерба здоровью его участников;

· качественная характеристика педагогических технологии по критерию их воздействия на здоровье учащегося и педагогов;

· технологическая основа здоровье сберегающей технологии.

Здоровье сберегающие технологии в школе - системно организованная деятельность, направленная на педагогов, медиков и других специалистов школы, защиту здоровья учащихся и своего собственного от неблагоприятного воздействия факторов, связанных с образовательным процессом и пребыванием в школе.

Главная цель использования здоровье сберегающих технологии - здоровье школьников, но без заботы о здоровье учителя это цель трудно достижимая. Дело не только в том, что нездоровый учитель не может обеспечить тот уровень внимания к учащемуся, который необходим для эффективной заботы о его здоровье, но и в воспитательном воздействии педагога. Полноценное воспитание - это и формирование культуры здоровья, в том числе личным примером. Поэтому очень важно отметить неразрывную связь здоровья ребенка и здоровья учителя.

Отношение педагогов к факторам, негативно воздействующим на здоровье своих учеников, но не связанных напрямую с работой школы, может проявиться в трех различных формах:

· Безразличное отношение, игнорирование их воздействий по принципу «это от меня не зависти» что неизбежно ведет к резкому возрастанию риска для здоровья и жизни ребенка.

· Гиперопекающее (тревожно-патерналистическое) отношение, при котором во всех проявлениях окружающего мира видится угроза, а ученик воспринимается как совершенно беззащитное существо. В стремлении уберечь ребенка от любых опасностей такие учителя, врачи и родители переусердствуют, не заботясь о развитии его собственных сил организма, формируя и у ребенка такое же тревожно-недоверчивое отношение к миру.

· Конструктивное отношение, учитывающее собственные силы ребенка, отвечающее известному положению: «Измени то, что можешь, и измени свое отношение к тому, что изменить не в силах».

Это гибкое сочетание двух тактик адаптации - приспособления и приспосабливания. Именно такое отношение можно рассматривать, как оптимальное, воспитывая его проявление и у педагогов, и у родителей.

Безусловно, подростковый возраст - важный этап индивидуального развития, на который распространяются все общие правила и закономерности, характерные для растущего организма. Вместе с тем в нем много своеобразного отличительного, свойственного только данному возрастному периоду.

Подготовка подростков к жизни и труду - одна из главных целей физического воспитания. Подросток, который ведет здоровый образ жизни и сам получает огромное моральное удовлетворение.

Вступая в контакт с подростком, педагог должен учитывать его возраст, психику, индивидуальные способности и интересы, взаимоотношения с родителями, старшими и товарищами. Чем больше нравственный опыт подростка, тем строже нужно относиться к нему. Нравственная деятельность преподавателя при этом направлена на просвещение подростков, организацию их жизненного опыта и нравственного самовоспитания, стимуляцию положительных и торможение на отрицательных поступков. Именно этим целям служат средства и методы нравственного воспитания подростков. Первые помогают педагогу решать нравственные задачи воспитания подростков. К ним относятся все виды труда, учеба, общественная работа, а также игра, чтение книг, посещение кино и театров, художественная самодеятельность и техническое творчество, физическая культура и спорт.

Наиболее ценное средство воспитания подростков - подвижная игра, где не такие жесткие правила, как в спортивных играх, и в которой можно участвовать, не имея предварительной подготовки. Она помогает формировать личность и характер молодого человека.

Чтение, коллекционирование, занятия спортом, просмотры кинофильмов и спектаклей и т.п. формируют духовный мир подростка. Эта сторона нравственного воспитания ни в коем случае не должна быть пущена на самотек и проходить стихийно.

Типичная ошибка, когда, уповая на то или иное средство воспитания, педагоги считают. Что оно автоматически формирует черты характера. Ни одно средство воспитания само по себе не может содействовать воспитанию нравственности подростка. Так физическая культура и спорт становятся подлинными источниками воздействия только тогда, когда они осуществляются не ради личных, корыстных интересов, а направлены на всеобщее благо.

Подросток растет в коллективе и не может, относится безразлично к мнению друзей. Общественное мнение коллектива - эффективное средство коррекции поведения подростка.

Велика сила человеческого слова. Но регулятором поведения подростков оно становится только тогда. Когда направлено на чувства и волю. Когда педагог знает, чем они живут и что их волнует. Морализирование, чтение нотации, обращение к одному лишь сознанию молодого человека, как правило, воспитательного эффекта не дает.

Воодушевленность, заинтересованность педагога моментально передаются подросткам, заставляя серьезно относится к сказанному. Равнодушный же тон беседы делают ее совершенно бесполезной. Безразличие, неуважение к педагогу вызывает не только его равнодушный, но и назидательный тон, а также речевые штампы, затасканные фразы. Улыбки появляются на лицах подростков, когда тренер оправдывает их ожидания и вместо «чемпион» говорит «золотой парень», прибавляет эпитет «мужественный», бокс называет «спортом смелых».

Положительные привычки - одно из условии счастливой жизни человека. Поступок, требовавший раньше раздумий, иногда самоприказа, став привычкой, совершается без колебании и волевых усилии. Отрицательные привычки губительны для человека, приносят несчастье его близким и окружающим.

Воспитание положительных привычек у подростка начинается с приучения его к дисциплине и строгому порядку. Помогут в этом занятия физкультурой и спортом. Ведь педагогически правильно организованная спортивная деятельность - школа нравственного опыта юных.

Организация нравственного опыта путем планомерного и регулярного выполнения определенных действии, совершения тех или иных поступков, позволяющая закалять волю, формировать положительные привычки и навыки, является эффективным способом воспитания и приобщения подростка к здоровому образу жизни.

Так в 1992 году вышел совместный приказ двух министерств, который часто называют «революционным» и согласно которому значительно улучшилась система диагностики состояния здоровья школьников. В 1995 году была введена специальность «Валеология», после чего в школах появились соответствующие специалисты, на которых была возложена ответственность за работу по сохранению и укреплению здоровья учащихся. В 2000 году приказом № 241 Министерство здравоохранения утвердило «Медицинскую карту ребенка» для образовательного учреждения. Год спустя вышел приказ № 371 «О штатных нормативных медицинского персонала…», согласно которому одна ставка школьного врача рассчитана на 1200 учащихся, а ставка медсестры - на 500.

В рамках Федеральной целевой программы «Дети России» с 2003 года введена в действие программа «Здоровый ребенок». В 2002 году появился совместный приказ Министерства образования и Министерства здравоохранения № 176/2017 «О мерах по улучшению охраны здоровья детей в Российской Федерации», в котором был намечен ряд конкретных мер по активизации работы школ по охране и укреплению здоровья учащихся, зафиксирована персональная ответственность директора школы за результаты этой работы.

По мнению ряда авторитетных ученых (Ю.Т. Лисицын, В.П. Петленко и д.р.), доля экологических факторов составляет 154 - 20% среди всех факторов, определяющих здоровье человека. В атмосфере крупных городов кислорода остается в 5 -10 раз меньше, чем за городом. Особо актуальны эти проблемы для нашей страны, до 70% территории которой стало зоной экологического неблагополучия или даже бедствия.

Подростковый организм реагирует на экологическую дисгармонию особенно остро. Невозможно полностью уберечься от неблагоприятного для здоровья воздействия загрязненного воздуха, воды, радиоактивных излучении, растительной пищи, впитывающей яды из земли. Остается по мере возможностей нейтрализовать эти воздействия, и помогать организму бороться с их последствиями (активизировать саногенные процессы).

Поэтому задача школы по защите здоровья подростков от неблагоприятных экологических факторов и приобщению их к здоровому образу жизни включает:

· Информационно-просветительскую работу с подростками - повышение уровня их грамотности в вопросах защиты от вредных для здоровья факторов природной среды (на уроках биологии, экологии, валеологии путем интеграции этих вопросов в предметное содержание других курсов);

· Воспитательную работу по формированию экологической культуры подростков (работа на пришкольном участке, озеленение и уборка территории, во время турпоходов, специальных акции по защите природы и т.д.);

· Повышение уровня адаптационных возможностей, «наращивание» защитных ресурсов организма, позволяющих противостоять патогенным воздействиям (витаминопрофилактика, прием антиоксидантов, закаливание и т.д.);

· Создание в образовательном учреждении условии, хотя бы частично нейтрализующих патогенное воздействие факторов окружающей среды (дополнительная очистка воды для пищеблока, очистка воздуха в классных помещениях, грамотное озеленение территории и помещения школы).

Эта работа составляет единое целое с санитарно-гигиеническими мероприятиями.

По уровню травматизма населения наша страна намного опережает все развитые страны. Но и без чрезвычайных ситуации, техногенные причины ухудшения здоровья - в числе важнейших (дырявые и ржавые трубопроводы, пройдя по которым питьевая вода обогащается ядовитыми «включениями»).

По эти вопросам о здоровье, а также о здоровом образе жизни подросткам в школе должны рассказывать и обучать как преподаватели ОБЖ, валеологии, так и руководители образовательных учреждении.

Общее положение в стране не может прямо или косвенно не отразиться на гражданах, а тем более на подростках. Куда более существенно. Что это создает у подростков предпосылки чувства обиженности, обделенности, что сказывается на их здоровье (состояние фрустрации, депрессии, неврозы) и способствует проявлению зависимости и уныния, которые даже церковь относит к числу самых разрушительных.

Все это можно предотвратить, заблаговременно сформировав у подростка иерархию ценностей, в которой материальные блага не занимали бы блага главенствующее положение. Поэтому вопросы медико-психологической профилактики и воспитания культуры здоровья тесно переплетаются со многими разделами курсов граждановедения, правоведения, школьной экономики, что подтверждает целесообразность проведения интегрированных занятии и в тоже время приобщения подростков к здоровому образу жизни. Также занимаясь формированием иерархии ценностей личности, повышая субъективную ценность здоровья, нельзя не касаться вопросов смысла и целей жизни, способов, которыми эти цели достигаются.

Проблема выбора средств для достижения целей - междисциплинарная и в первую очередь воспитательная. Важно, чтобы подростки понимали, что даже при скромном бюджете семьи расходы на укрепление здоровья, на профилактику заболеваний, ведения здорового образа жизни, должны быть приоритетными. Кто-то из мудрых сказал, что человека гораздо лучше характеризует не то, как он зарабатывает деньги, а то, как он их тратит. Заработанные преступным путем состояния не приносят радости, а сеют вокруг страх, горе, разочарование и смерть. Будучи правильно усвоена подростками такая позиция позволит им избежать стремления обрести «начальный капитал» любыми средствами. Эти воспитательные задачи можно решить и в рамках формирования культуры здоровья, используя естественный для каждого подростка интерес к своему здоровью.

Помочь подросткам развиваться в контексте настоящей культуры, в том числе коммуникативной, уберечь их личность, психику от деформации и разрушения можно, если заменить существующий приоритет обучения подростков приоритетом их воспитания в процессе получения образования, причем построенных на современных психолого-педагогических технологиях, альтернативных морализаторству. Одним из элементов такого преобразования школы может стать введение учебно-развивающего курса культуры и психологии здоровья.

Большой вред подростку наносит ситуация, когда он по нескольку часов подряд бездумно внимает сменяющим друг друга на экране программам. Один из самых психотравматических факторов влияние телевизионных просмотров на психическое и физическое здоровье подростков - содержание того, что они смотрят. Таким образом, время нахождения перед экраном и содержание просматриваемых программ - это критерии, по которым следует оценивать величину риска неблагоприятного воздействия телепросмотров на психическое здоровье. На физическое здоровье влияют также условия просмотра - поза, расстояние от экрана и продолжительность самого просмотра. Подросткам надо помогать отличать фильмы и передачи высокого качества от «телемукулатуры», делать выбор в пользу первых, воспитывать у них хороший художественный вкус. Специалисты рекомендуют родителям подростков не только ограничивать просмотр телепередач и время, проведенное за компьютером, но и следить за содержанием того, что их чадо видит на экране.

Несмотря на то, что большинство специалистов придерживаются определения здоровья, данного ВОЗ, говоря о здоровье, часто имеют в виду его физическую составляющую, забывая о социально-психологической и духовно-нравственной составляющей этого понятия.

К сожалению, в настоящее время еще не разработана комплексная система оценки уровня здоровья подростка, охватывающая все его составляющие. Для решения этой задачи необходима согласованная работа медиков, физиологов, психологов, социологов, педагогов, не ангажированных представителей церкви.

По данным многих социологических опросов, именно ближайшее окружение подростка: его друзья, приятели, соседи - обычно составляют референтную группу более значимую для него, чем родители и педагоги, и оказывающую сильное влияние на формирование личности, установок, принятие тех или иных решении, выбор форм проведения досуга, формирование привычек, в том числе вредных. Только установление доверительных взаимоотношении в семье позволяет родителям быть в курсе дел своего ребенка и реально влиять на его решение, предупреждать совершение ошибок.

Школе не всегда удается значимо повлиять на образ жизни своих воспитанников. Во многом это обусловлено ее неспособностью воспринять новые реалии жизни. За период смены одного поколения другим (20-25 лет) жизнь человека разительно переменилась, и рекомендации педагогов, психологов, гигиенистов советской поры в наше время все чаще «дают сбой». Почти наполовину здоровье подростка зависит от образа его жизни, поэтому различные факторы, характеризующие жизнь учащегося вне школы, воздействия, которым он подвергается, должны фиксироваться и учитываться школой для получения объективных результатов мониторинга и для повышения эффективности работы с подростками и их родителями. Особую важность приобретает эта информация, если подросток попадает в группу риска, если имеющиеся у него отклонения находятся в прямой зависимости от образа жизни. Поэтому в карте индивидуальных показателей учащегося (КИПУ) должны быть соответствующие графы, которые следует учитывать при разработке психолого-педагогического и валеологического сопровождения подростка.

Многообразие «внешкольных» факторов, угрожающих здоровью и личностному развитию подростка может создать ощущение безысходности, уныния. Но нужно стремиться не «нагнетать отчаяние», а помочь в мобилизации им противостоять этой волне воздействий, создающих реальную угрозу генофонду нации, нашему будущему. Сил у общества и системы образования достаточно - надо только уметь собрать их воедино и грамотно распорядиться. А главное вести - здоровый образ жизни всему обществу, тогда и подросткам будет на кого равняться.

Наташа Кистень
Приобщение детей к здоровому образу жизни

ГБДОУ детский сад №49

Приморского района

Санкт-Петербурга

Воспитатель : Кистень Наталья Андреевна

«Здоровье - не все , но все без здоровья – ничего »

Приобщение детей к здоровому образу жизни

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ

РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ

СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ

ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ

ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ

Развитие физических качеств

Воспитание потребности в здоровом образе жизни

Привитие стойкости культурно-гигиеническим навыкам

Развитие представлений о строении собственного тела

Обучение уходу за своим телом, навыкам оказания первой помощи

Формирование представлений о том, что полезно и что вредно для организма

Формирование представлений об окружающей среде

Формирование привычки ежедневных физических упражнений

2. Цели, задачи

3. Методы реализации задач (схема)

4. Приемы (это элементы метода)

5. Средства реализации задач

6. Результаты, достижения (анализ заболеваемости - схема; посещаемость, итоги диагностики физического развития,участие детей в спортивных секциях, соревнованиях)

7. Интеграция образовательных областей

Цели :

Охрана здоровья детей и формирование основы культуры здоровья

Задачи :

Сохранение и укрепление физического психического здоровья детей

Воспитание культурно-гигиенических навыков

Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни

Методы реализации задач

1. Словесные методы обучения :

Устное изложение (чтение, заучивание, пересказ)

Работа по образу

2. Наглядные методы :

Метод наблюдений (показ картин, фото, диафильмов, кинофильмов, рассматривание игрушек, показ приемов рисования, лепки, аппликаций)

3. Практические методы обучения :

Опытно-исследовательская деятельность

Речетворчество

Дид. Игра

Игра-драматизация

Игра-инсценировка

Игра-занятие

4. Приемы – это элементы метода

Словесные приемы

Речевой образ

Повторение

Объяснение

Указание

Словесное упражнение

Оценка детской речи

Вопрос (репродуктивный : Что? Какой? Где? Куда? Как? Когда? Сколько? ; поисковый : Зачем? Почему? и др. ; прямой, наводящий)

Наглядные приемы

Показ картинки, игрушки, движения, действия

Игровые приемы

С мячом, игровым персонажем, элементы соревнования

5. Средства реализации

Занятия НОД

Задача по приобщению к здоровому образу жизни в рамках лексической темы

Дид. Игры (перечень)

Экскурсии

Рассматривание картин

Ситуация общения

Игровые ситуации

Утренняя гимнастика

Бодрящая гимнастика

Спортивные праздники

Плакаты об охране природы

Опытно-экспериментальная деятельность

Проблемные ситуации

Тесты, опросники

Практическая деятельность детей (создание альбома «Здоровый образ жизни » )

Чтение художественной литературы (список)

ИЗО деятельность

Беседы (совместной деятельности воспитании детей , вне НОД)

6. Физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими ребенок

Педагогические ориентиры

Сформирована потребность в двигательной активности. Соблюдает элементарные правила здорового образа жизни . Сформированы основные физические качества. Самостоятельно выполняет доступные возрасту гигиенические процедуры.

7. Примерные виды интеграции образовательных областей ФГОСДО

По задачам и содержанию психолого-педагогической работы физического развития.

Познавательное развитие :формирование целостной картины мира,расширение кругозора в части представлений о здоровье и ЗОЖ . Социально-коммуникативное развитие : формирование первичных представлений о здоровье и ЗОЖ ,соблюдение правил поведения и норм в части ЗОЖ,безопасность. Художественно-эстетическое развитие :словесное, музыкальное, изобразительное . Речевое развитие :развитие свободного общения со взрослыми и детьми по поводу и ЗОЖ человека.

По средствам организации и оптимизации образовательного процесса здоровья

1. Художественное творчество :использование средства продуктивной деятельности для обогащения знаний детей .

2. Труд :накопление опыта здоровьесберегающего поведения в труде , освоение культуры здорового труда .

3. Чтение художественной литературы :использование художественных произведений для обогащения и закрепления знаний детей .

Публикации по теме:

«Приобщение дошкольников к здоровому образу жизни через возрождение подвижных дворовых игр» Цель:- Систематизировать представления педагогов.

В связи с принятием Федерального закона РФ «Об образовании в Российской Федерации» перед педагогами всех уровней ставятся новые задачи,.

Конспект родительского собрания «Приобщение дошкольника к здоровому образу жизни» (старший дошкольный возраст) Конспект родительского собрания «Приобщение дошкольников к здоровому образу жизни» Старший дошкольный возраст Время проведения: 4 квартал.

Последние годы поражает грустная статистика частоты заболеваний детей дошкольного возраста. Каждый третий имеет отклонения в физическом.

Лэпбук - интерактивная книжка, информация в которой представлена в виде открывающихся окошек, вынимающихся и разворачивающихся листочков.

Педсовет «Формирование привычки к здоровому образу жизни у детей дошкольного возраста» МБОУ ЦО № 24 г. Тула, дошкольное отделение Повестка дня: 1. Выполнение решений предыдущего педсовета. 2. Обоснование постановки проблемы.

Спросите любого родителя: что он считает главным для своего ребёнка? Ответы могут отличаться, но большинство будет – здоровье. Спросите у любого прохожего: что он пожелал бы другу? В большинстве случаев вы услышите в ответ – здоровья. Все мы – родители. И главное, в чём мы должны помочь своим детям – это воспитать у них потребность быть здоровыми.

С гимнастикой дружи,
всегда веселым будь,
и проживешь сто лет,
а может быть, и боле.

Микстуры, порошки -
к здоровью ложный путь.
Природою лечись -
в саду и в чистом поле.

Авиценна

Что самое дорогое, самое ценное в жизни человека? Когда детям впервые задают такой вопрос, они отвечают: «деньги», «золото», «машины» и т. п. Порой только после наводящих вопросов называ­ют «здоровье», «жизнь», а бывает и не упоминают их в числе основ­ных ценностей.

Ребята, вы болеете?

А чем вас лечат?

Таблетками!

А можно без таблеток быть здоровыми?
- Нет!

Такие ответы детей убеждают, что нужно учить их быть здоровыми без лекарств. Ценности, называемые детьми, определены нами, взрослыми. Дети видят, как мы эти ценности сохраняем, бережно расходуем, накапливаем. Выработали еще одну привычку: заботу о своем здоровье переносить на плечи другого человека - врача, целителя. И даже если знаем о возможности самому раскрывать резер­вы здоровья и накапливать его, считаем: пусть этим занимаются спе­циалисты. А ведь зачастую никто, кроме самого человека, не может устранить причину его болезни. Нужно пересмотреть свои мысли, желания, поступки. Именно в них часто кроется причина всех бед.

Мы радуемся, что дети 4-5 лет способны быстро усваивать новый материал, всячески стараемся ввести различные предметы в самом большом объеме, забывая, что физически ребенок не готов к таким нагрузкам. Да и нервная система не выдерживает. А нарушения осанки стали привычным явлением и не вызывают беспокойства у родителей. Им важнее, чтобы ребенок приобрел навыки в ино­странных языках, музыке, живописи и т. п.

Нужно ли человеку быть здоровым?

Жизнь человека – единственного разумного живого существа на Земле – не вечна. Каждый человек неизбежно умрет: один – раньше, другой – позже. Сроки жизни для человека неопределенны. Но всякая ранняя смерть – трагедия. Чтобы продлить долгую и счастливую жизнь, нужно научиться ценить и беречь природу, как ничем незаменимую среду жизни и колыбель человечества.

Кроме природной среды здоровье и долголетие человека определяют условия его труда и жизни, поэтому с раннего детства важно осваивать научную и духовную культуру своего народа. И, конечно, только здоровый образ жизни способствует реализации всех возможностей, предоставляемых природой человеку.

Человек, однако, легкомысленно относится к своему здоровью. Человеку кажется, что плохое может случиться с кем угодно, но только не с ним. Мало ли, что кто-то умер от сахарного диабета или ожирения, разбился. Он просто был неудачником, неумехой, несчастливым. А я везучий, со мной ничего плохого не случится. Я сумею «выкрутиться»… А вот выкрутиться-то часто и не удается. Другой причиной является ясное представление перспективы. Многие рассуждают, буду я беречь здоровье или не буду, но раз средняя продолжительность жизни в стране 72 – 76 лет, то и я доживу как минимум, до 80 лет. Конечно, это лишь немногие причины, но следить за своим здоровьем – главная задача человека. Может сложиться впечатление, что сохранение и приумножение здоровья – дело не только трудоемкое, но и безрадостное. Но ведь это – глубочайшее заблуждение. Ведь никто не требует отказываться от радостей полноценной жизни. Есть такой афоризм: «Жить хорошо. А хорошо жить ещё лучше». Суть этого афоризма сводиться к тому, что любая жизнь лучше смерти, но хорошая жизнь – лучше просто жизни. А вот для того, чтобы жизнь стала хорошей, нужно здоровье. А чтобы быть здоровым нужно этого хотеть, нужно научиться этого хотеть.

Известно, что дошкольный возраст относится к так называемым критическим периодам в жизни ребенка.

Причин для этого много. На протяжении всего дошкольного детства происходит нарастание силы и подвижности нервных процессов, формирование высшей нервной деятельности. Нервные процессы отличаются быстрой истощаемостью. В дошкольном детстве изменяется формула белой крови (кровь становится похожей на кровь взрослого), развивается высокая активность различных веществ, «отвечающих» за аллергические реакции. У многих детей наблюдается ускорение роста («первое вытяжение»). Поэтому они в этот период могут подрасти на 10-12см (скачкообразно), и тогда мышцы нуждаются в дополнительном питании, не успевают за ростом костей и начинают «кричать от боли». С периодом вытяжения иногда связывают различные функциональные изменения в сердечной мышце, которая тоже не успевает за бурным ростом ребенка. В период дошкольного детства происходят «глубинные» перестройки в обмене веществ, которые связаны с максимальной частотой детских инфекций и представляют серьезную опасность для здоровья ребенка. Кроме того, данный возрастной период – это возможность формирования и проявления всевозможных аллергических реакций и хронических соматических заболеваний, в основном у часто болеющих и предрасположенных к тем или иным хроническим заболеваниям детей.

Но даже здоровый дошкольник нуждается в тщательной заботе и участии со стороны окружающих его взрослых. Это связано с тем, что здоровье ребенка формируется на протяжении всей его жизни.

Задача укрепления здоровья детей является необходимым условием их всестороннего развития и обеспечения нормальной жизнедеятельности растущего организма. Чтобы сохранить и улучшить здоровье ребенка в один из самых ответственных периодов его жизни, необходима огромная, каждодневная работа в семье и дошкольном образовательном учреждении.

Актуальность проблемы сохранения и укрепления здоровья дошкольников обусловлена необходимостью создания эффективной здоровьесберегающей педагогической системы, которая позволит своевременно преодолеть нарушения в состоянии здоровья и развитии ребенка.

Планируя оздоровительную работу в ДОУ, воспитатели и медицинский персонал ставит перед собой цель:

· сформировать у родителей, педагогов, воспитанников ответственности в деле сохранения собственного здоровья;

· осуществлять комплексную систему физического воспитания детей.

Задачи и ожидаемые результаты:

1. Охрана и укрепление здоровья детей, улучшение физической и умственной работоспособности.

2. Повышение сопротивляемости и защитных сил детского организма, снижение уровня заболеваемости.

3. Развитие и совершенствование физических качеств, достижение определенного уровня физической подготовленности в соответствии с возможностями и состоянием здоровья детей.

4. Создание условий для реализации потребностей в двигательной активности в повседневной жизни детей.

5. Воспитание в детях личной физической культуры, формирование потребности в физическом совершенствовании.

6. Вовлечение семьи в дело охраны и укрепления здоровья детей, осознание взрослыми и детьми понятия «здоровье» и влияния образа жизни на состояние здоровья.

7. Повышение уровня ориентации к современным условиям жизни.

8. Овладение навыками самооздоровления.

Но положительный результат нашей работы, будет зависить от взаимодействия с Вами, уважаемые родители.

Здоровье нас и наших близких в наших собственных руках. Мы должны понять, что выжить в современном мире по силам только здоровым людям, поэтому надо беречь самое ценное, что у нас есть.