Разнообразие индийских масок и их значение. Африканские маски - yarejka — LiveJournal

02.01.2024

Каждый предмет в африканской культуре имеет четкое значение, в нем заложена глубокая информация. Африканская маска - выражение невидимого мира. Даже концепция и дерево, из которого она сделана, несут определенную информацию. Например, в бывшей французской колонии, Камеруне, есть маски Рамун.

Они очень почитаемы у аборигенов. Эти маски отражают прошлое, с их помощью можно понять культуру камерунцев. Делают такие маски банулеки из племени банту. Живут они в горах. Больше им и заняться-то там особенно нечем…

Конечно, маски используют воинственные вожди для ритуальных церемоний.

К примеру, во время церемонии инициации подростков большую роль играют группы внутри племени. Там есть свои предводители дворянства. Абсолютно во всех церемониях, особенно в мистических при общении с мертвыми, маски имеют священный смысл.

Банулеки создают статуи своих предков, как бы умиротворяя умерших. Делают они и трубки, украшенные ящерицами и летучими мышами, которые тоже являются символами и ритуальными предметами. Татуировки на масках показывают этапы преображения человека, во время которого он раздваивается и общается с невидимым миром. Маски делают на всей территории черной Африки.

Чаще всего маска цветная и покрашена натуральными красками. Белую делают из известки, красную из коры африканских деревьев, а черную из глины. Украшают их ракушками, железом, медью и бронзой. Все это у африканцев - символы богатства. Часто встречаются маски из наипрочнейшего черного, как африканские ночи, эбенового дерева. Иногда в маски вставляют даже остатки костей и волос.

По маскам можно изучать культуру племени, экономику, фауну и флору местности, где оно живет. Вообще, маски - не только мистические предметы, они обладают необычными свойствами, по ним можно отследить творчество и самобытность народов Африки. Африканцы таким способом несут свою культуру в мир и передают своим потомкам.

Сделана маска из черного дерева, которое еще в Древнем Египте считалось драгоценностью - как золото или слоновая кость. Черное дерево очень твердое и обладает способностью к полировке до зеркального. Именно африканский эбен, самое красивое, дорогое и уникальное дерево в мире.

Оно не аллергенно и даже обладает лечебными свойствами. Символизирует оно, оказывается, вечную любовь. В черной жаркой Африке существуют предания, связанные с амулетами из черного дерева. И традиция дарить маску или амулет тому, кого сильно любишь.

Создателями древнейшей африканской скульптуры являются догоны. Их скульптуры, в стиле теллем, делаются только из твердых пород дерева. Это целые серии масок и статуэток - женские, мужские и животные изображения. Здесь сочетаются строгая форма и горячая страсть. Почти истерические жесты фигур активно контрастируют с четкими монументальными формами.

Африканская маска

В наше время мы воспринимаем маски исключительно, как символ карнавалов и маскарадов. Скрывая лицо под выбранной личиной, мы на время становимся сказочными красавицами, суровыми пиратами или мужественными ковбоями, превращаясь в детей и воплощая таким образом свои старые мечты. Мы давно перестали относиться к маскам серьезно, они для нас всего лишь игра, однако в далекой раскаленной Африке вовсе не является предметом для развлечений. Там отношение к маскам не в пример нашему, трепетное, а само существование без такого, казалось бы, забавного атрибута просто немыслимо.

Африканский стиль интерьера, или африканское направление этно-стиля, или афростиль, значительно выделяется среди других этнических стилей, завоевывая все большую популярность. С уверенностью можно сказать, что этим он обязан таким чертам, как импульсивность, загадочность, и при этом - почти детская, но очень светлая наивность и простота.

Практически все предметы африканского декора хорошо вписываются в современный интерьер, а потому решать, в каком количестве они будут присутствовать - дело исключительно Вашего вкуса и потребностей. Важнейшие элементы интерьера по-африкански - многочисленные предметы декора и прикладного искусства. Самобытное искусство передают изготовленные вручную традиционные изделия художественных ремесел: ритуальные шаманские маски, маски африканских вождей, черные глянцевые статуэтки резных идолов из тика, керамическая и деревянная посуда, шкатулки причудливой формы, этнические музыкальные инструменты вроде тамтамов, обтянутых шкурами диких животных, и многое другое.

Африканские маски, их разновидности, значение и применение в современном интерьере

Африканские маски у многочисленных племен черного континента играют роль тотемов, талисманов, оберегов и амулетов. Ритуальные маски из Африки используют в жертвоприношениях богам, чтобы те снизошли до смертных и даровали им победу в битве с другим племенем, хороший урожай, здоровых сыновей и дочерей.

Разновидности ритуальных масок из Африки

Африканские маски, изображающие спокойное лицо с закрытыми глазами, используют в обрядах погребения. Такую маску надевают на лицо умершему человеку как олицетворение покоя и продолжения жизни в духовном обличье.

На африканском континенте во все времена было ярко выражено земледелие. Для привлечения большого урожая, дождей для полива растений жители многих деревушек использовали маски, расписанные тремя цветами: белым, зеленым и синим, что означало небо, воду и землю.

Такое произведение художественной пластики, как маска воина-охотника, было очень страшным. Черты лица были искажены, зачастую в них просматривались черты волка, тигра или медведя. Такие маски носили самые лучшие воины и охотники африканского племени.

В некоторых африканских обрядах присутствовали такие атрибуты, как маски-приманки, к ним относится, к примеру, маска животного с ярым оскалом, с дикими глазами или дьявольской улыбкой. Глаза таких масок окрашивались в ярко-алый цвет, оскал делался серым или белым, сама маска была в черно-коричневых тонах. Надевал ее вождь племени и его приближенные. Считалось, что человек, на лице которого надета такая маска, становится временным сосудом для духов и демонов.

Мода на экзотические вещи не может пройти по определению. Людям испокон веков нравились необычные предметы, одними из которых являются ритуальные маски из Африки. Еще 20-30 лет назад дизайнеры облюбовали их и внесли в индустрию роскоши, поставив в один ряд с крокодиловой и змеиной кожей, шкурами жирафов, львов, зебр и других обитателей саванны.

Источники: art.sovfarfor.com, www.superstyle.ru, stranamasterov.ru, maasai-shuka.com, forum.awd.ru

Герберт Уэллс - машина времени

Тренажёрный зал в космосе

Загадки Стоунхенджа

Российский плазменный ракетный двигатель откроет путь к Марсу

Самый быстрый в мире самолет

Размах крыльев X-43A составляет 1,5 метра, длина - 3,6 метра. Установленный на нем двигатель scramjet является экспериментальным прямоточным двигателем...

Чикагская гостиница смерти

В 1893 году в городе Чикаго была построена гостиница, получившая в народе название Колумбовской. Причина была проста: она была возведена...

Лучшие пляжи Сицилии

Остров Сицилия предлагает огромное количество разнообразных пляжей. Их здесь настолько много, что отметить на карте Сицилии можно только лучшие пляжи. ...

Мутновская геотермальная электростанция

Мутновская геотермальная электростанция расположена возле вулкана Мутновский на полуострове Камчатка в Российской Федерации. Станция была запущена в эксплуатацию в 2003 ...

Психические состояния

Психическое состояние человека Психические состояния человека, связанные с определенными ритуалами и особенностями религиозных практик, при которых человек оказывается в мире иного...

маска народности Макомбе, Мозамбик, 19в


Честно говоря, я мало что знаю об африканском искусстве. В нескольких музеях довелось посмотреть коллекции на эту тему, показались интересными. Особенно впечатлили маски, они все такие разные и удивительные: одни красивые, другие забавные, некоторые устрашающие, а некоторые даже напомнили мне лица инопланетян (ну как их традиционно изображают в голливудских фильмах). Решила восполнить пробел и при случае купила книгу «The Art of African Masks” (Искусство африканских масок). Вот, делюсь узнанным.


Искусство создания масок – древняя традиция племён Восточной и Центральной Африки. До сих пор маски используются в различных ритуалах и церемониях, как то: посвящение в мужчины, рождение, похороны, подготовка к охоте, сбор урожая. Маска обычно изображает определённых духов, животных или героев местной мифологии. Местные жители считают, что маски обладают огромной силой.

маски народности Йоруба, Нигерия, 19в


Так как маски используются в строго определённых целях, то и их форма определяется предназначением и не может меняться по прихоти создателя. Раз созданная маска, получив «одобрение» духов, должна оставаться неизменной. Исключение составляют особые случаи, когда мастер видит знак – дизайн новой маски во сне.
Большинство масок изготавливается из дерева, но может также использоваться металл и слоновая кость. Готовая форма маски дальше украшается орнаментом, бусинами, ракушками, перьями, семенами растений, ну короче всяким подходящим подручным материалом.

маска народности Ангос, Нигерия, 20в


Иногда маски покрывают всю голову, как шлем, иногда прикрывают только лицо, а иногда одеваются, как головной убор. Маски могут варьироваться в размерах – от маленьких до гигантских. Большие маски предназначаются для публичных церемоний и ритуалов, а маленькие служат амулетами.
Можно сказать, что сколько в Африке племён, столько и разновидностей масок.


Вот, например, одна из моих любимых – маска народности Куба, проживающих на территории Конго. Маска изготовлена из дерева, поверхность украшена орнаментом. Черты лица «прорисованы» разноцветными бусинами. Голова украшена ракушками. Эта маска изображает сестру Вута, прародителя людей Куба.


А вот эта масочка, напомнившая мне инопланетянина, создана народностью Сонгхей, проживающей также на территории Конго. Для резчиков Сонгхей характерно использование геометрическиз узоров, которые прорезаются в дереве, а затем раскрашиваются.


Вот эта, на мой взгляд очень красивая маска, принадлежит народности Чокве, проживающей на территории Конго, Анголы и Замбии. Эта девушка – прародительница Чокве и считается в племени идеалом женской красоты. Маска сделана из дерева, глаза покрыты золотом, в ушах – золотые серьги. Волосы изготовлены из растительных волокон.


Эта устрашающего вида маска создана народностью Ве, проживающей на территории Берега Слоновой Кости и Либерии. Эта маска называется гела, что в переводе означает древняя. Вырезанная из дерева маска украшена многочисленными рогами, ракушками, клыками, натуральным волосом и растительными волокнами.


Эта маска из Бенина очень элегантная. Она вырезана из слоновой кости и предположительно принадлежала бенинскому королю, который носил её на бедре. Обратите внимание на украшающий голову и шею орнамент. Это – бородатые португальские купцы, популярный мотив бенинского искусства. Португальцы появились в Бенине в 15 веке и принесли с собой много новых материалов и продуктов, поспособствовавших процветанию королевтсва. Таким вот образом бенинцы выразили свою благодарность этим торговцам.
В настоящее время африканские маски не только предмет для ритуальных церемоний, но и предмет коллекционирования для многих поклонников африканского искусства.

Традиции использования и сегодня широко практикуются на африканском континенте. Они используются в обрядах перехода, на свадьбах и похоронах, в моменты инициаций, в ритуальных танцах перед охотой, накануне военных действий, на праздниках сбора урожая.

Африканские маски активно применяют в своих целях колдуны и знахари, а также члены тайных обществ (мужских и женских). Они бывают мужские, женские и детские, варьируют в зависимости от возраста и социальногостатуса в обществе и в целом ряде случаев могут обладать чертами самого носителя, то есть могут быть индивидуально узнаваемы. Воспринятое поначалу европейцами как «страшное, уродливое, дьявольское», африканское искусство уже в начале XX в. стало высоко цениться в западной культуре, африканские мотивы легко прослеживаются в творчестве многих известных художников (Пикассо, Модильяни, Матисс).

Маски используются, в основном, в ритуалах обрезания и инициации (переход мужчин из одной возрастной группы в другую). На берегах р. Нигер применяются в ритуалах, связанных с рыболовством и земледелием.

Лицевая маска. Народ: Догоны. Страна: Мали. Сер. XX в. Дерево.

Редкая маска. Однозначно использовалась в иерархических обрядах, связанных с демонстрацией власти и силы. Склонённая фигурка на голове маски означает почтение и смирение перед властью.

«Примитивизм» оказался настолько сложным и богатым, что подделать его, как оказалось, совсем непросто. Традиционные африканские общества представлены земледельцами, скотоводами и охотниками-собирателями. Обычно изготовление масок и скульптур достигает расцвета у земледельческих племён, что связано не только со сложностью структуры сообществ, возникающих верований и обрядов, но и с условиями жизни, прежде всего, с осёдлостью. У бродячих охотников-собирателей и кочевых пастушеских племён маски либо вовсе отсутствуют, либо создаются для одноразового использования, после чего выбрасываются или сжигаются. Изменение внешности достигается в этих культурах с помощью нанесения на лицо и тело различных природных красителей, замысловатых головных уборов из перьев и шкур, клыков и когтей животных, а также раковин.

В каждой африканской культуре свои уникальные маски. Общие контуры маски, соотношение основных черт лица, форма глаз и бровей, носа и ноздрей, форма рта, ушей, наличие или отсутствие зубов, причёска, скарификация (расположение и форма лицевых шрамов и насечек), раскраска обычно позволяют достаточно точно установить её принадлежность тому или иному народу. Совершенно абстрактные изделия редки, хотя тенденция к абстракциям выражена, например, у догонов и игбо. У отдельных племён Восточной Африки подобные маски являются атрибутом прорицателей.

Типология африканских масок

Типы украшений варьируются от масок с более или менее узнаваемыми человеческими чертами (мужские, женские, очень редко гермафродитные – антропоморфные маски) до изображения разных животных (обезьяны, леопарды, антилопы, крокодилы, черепахи, рыбы, птицы и т.д. – зооморфные маски). Встречаются также экземпляры, сочетающие человеческие и животные признаки. Особенно интересны изделия, изображающие лицо в форме сердца; двуликие (маски-Янусы); многоголовые; маски, содержащие многофигурные композиции, например, в виде птиц или человеческих голов в орнаменте, а также с человеческими фигурами на голове животных и т.д. Интерес представляют и абстрактные произведения в виде раскрашенных плоских досок, обычно стилизованных под птиц и зверей.

Зооморфные маски соединяют людей с миром духов, которые населяют воды рек и озёр, леса и саванны. Очень часто звериные маски изображают крокодилов, хищных птиц и буйволов. Маскарадные танцы происходят в рыночные дни, во время инициаций и похорон, чтобы почтить предков и заслужить их благословение.

Маска-шлем. Народ: Чамба. Страны: Камерун, Нигерия. Нач. XX в. Дерево.

Эта маска символизирует дух буша. Выпуклая голова напоминает череп. Открытые челюсти принадлежат крокодилу, а сомкнутые рога – лесному буйволу. Маска связана с опасными силами. Мужская – обычно красного цвета, женская – чёрного. Эти маски используются в разных обрядах: обрезания, чествованиях нового вождя и похоронах. Они подчёркивают силу и опасности буша, а также связь этих сил с духами умерших.

Маски относятся к типу «нжил». Иногда они ярко раскрашиваются. Используются в различных обрядах, посвящённых охоте и переходам. Характерной чертой является наличие белого и чёрного цветов, вытянутое лицо.

Лицевая маска. Народ: Гуэре или Вобе. Страны: Либерия, Берег Слоновой Кости. Сер. XX в. Дерево.

Народы Гуэре и Вобе живут по соседству, их часто объединяют в одну группу Ве (в переводе – «забывчивые люди»). Несмотря на рога, высунутый язык, выпуклые глаза и общий «воинственный» вид, маска используется обычно на похоронах, а также для устрашения провинившихся членов племени.

Это женские маски, которые используются исключительно в церемониальных танцах. Изготовлены из твёрдого дерева, обшиты тканью и украшены каури. Одна из масок имеет высунутый язык, который очень характерен для изделий дан, и служит для общения с потусторонним миром.

Типологически маски можно разделить на несколько классов:

Лицевые – наиболее распространённый тип, встречается повсеместно.

Маски-шлемы (йоруба, маконде, луба) – обычно вырезают целиком из ствола дерева, после чего маска одевается на голову как шлем.

Налобные (гуро) – носят горизонтально, закрепляя на лбу ремешками. В этом случае лицо обычно закрывается тканями или растительными волокнами.

Маски-гребни (гуро, догоны и бамбара) – как правило, представляют возвышающийся горизонтальный гребень в виде головы или фигурки человека и животных.

Нательные (маконде) – маски, одевающиеся на тело. Обычно встречаются «беременные» женские маски с выраженным бюстом и выпуклым животом, которые предохраняют плод от влияния дурных сил.

Маски-доски (сенуфо, нафана) – имеют плоскую форму и стилизованы под разных животных, чаще всего, под птиц. Лицевые маски обычно привязывают ремешками к голове или удерживаются с помощью шарфа или пальмовых волокон. Все используемые маски этого типа имеют отверстия по краю для продевания ремешков. У некоторых изделий на тыльной поверхности прикреплена горизонтально палочка, которую танцор зажимает в зубах.

В галерее "Афроарт" вы можете

Мир был населен духами умерших предков, растений, животных. Именно они управляли жизнью людей. Одни духи были благосклонны к членам племени, другие насылали болезни, голод, войны, грозные явления природы. Надевая маску во время ритуала, танцоры, колдуны или вожди племени общались с духами, пытались их задобрить, обмануть и отвести все неприятности от племени. Внешний вид африканских мог рассказать посвященным о социальном статусе владельца, о роде его занятий и о , которым он поклоняется.

Европейские художники начала XX века ценили и собирали африканские маски. Как способ радикальной геометризации изображения человеческого лица африканская маска оказала влияние на становление кубизма.

Маски обожествленных животных считаются самыми древними. Каждый род, племя или другая группа людей имели своего покровителя из окружающего мира. Это могли быть животные, растения или их части, а также ветер, солнце, вода. Через в нужный момент осуществлялась связь рода с духовными предками. Маска, в свою очередь, являлась посредником между человеком и обожествленным предметом, к которому порой даже прикоснуться, взглянуть на него запрещалось.

Один раз в год племена проводили инициации. Смысл его заключался в том, что подростков посвящали в секреты взрослой мужской и женской жизни. Мальчикам, например, присваивалось тайное имя, менялись обязанности подростков. Перед проведением обряда молодым людям предстояло пройти много испытаний. Мальчики сами вырезали для себя маску, в которой должны были исполнить ритуальный танец на празднике, посвященном обряду. Характер танца и маски юноша выбирал сам.

Надеть маску и сыграть определенную роль – большая ответственность. Танцор в маске не имел права оступиться, упасть, допустить оплошность, это могло привести к расправе над ним. Ведь человек в маске дает временное пристанище духу, поэтому и сам он уже не является обычным человеком.

Особенности изготовления африканских масок

Надевать и вырезать маски имели право только мужчины. Сам процесс их изготовления носил большую таинственность, до этого события необходимо было прочитать заклинания, совершить жертвоприношения. Никто не должен был видеть, как работает мастер, поэтому он уходил из селения рано утром в укромное место. Возвращаясь поздно вечером, отдавал инструменты и незаконченную работу вождю племени. Считалось, что человек, изготавливающий маски, был посвящен в тайны иной жизни, поэтому общаться с ним хотелось не многим.

Надевали маску чаще всего представители знати. Она наделяла человека властью и непререкаемым авторитетом, давала ему особые полномочия. Члены племени поклонялись и безоговорочно повиновались человеку в маске. Чаще всего она имела угрожающий вид, особую раскраску и большие размеры.

Были и такие маски, которые хранились в жилищах простых людей. Они могли использоваться для общения с духом умершего родственника, который давал советы в сложной ситуации, предсказывал будущее. Такие маски имели спокойный вид, глаза изображались закрытыми.

Маски колдунов навевали мистический страх, так как благодаря действиям и внешнему виду обладателя маски, присутствующие входили в состояние транса.

Одна из самых распространенных африканских масок-сувениров повторяет формы маски кпели, которая предназначена для мужчин тайного общества Ло (народ сенуфо), изображает лицо усопшего и помогает ему найти место в мире мертвых.

Сегодня африканские маски уже не имеют той силы воздействия на людей, которой они обладали прежде. Сейчас они рассматриваются как произведения искусства или просто сувениры для туристов.