Развитие речи у детей: стадии, методы формирования речевых навыков. Как развить у ребенка правильную и грамотную речь Как развивать речь ребенка в семье

17.08.2022

Зачастую родители считают, что задумываться о вопросах развития речи ребенка нет необходимости, если не проявляются очевидные дефекты произношения (ребенок шепелявит или вовсе не говорит). Однако многих проблем в будущем можно избежать, да и сформировать грамотную и четкую речь ребенка, если начать уделять внимание развитию речи как можно раньше на протяжении всего периода (и , и в год, и в два, и в три…).

Развитие речи – это вовсе не работа над отдельными нарушенными звуками или над расширением словарного запаса, как принято думать. Формирование речи зависит от деятельности очень многих областей головного мозга, поэтому работать надо по всем направлениям: развивать мелкую моторику, обогащать сенсорный опыт, работать над артикуляцией, дыханием, увеличивать словарный запас, да и много чего еще.

Я уже не раз писала об играх, которые способствуют развитию речи в 1-2 года. В этой статье хотелось бы собрать все вместе, а также опубликовать еще много полезных упражнений для артикуляционной и дыхательной гимнастики и не только.

Итак, игры и упражнения для развития речи:

1. Пальчиковые и жестовые игры

Учеными установлено, что в головном мозге нервные центры, отвечающие за движения пальцев и рук, находятся в непосредственной близости с зонами мозга, отвечающими за развитие речи. Поэтому просто необходимо способствовать активным действиям пальчиков и рук малыша. Замечательные помощники в этом деле – пальчиковые игры, о них я уже писала не раз, полный список интересных пальчиковых и жестовых игр, отсортированных по возрастам можно найти здесь:

Помимо веселых стишков, очень полезно между делом разучивать вместе с малышом простые жесты, например:

  • На вопрос «Сколько тебе годиков?» показываем указательный пальчик - «1 годик»;
  • Грозим указательным пальчиком «Ай-ай-ай»;
  • Показываем «да», «нет» движением головы;
  • Показываем «спасибо» кивком головы;
  • На вопрос «Как у тебя дела?» показываем большой пальчик – «Во!» («Отлично!»)

  • Изображаем, как ходит мишка (ноги на ширине плеч, перетаптываемся с ноги на ногу);
  • Изображаем, как прыгает зайчик (руки перед грудью, кисти опущены, прыгаем);
  • Изображаем, как ходит лисичка (виляем попой);
  • Изображаем, как щелкает зубами волк (широко открываем и закрываем рот, щелкая зубами);
  • Изображаем, как летает бабочка (машем руками, бегаем по комнате);
  • Изображаем, как летает самолет (руки неподвижно в стороны, бегаем по комнате);
  • Изображаем, как ходит утка (передвигаемся на корточках).
  • Ближе к двум годам начинаем разучивать новый ответ на вопрос «Сколько тебе годиков?» и тренируемся показывать одновременно указательный и средний пальцы – «2 годика». Эту же пальчиковую фигуру можно назвать «Зайчик»

2. Сенсорные игры на развитие мелкой моторики

Полный список игр на развитие мелкой моторики можно найти здесь:

3. Артикуляционные упражнения

Одно из самых первых и очень полезных артикуляционных упражнений, с которым сможет справиться годовалый малыш – это дутье. Тася научилась дуть в 1 год 3 месяца, в этом нам помогла свечка. Сразу, как освоились со свечкой, стало получаться и в трубу дуть, и мыльные пузыри раздувать. Итак, на чем можно осваивать навык дутья:

    Задувать свечку;

    Дуть в дудочку;

    Дуть через соломинку в стакан с водой, чтобы вода забулькала;

    Надувать мыльные пузыри;

    Дуть на привязанную к веревочке бумажную бабочку, чтобы она взлетела;

    Сдувать выложенные на тарелочку маленькие бумажки.

Вот какие еще артикуляционные упражнения можно практиковать (примерно с 1,5 лет, что-то, возможно, будет получаться и раньше):

  • «Прятки». Сначала показываем язык – высовываем его как можно дальше, затем прячем, так повторяем несколько раз.
  • «Часики». Двигаем язычком из стороны в сторону – влево-вправо.
  • «Дом». Объявляем, что ротик малыша – это дом. Мама тихонько стучит пальцем по щечке: «Тук-тук», — и ротик малыша открывается. Говорим: «Пока! Пока!», и ротик закрывается.
  • «Вкуснятина». Приоткрываем рот и облизываемся: сначала проводим язычком по верхней губе, потом по нижней.
  • «Воздушный шарик». Надуваем щечки и лопаем их пальчиками;
  • «Заборчик». Показываем зубки («оскаливаемся») и говорим, что язычок спрятался за заборчиком.
  • «Чистим зубки». Снова показываем зубки, затем кончиком языка скользим сначала по верхним зубкам, потом по нижним.
  • «Лошадка». «Цокаем» язычком, как лошадки.
  • «Выбражули». Встаем вместе перед зеркалом и начинаем выбражать: широко-широко улыбаться, хмуриться, вытягивать губки.

4. Игра «Кто в домике живет»

На мой взгляд, игра замечательно побуждает ребенка произносить простые звуки. К тому же, сюрпризный момент в ней повышает интерес малыша. Итак, заранее складываем в мешок или коробку несколько сюжетных игрушек (зверюшек, кукол и т.д.), которые хорошо знакомы малышу. Далее несколько раз спрашиваем «Кто в домике живет?», нагоняя интригу. Когда ребенок действительно заинтересуется, достаем первого героя и вместе проговариваем (а позже малыш делает это сам), например, «Корова» или «Му-му», смотря на какой стадии находится речь ребенка. Так по очереди достаем все спрятанные игрушки.

5. Стишки, побуждающие к произнесению звуков и слов

Это мое любимое. Мы с Тасей эти стишки просто обожали, дочка изо всех сил старалась повторять за мной простые слова. Текст в стихах подобран так, что мотивирует ребенка к разговору. Даже если ребенок сначала не будет повторять за вами ничего, это не значит, что стихи бесполезные. Стоит периодически к ним возвращаться, и малыш обязательно начнет пытаться повторять простые слова и звукоподражания.

Как пойдем гулять? Топ-топ!
Как мы дверь закроем? Хлоп!
Кошка к нам с крылечка: Прыг!
Воробьишки: Чик-чирик!
Кошка рада птичкам: Мурр!
Воробьи взлетели: Фурр!
Дальше ножками: Топ-топ!
И теперь калиткой: Хлоп!
Как трава шумит? Ш-ш-ш!
Кто в траве шныряет? Мышь!
На цветке пчела: Жу-жу!
Ветер листьями: Шу-шу!
Речка струйками: Трень-брень!
Здравствуй, яркий летний день!
На лугу паслась корова: Му-у, му-у.
Полосатый шмель летел: З-з-з, з-з-з.
Летний ветерок подул: Ф-ф-ф, ф-ф-ф.
Колокольчик зазвенел: Динь, динь, динь.
Стрекотал в траве кузнечик: Тр-р-р, тц-с-с.
Еж колючий пробегал: Пх-пх-пх.
Птичка маленькая пела: Тиль-ль, тиль-ль.
И сердитый жук жужжал: Ж-ж-ж, ж-ж-ж.

В книжке «» (Ozon , Лабиринт , My-shop ) можно найти много подобных стишков, правда в основном они чуть посложнее, чем эти два, но их чтение тоже очень благотворно скажется на развитии речи ребенка.

6. Дыхательная гимнастика

(примерно с 1,5 лет)

    Колесо лопнуло . Сначала сцепляем руки кругом перед собой, изображая колесо. Затем на выдохе начинаем медленно скрещивать руки (так чтобы правая рука легла на левое плечо и наоборот) и произносить «ш-ш-ш» — колесо сдувается.

  • Насос . Далее предлагаем ребенку накачать сдувшееся колесо. Руки сжимаем перед грудью в кулаки, как будто держим насос. Наклоняемся вперед и опускаем руки вниз, сопровождая свои действия звуком «с-с-с», повторяем несколько раз.
  • Громко-тихо. Произносим громко и тихо какой-нибудь звук. Например, сначала притворяемся большими медведями и говорим «Э-э-э», затем маленькими мишками и говорим то же самое, только тихо.
  • Дровосек. Сначала складываем руки вместе (как будто держим топор) и поднимаем их вверх. Затем резко опускаем их вниз, наклоняясь и произнося «ух». Повторяем несколько раз.
  • Волшебник . Сначала взмахиваем руками и задерживаем их наверху. Потом плавно опускаем, произнося слоги: «М-м-м-а», «М-м-м-о», «М-м-м-у», «М-м-м-ы».

7. Чтение книг

Во время чтения желательно постоянно использовать вопросы «Что это?», «Кто это?» (пусть даже и придется первое время отвечать на них вам), вопросы активизируют мыслительную детальность малыша, побуждают его к разговору.

8. Сюжетно-ролевые игры

Сюжетно-ролевая игра – очень благодатная среда для развития речи. Во время игры у ребенка возникает естественная потребность что-то сказать: нужно как-то называть основных персонажей игры и их действия, выражать свои мысли и чувства.

Подробно о том, как играть в сюжетно-ролевые игры с ребенком 1-2 лет читайте .

9. Просмотр карточек Домана или другого материала, расширяющего кругозор ребенка

На этом буду закругляться. Желаю вам интересных занятий с малышом!

На новые статьи блога можно подписаться здесь: Инстаграм , Вконтакте , Facebook , Email .

Если до двух месяцев малыш заявляет обо всех своих потребностях лишь громким криком или плачем, то затем ситуация кардинально меняется.

Речь ребенка развивается как снежный ком, по нарастающей: сначала появляется неосознанное гуление, незаметно оно перетекает в лепет и вот уже слышны первые слоги, которые постепенно начинают складываться в простейшие слова. Задача родителей – развивать речь у ребенка правильно, как это советуют делать педиатры: говорить с малышом без излишнего «сюсюканья», четко проговаривая все слова. Тому, как быстрее развить речь ребенка, и посвящен этот материал.

Раннее речевое развитие ребенка: гуление, лепет, первые слоги

Первые звуки младенец начинает издавать совсем рано, в 2-3 месяца. Вот как развивается речь ребенка до года: в ответ на мамино появление и ласковое обращение он станет произносить протяжные звуки, состоящие из повторения отдельных гласных: а-а-а-а, о-о-о-о, у-у-у-у и так далее. Из этого детского гуления и лепета начинается раннее речевое развитие ребенка, сформируется речь, а ее становление и развитие зависит от качества вашего общения с ребенком.

Как помочь ребенку развить речь правильно? На первом году жизни для ребенка важно слышать, как и что говорит ему мама и другие члены семьи. Он должен научиться понимать обращенную к нему речь и только потом пытаться самому произносить звуки. Разговоры взрослых людей между собой непонятны и неинтересны для малыша, порой даже утомительны, когда одновременно говорят несколько человек.

Особенность речевого развития детей раннего возраста заключается в том, что задолго до того, как ребенок произнесет первое слово, он уже начинает овладевать языком с помощью ушей. Сначала он слушает и начинает понимать речь родителей и близких людей, а затем пробует подражать им, произнося звуки. Называть издаваемые ребенком звуки речью пока еще рано, ведь в появлении речи важно не только развитие речевого аппарата, но в первую очередь мозговой деятельности.

Когда ребенок осмысленно произнесет слово «мама» при появлении матери, это уже свидетельствует о становлении речевой функции. А пока он издает произвольные звуки, и даже похожие на слова слоги «ма-ма-ма», «ба-ба-ба», «да-да-да» и т. д., он тренирует речевой аппарат и готовит его к многолетней интенсивной работе.

Как правильно развивать речь у ребенка до года

Задача мамы и других членов семьи заключается в том, чтобы малыш чаще слышал разговорную речь и учился понимать ее. При любом обращении к ребенку с рождения для развития его речи слова надо произносить правильно и четко, любое свое действие следует комментировать, все предметы и окружении ребенка необходимо постоянно называть, чтобы он понимал, о чем идет разговор.

Как развивать речь ребенка в год, чтобы малыш быстрее освоил навыки общения? На произносимые им звуки надо реагировать словами, чтобы ребенок осознавал, что между вами происходит полноценное общение.

Первые осмысленные слова малыш произносит в 11-12 месяцев; конечно же, этими словами становятся простые и понятные ему: мама, папа, баба, на, дай. Зато все остальные разнообразные эмоции он выражает богатой интонацией и лепетом, состоящим из более сложных звуков. До полутора лет такое общение вполне устраивает малыша и родителей, а ближе ко второму дню рождения речь начинает развиваться стремительно.

Происходит настоящий речевой скачок, обусловленный развитием мозговой деятельности, которая настроена на восприятие, понимание и усвоение речи взрослого человека. А раз речь становится понятной, то и овладеть ею не составляет труда для ребенка, тем более что его мозг как никогда готов к освоению всего нового.

Стоит отметить, что лучше всего малыш понимает речь близких ему людей, к которым он привык, чьи интонации и мимика ему знакомы с рождения. Речь незнакомого человека ему может быть непонятна, потому что имеет другой тембр, иную интонацию и артикуляцию.

Речевое развитие ребенка в 2 года: как быстрее помочь ребенку развить речь

Речевое развитие ребенка в 2 года позволяет ему произносить не отдельные слова, а короткие предложения, активно использует не только названия предметов, но и обозначает их действия, качественные характеристики, включает в словарный запас предлоги и союзы.

Как развить речь у ребенка в этом возрасте? В этот период еще большее значение приобретает ваше общение с ним. Разговаривая с ребенком или между собой, родители должны правильно и внятно произносить слова, ведь он повторяет за вами не только произношение, но и интонацию, рисунок речи.

Озвучивайте любое желание и каждое действие, собираясь на прогулку, моя посуду или готовя ванну к купанию. Читайте вслух книжки, рассказывайте стихи, пойте песенки, привлекайте малыша к их совместному повторению и пению. Ритмичные детские стишки легко запоминаются и с удовольствием декламируются малышом по вашей просьбе.

Он уже знает значения и названия многих предметов и повторяет их в различных падежах: «это моя рубашка», «я надеваю рубашку», «собачка лает», «я вижу собачку».

Освоение любого навыка, в том числе и речевого, у ребенка лучше происходит в игре. Поэтому знакомство с новыми словами и их заучивание обращайте в игру: знакомую игрушку (куколку) на глазах у ребенка засуньте в рукавичку (незнакомый предмет, незнакомое слово). Спросите: «Куда это куколка спряталась? Давай посмотрим, может, она в рукавичке?» Пусть малыш сам достанет игрушку, а вы похвалите: «Вот какой молодец! Нашел куколку в рукавичке».

Если с первого раза произнести слово правильно не удается, не заставляйте малыша повторять его несколько раз, так вы отобьете охоту к освоению речи. Зато когда слово наконец-то произнесено правильно, похвалите ребенка. Да и вообще, никогда не скупитесь на похвалу и ласку. Положительные эмоции стимулируют развитие ребенка, дают импульс к познанию мира, в том числе и к языковому развитию.

Возрастные особенности развития речи детей таковы, что девочки начинают говорить раньше, а мальчики в этом вопросе отстают, иногда довольно значительно. Наконец-то девочки возьмут реванш за то, что позднее начали ходить. Если ваш малыш упорно молчит, следует обратиться к специалистам для исключения серьезных причин молчания: снижения слуха, органического поражения нервной системы, генетических нарушений.

Если обследования у отоларинголога, психоневролога, логопеда не выявили патологии, то продолжайте работать над развитием речи - и добьетесь успеха. После длительного молчания ваш «немой» заговорит - не остановишь, в полном соответствии с мудрым изречением: «Человеку требуется 2 года, чтобы научиться говорить, и вся жизнь, чтобы научиться молчать».

Екатерина Ракитина

Доктор Dietrich Bonhoeffer Klinikum, Германия

Время на чтение: 9 минут

А А

Последнее обновление статьи: 28.03.2019

В статье рассмотрены особенности и даны рекомендации по развитию речи детей до года по месяцам. Речь – взаимодействие дыхательной системы, голосового аппарата и нервной системы, и ее развитие можно сравнить с развитием сенсорных или двигательных навыков. Ребенок без отклонений в анатомическом развитии, но волей случая оказавшийся без общения, никогда не заговорит. Неправильно думать, что только слыша нашу речь, ребенок заговорит сам. Развивать правильную речь малыша нужно с рождения, не дожидаясь пока он подрастет.

Что влияет на развитие речи

Развитие умения говорить напрямую взаимосвязано с кожным покровом, зрением и слухом. Именно от них поступают импульсы в центральную нервную систему (ЦНС) с информацией о мире, который окружает кроху: сенсорные ощущения от прикосновений к коже, голоса матери и зрительного восприятия предметов. А это является толчком к тому, что у малыша возникает мотивация к общению, и чем информации больше, тем активнее ребенок хочет говорить.

Активизируя мелкую моторику рук, родители способствуют активному развитию речи, ведь на ладошках находятся речевые центры. Стимулируя кожу, мы подаем сигнал в головной мозг и активизируем клетки, отвечающие за развитие речи. Именно так, массируя пальчики и ладошки малыша, мы способствуем формированию речи и мышления ребенка.

Умение говорить у детей, можно разделить на условные периоды. Пока малыш у мамы в животике, то все его потребности удовлетворяются на физиологическом уровне, но при рождении сразу все меняется. Теперь он сам должен каким-то образом сигнализировать о своих потребностях, которые также являются предпосылками к умению говорить.

Развитие речи до года по месяцам

Для наглядности и вашего удобства речь до года мы оформили в виде таблицы:

*На мобильном устройстве внизу таблицы горизонтальный скроллинг

Развитие речи ребенка по месяцам до года

Возраст, мес Речевое развитие до года по месяцам
1 месяц Малыш начинает понимать, когда к нему обращаются, и заинтересовано смотрит на говорящего
2 месяца У крика появляется интонация, активно развивается мимика грудничка. По интонации крика можно определить, что хочет малыш
3 месяца Начало “агуканья”. Ребенок с удовольствием произносит гласные звуки и начинает пробовать согласные “г”, “к”, “н”. При общении малыш смотрит на “собеседника”
4 месяца Первый смех
5 месяцев Малыш пробует произносить звуки “на распев”, возникает интонация в голосе
6 месяцев В этом возрасте ребенок начинает говорить первые слоги, начинает развиваться речь. Важно как можно чаще общаться с малышом, разговаривать, петь песенки, рассказывать сказки, вести с ним “диалог”
7 месяцев Грудничок активно пользуется голосом для привлечения внимания, наблюдает реакцию мамы на произносимые им звуки
8 месяцев Первый лепет и первые неосознанные слова – малыш начинает произносить повторяющиеся звуки и слоги, такие как “ма-ма-…”, “ба-ба-…”, “бу-бу-…”
9 месяцев Активный лепет и появление невербального общения жестами, начало игрового поведения
10 месяцев Появление первых осознанных слов – “мама”, “папа”, “баба”, “на”…
11 месяцев Расширение словарного запаса. В этом возрасте важно показать, как правильно произносить звуки – с помощью игровой гимнастики для язычка, губ, щечек. Пришло время для развивающих речевой аппарат игрушек – свистулек, губных гармошек, дудочек. Необходимо показывать и объяснять малышу, что значит то или иное слово
12 месяцев В год малыш уже понимает, что ему говорят и может выполнять простые просьбы. Он уже освоил несколько десятков слов (из них может произнести 8-12 слов и понимает до 50 слов) и, с помощью мимики и жестов, может вести с вами “диалог”. В этом возрасте старайтесь больше разговаривать с малышом, чтобы он произносил сам или повторял за вами простые слова

Все перечисленные этапы следуют друг за другом, но, учитывая индивидуальные особенности ребенка и насыщенность общения со взрослыми членами семьи, они могут сдвигаться во времени. Если мама мало разговаривает с малышом, не ведет с ним диалог – наивно ждать от него раннего речевого развития.

Этапы развития речи

Рассмотрим более детально каждый из этапов развития речи ребенка от рождения до года

Вашему малышу больше 10 месяцев?

Да! Нет

Период крика

Первые две недели жизни – безусловные рефлексы на такие раздражители как голод, температурный дискомфорт, боль. И при получении искомого кроха успокаивается. Кроме того, что слыша плач малыша – его голос, родители спонтанно формируют стереотип – привлечение внимание голосом.

На третьей неделе жизни, при прогрессирующем формировании ротовой полости и языка (процесс сосания) он начинает проговаривать отдельные простые гласные звуки, не столь четко, но вполне понятно. Одновременно у крохи формируется слух и зрение. Он активизируется, слыша голос матери, может останавливать взгляд не неподвижных предметах. И чем чаще он слышит голос мамы, тем спокойнее ему становится, он подспудно чувствует свою защищенность. Но крик все еще присутствует, он может выражаться как одна из форм общения и развиваться одновременно с умением говорить.

Продолжается крик примерно до начала третьего месяца, только он видоизменяется, и чуткая мама сможет услышать уже интонации: радость, удовольствие, боль, гнев и др.

Фаза крика может длиться даже до тех пор, когда малыш уже умеет произносить отдельные простые слова. Это своеобразное общение.

Что нужно в этот период? Особенности этой фазы состоят в том, что родители, и мама в первую очередь, должны создать нужные условия для формирования слуха и зрения: надо, чтобы звук погремушек, неподвижные, яркие и красочные предметы как можно чаще окружали ребенка. Необходимо развивать тактильные ощущения, вкладывая в ладошку малыша небольшие игрушки с различными фактурами.

И обязательно разговаривайте! Чаще произносите звуки, доступные для повторения малышом.

Гуление ребенка

Повторяя простые гласные звуки от 2-х до 6-ти месяцев, малыш гулит. Но уже к гласным звукам присоединяются и согласные: х, г, к. Причем у ребенка получается соединять их в простые слоги: гу, агу, ку и пр. Самое интересное, что дети разных народов соединяют их одинаково, вне зависимости от языка родителей.

Гуление у ребенка происходит чаще всего неосознанно: рассматривание игрушки, купаясь, трогая какие-либо предметы, но вместе с тем уже можно наблюдать что его «речь» – реакция на голос или обращение мамы или папы. Это первые проявления осознанного желания общаться. Малыш может заглядывать в глаза и мимикой лица ждать ответной реакции.

Что нужно делать родителям во второй фазе формирования умения говорить? РАЗГОВАРИВАТЬ! Но только на языке ребенка, произнося простые, уже знакомые слоги. Такое речевое общение можно узнать без труда. При наступлении паузы в голосе мамы или папы он пробует вам ответить теми же звуками. Он как бы пробует слова и звуки, пытается поймать интонацию.

Отличным способом способствовать формированию речевого аппарата станет массаж пальчиков на руках. Это важно и для развития мелкой моторики, и умения пользоваться в дальнейшем обеими руками.

Статья подскажет, как развивать речевые навыки ребенка на разных возрастных этапах, приведет примеры и конкретные практические методы освоения речи, даст рекомендации по формированию правильного произношения у ребенка

Задача родителей − создавать благоприятную для развития ребенка обстановку, способствовать раскрытию заложенного в нем потенциала, направлять и в случае необходимости помогать своему ребенку на каждом из этапов его становления.

Освоение речи − важная ступенька в развитии крохи. Первые слова родители ждут всегда с нетерпением. Во-первых, потому что это значительно облегчает процесс интерпретации желаний и потребностей чада, во-вторых, это свидетельствует о том, что ребенок развивается нормально и постепенно приобщается к взрослому миру.

Мама занимается с ребенком

Следует помнить, что примеров того, чтобы здоровый ребенок, находящийся в социуме, не говорил, в медицинской практике нет. Рано или поздно этот момент наступит, вне зависимости от того занимаются с ребенком дополнительно или нет.

Однако детишки, развитию речи которых уделялось должное внимание, начинают говорить быстрее, строят предложения правильнее, не сильно искажают слова, обладают более богатым запасом слов, а значит, в последующем они вряд ли столкнуться с необходимостью наверстывания упущенного при подготовке к школе и смогут выделить дополнительное время на развитие иных интеллектуальных способностей.

Как правильно развивать речь ребенка: памятка

Для того чтобы облегчить задачу ребенку в освоении новых слов и правильном применении их на практике, нужно придерживаться следующих принципов:

1. Начинать с самого начала
Имеется ввиду с самого рождения ребенка, а можно еще, будучи беременной. Не бойтесь, что вы уже что-то упустили, речь не идет о специальных занятиях, главное − это простое общение, контакт глаз. Вряд ли найдется мама, которая не разговаривала со своим малышом со дня его рождения, а многие начинают даже задолго до этого



мама с крохой

2. Развивать в себе привычку комментировать все, что делаете и видите
Общительным от природы или по долгу службы людям не составит труда находить постоянный предмет разговора с ребенком, более молчаливым придется немного развить в себе эти навыки

3. Играть со своей интонацией
На первых порах ребенок способен понять только разницу в вашей интонации, поэтому чаще меняйте ее, чтобы привлечь внимание ребенка к своей речи

5. Говорить медленно, повторяя по несколько раз
Очевидно, что при быстрой невнятной речи ребенок просто не уловит смысл слов и в будущем может неправильно их произносить



гуление грудного ребенка

6. Упрощать слова и предложения , но не увлекаться видоизменением слов и «сюсюканьем»
Вначале ребенку сложно будет освоить сложные термины и длинные слова, поэтому методика сокращения и упрощения речи может быть эффективна. Например, вместо слова «собака» можно говорить «гав-гав», или объясняя ребенку, почему нельзя трогать розетку, не следует рассказывать про суть электричества и напряжение в сети, можно просто сказать «нельзя, будет больно» (или «бо-бо»). Но не надо намеренно коверкать слова, особенно после года, наподобие «сьто за класивый масянечка тут почмокивает?»

7. Обогащать свою речь с ребенком постепенно, добавляя новые слова, уточнения и дополнения
Например, поначалу можно говорить «Маша держит мишку», потом добавлять «Маша держит большого пушистого мишку. Мишка любит мед»

8. Исключать фон при общении
Множество фоновых звуков (например, телевизора) могут путать ребенка, не позволяют полноценно сосредоточиться на вас и на том, что вы говорите малышу

9. Уделять внимание мелкой моторике рук
Доказано, что развитие нервных окончаний на пальчиках и ладошках рук напрямую связано с развитием речи. Поэтому так важно стимулировать разносторонние тактильные ощущения ребенка (массаж рук, пальчиковые игры, перебирание мелких предметов, прикосновение к разным на ощупь поверхностям)

Как развивать речь ребенка на первом году жизни?



мама играет с грудным ребенком

В привычной для мира взрослых манере общения, т.е. с помощью слов, ребенок начнет говорить только на втором году жизни. Речь, тем не менее, складывается из двух составляющих: воспроизведение и понимание (восприятие).

ВАЖНО: Дети начинают понимать значения слов гораздо раньше, чем учатся их произносить.

Другими словами, ребенок на протяжении первого года формирует так называемый пассивный багаж слов. А на втором году, как правило, переводит его в статус активного, т.е. начинает употреблять эти слова в своей речи.

Очень важно помочь своей крохе выучить как можно больше слов, при этом устанавливая определенные связи и ассоциации слов с реальными предметами или действиями.



мама общается с малышкой

Учитывая, что ребенок на первом году развивается очень стремительно, рассмотрим основные этапы речевого развития ребенка в первые двенадцать месяцев.

  • 0-3 месяца
    Ребенок общается с помощью плача или крика, хорошо улавливает интонацию вашего голоса
  • 3-6 месяцев
    Период «гуления». Именно в этом возрасте малыш в хорошем расположении духа может порадовать звуками «агу», способен произносить многие гласные и некоторые согласные. Важной особенностью является умение вступать в диалог с ребенком, говорить с паузами, предоставляя возможность ребенку ответить. Можно поощрять малыша, повторяя произнесенные им звуки

ВАЖНО: Примерно до 4-5 месяцев дети не понимают значения слов, а интерпретируют вашу речь по интонации.

  • 6-9 месяцев
    Фаза лепета. После полугодовалого возраста, многие родители способны уловить в хаотичном лепете слова «ба-ба», «па-па», «ма-ма». В самом начале это лишь набор слогов, чередующихся в разной последовательности. На этом этапе можно активно учить ребенка словам, называя окружающие его предметы


ребенок с кубиками
  • 9-12 месяцев
    К концу первого года ребенок произносит свои первые слова. Некоторые детишки способны произнести до 10 слов. Но все индивидуально, и зависит, в том числе от темперамента ребенка. Если вы по натуре не словоохотливы, вряд ли ваш ребенок начнет болтать без умолку

Отдельно следует упомянуть о методиках раннего развития ребенка. Желание родителей вырастить способного ребенка, умнее и успешнее себя, вполне естественно. Но в порыве наилучших побуждений, важно не добиться обратного результата. Жизнь ребенка первого года связана, прежде всего, с эмоциональной стороной. Поэтому первостепенным должно стать живое чувственное общение, а не механическое запоминание слов с карточек, показывать которые рекомендуют ребенку уже с первых дней жизни.



ребенок смотрит на картинки

Ряд методик действительно демонстрируют высокие результаты: дети знают много слов, начинают читать и писать раньше, чем говорить. Но часто они имеют проблемы с общением, эмоциями, социальной и личной жизнью в последующем. Поэтому ко всему нужно подходить разумно и ориентироваться прежде на желание и интерес ребенка.

Основными техниками развития речи у детей первого года являются:

  • звуковое подражание ребенку
  • комментирование происходящего
  • песенки, потешки, пальчиковые игры
  • развитие мелкой моторики

Песенки, стишки и потешки для развития речи у детей 2 — 3 лет

Это, пожалуй, самые действенные, проверенные поколениями способы общения с маленькими детьми.

Основные принципы:

  • простая рифма
  • повторение звуков или слов
  • небольшой размер
  • сопровождение жестами/действиями

Стишки-рифмовки можно рассказывать, а можно напевать, используя различные мелодии.

Основная цель потешек, пальчиковых игр, стишков:

  • эмоциональный контакт с ребенком
  • развитие его речевых навыков
  • массаж пальчиков
  • изучение частей тела
  • помощь в установлении режима

Например, повторяя один и тот же стишок перед ночным сном, можно выработать у ребенка ожидание забавного стишка и понимание, что ему пора спать.

ВАЖНО: Маленькие дети нуждаются в соблюдении последовательности действий и порядке, поскольку это развивает чувство стабильности и защищенности.

Можно придумать или выбрать из множества имеющихся потешек по одной для разных случаев:

  • утренние гигиенические процедуры


стишок для умывания
  • переодевание ребенка


стишок при переодевании
  • подготовка к купанию


стишок для купания
  • перед гимнастикой


стишок для гимнастики
  • массаж пальчиков


стишок для массажа пальчиков
  • перед сном


стишки на ночь

Порадуют малыша и будут полезными и классические потешки «ладушки», «петушок-гребешок», «коза рогатая», «сорока белобока» и многие другие.

Пик развития речи наблюдается обычно у детей на втором-третьем году жизни. Как правило, в возрасте около года ребенок начинает ходить, и на смену рывку в физическом развитии приходит языковой прорыв. Родители, безусловно, могут стимулировать свое чадо к развитию речи, используя следующие приемы:

  • Совместное чтение сказок и их обсуждение


чтение сказки
  • Связывание картинок с реальными предметами
    Показывая ребенку ту или иную картинку в книжке, старайтесь найти ее аналог в реальном мире и указать ребенку на сходство
  • Уточнение и правильное повторение сказанных ребенком слов
    Если ребенок показывает на предмет и произносит его не совсем правильно, не следует указывать ему на ошибку, нужно согласиться и повторить правильно. Например, ребенок сказал: «пашина», вам следует ответить: «да, это машина»
  • Предложение выбора
    Предлагая ребенку что-нибудь, расширяйте его словарный запас, предоставляя альтернативу. Например: «Ты хочешь яблоко или грушу?», «Ты будешь пить из кружки или из стакана?»
  • Словесные игры
    Играя с малышом, всегда сопровождайте вашу деятельность словами


игра мамы с сыном
  • Озвучивание того, что делает и ощущает ребенок
    Старайтесь проговаривать все, что делает ребенок простыми несложными предложениями, в том числе описывайте его чувства, например, если ему больно, или горячо, или холодно
  • Комментирование своих действий
  • Обращение по имени, зрительный контакт
    Чаще обращайтесь к ребенку по имени, не забывайте при этом смотреть в глаза малышу, чтобы он понял, что обращение адресовано ему
  • Использование жестов
    Первое время жестикуляция − незаменимая вещь для взаимопонимания и обучения ребенка словам, поэтому дублируйте все слова и действия соответствующими жестами. Вскоре ребенок начнет ассоциировать их со словами
  • Тренировка мышц
    Для тренировки мышц речевого аппарата можно купить ребенку свисток, дудочку, губную гармошку, а чуть позже начать заниматься с малышом артикуляционной гимнастикой
  • Чтение по ролям
    Если вы регулярно рассказывали ребенку один и тот же стишок или потешку, он быстро выучит ее слова, поэтому со временем вы можете читать стишок, разбив строки по ролям, как бы отвечая друг другу. Хорошим примером для этого является диалог «Гуси-гуси, га-га-га»


общение мамы и дочки
  • Развернутое определение свойств предмета
    Важно не только называть предмет, но и рассказывать немного о нем. Например, показывая малышу книгу, следует продемонстрировать также, что книгу можно листать, открывать и закрывать
  • Ответ с дополнением
    Когда ребенок начинает задавать вопросы: «а что это?», «а что вон то?», ему будет легче запомнить название и значение слова, если дать короткое описание предмету из слов, которые он уже знает. Например: «это грузовик, он перевозит большие предметы» или «это чайник, в нем заваривают горячий чай»
  • Выражение непонимания ребенка, который знает, но ленится произносить слова вслух
    Можно намеренно не сразу выполнять прихоть ребенка, если он знает как, но не озвучивает просьбу, а лишь указывает рукой. Как вариант, можно предложить ребенку заведомо неверный предмет, как-будто вы его не поняли, и только с третьего раза дать ему то, что он хочет

ВАЖНО: Дети в этом возрасте чуть ли не каждый день узнают новое слово. Можно вести так называемый журнал «Слово дня» и записывать каждый день новое произнесенное ребенком слово. Это позволит следить за развитием речи малыша.



ребенок с мамой на природе

В любом деле главное много практиковаться, поэтому общайтесь с ребенком всегда и везде: дома, гуляя в парке, по дороге в поликлинику, делая покупки в магазине.
Но не следует навязывать малышу общение, когда он устал, хочет спать или кушать, развитие речи не должно также выглядеть как занятие строго по времени. Важно учиться говорить в процессе игры, во время ежедневных повседневных ритуалов ребенка или на прогулке, когда малыш сам активно ищет общения.

Играем и учимся говорить: сюжетно-ролевые игры для детей

Варианты игр с ребенком ограничены лишь фантазией родителей. При этом малыш часто самостоятельно подсказывает, чем ему хочется заняться, распределяет роли и организует игру.
Ваша миссия − наполнить игру развернутыми диалогами, чтобы игра была не только увлекательна, но и полезна для развития речи крохи. Это могут быть:

  • Прятки
    Классическая игра «ку-ку» с грудничками, постепенно может видоизменяться. Можно прятаться за чем угодно, привлекая ребенка словами «где мама?», «найди маму». По мере взросления ребенок начнет с удовольствием прятаться сам, а вы с соответствующим словесным сопровождением будете его искать
  • Сюжетно-ролевые игры
    Поначалу это могут быть совсем простые игры. Например, можно играть с игрушечным телефоном, ребенок может звонить маме, папе, братику, сестричке, говорить «алло», узнавать «как дела?» и наоборот. Затем можно разыгрывать сказки по ролям, придумывать сюжеты самостоятельно, используя предметы быта и игрушки


мама играет с дочкой
  • «Угадай-ка»
    Вариаций игр множество. Можно спрашивать ребенка: «угадай, что я делаю?» и показывать какое-нибудь действие: расчесываться, разливать чай в чашки. Или спрашивать: «угадай, кто я?» и изображать зайчика или медвежонка. Можно показывать мягких зверушек и спрашивать: «угадай, кто это?», «а что он любит кушать», «где живет?». Если ребенок не может ответить, следует давать развернутый ответ самостоятельно, и через некоторое время повторять малышу вопросы
  • Активные игры
    Потешки и песенки можно использовать в активной игре с ребенком, побуждая его повторять вместе со словами соответствующие действия. Это параллельно с речевыми навыками позволит развивать и физические, и музыкальные способности ребенка. Примеры:


потешка с движениями 1 потешка с движениями 2

Почему ребенок плохо говорит: причины

По усредненным показателям ребенок к 18 месяцам говорит 10-15 слов, к двум годам – 30-50 слов, к трем годам – сотни слов, к четырем – тысячу.

Основные тревоги, возникающие у родителей, связаны с тем, что ребенок:

  • мало говорит
  • говорит неправильно

Как правило, дети не сразу осваивают правильную речь, в том числе сокращают слова, пропускают звуки, путают слова, неверно строят предложения. Это вполне нормально, поскольку малыш в первую очередь учится говорить простые, легко запоминаемые слова, часто произносит не название предмета, а звук, с которым он ассоциируется. Например, не машина, а «би-би», не упал, а «бах».



ребенок не хочет говорить

Кроме этого, естественным считается обобщение многих предметов и действий одним словом. Например, слово «мама» будет звучать из уст ребенка, и когда он захочет на ручки, и когда он захочет есть, и когда ему что-то нужно будет от мамы. Постепенно ребенок станет добавлять необходимое уточнение. Слово «машина» или «би-би» может относиться и к велосипеду, и к автобусу, и ко всему что движется.

Тем не менее, важно не упустить момент, если в развитии речи ребенка появятся проблемы:

  • ограниченный запас слов
  • заикание
  • шепелявость
  • потеря букв

Если ребенок в 2,5-3 года ребенок знает меньше 30-50 слов, коверкает слова, шепелявит или заикается, следует навестить врача. Своевременно скорректировав речевое развитие, пик которого наблюдается до трехлетнего возраста, можно избежать серьезных проблем в будущем.



ребенок занимается с логопедом

Основные причины, почему ребенок не говорит или говорит неправильно:

  • Его понимают и без слов
    Малыш просто лениться произносить слова, потому что прекрасно обходится без них. В этом случае необходимо хитрить, что вы не понимаете, чего хочет ребенок, и вынуждать его сказать это
  • Имеются проблемы со слухом
    Возможно, образовалась серная пробка или есть другие препятствия для нормального слуха
  • Быстрый темп речи
    Малыш слишком торопится при произношении слов, что приводит к потере букв или заиканию. Обычно это проходит к 4 годам
  • Подражание неправильным звукам
    Ребенок подражает звукам и словам, которые слышит от окружающих его людей. Следует последить за своей речью, за правильностью произношения слов и построения фраз

ВАЖНО: При оценке развития речи ребенка ориентируйтесь не на произношение, а на способность малыша использовать свой словарный багаж в разных формах предложений.

К возрасту 3 лет ребенок должен составлять предложения из 3-4 слов, при этом используя различные формы глаголов, склонения, лица, падежи. Если это не так, следует обратиться за консультацией к педиатру, который направит ребенка при необходимости к лору или логопеду.

Работа над правильным произношением: упражнения, артикуляционная гимнастика в картинках

Для того чтобы ребенок быстрее освоил правильное произношение слов, и вам не пришлось обращаться к логопеду, существует так называемая артикуляционная гимнастика.
Регулярные упражнения с ребенком, постоянно путающим и неверно произносящим звуки, заложат основу для правильной и красивой речи в будущем.
Проводить тренировку мышц языка, неба, губ, гортани и щек лучше перед зеркалом.

Примеры упражнений:



артикуляционная гимнастика 1 стишок для артикуляции 2

стишок для артикуляции 3

Как развивать речь у детей школьного возраста: советы, рекомендации

В этом возрасте происходит дальнейшее совершенствование речи, ребенок учится мыслить логически и излагать свои мысли последовательно, учится описывать, сочинять, объяснять, спорить, приводить доводы и убеждать. Для этого ребенку нужно по прежнему обогащать свой словарный запас, учиться анализировать, красиво излагать мысли. Следует отметить, что это также период развития письменной речи.



общение с родителями

Основными способами развития речи в школьном возрасте могут быть:

  • составление рассказа с помощью ответов на заданные вопросы
    например, для рассказа про животное вы можете заготовить для ребенка такие вопросы: кто? какого цвета? как выглядит? где живет? чем питается? в чем предназначение?
  • составление рассказа по серии картинок или фото
  • сочинение по одной картинке
  • чтение книг
  • расширение кругозора ребенка, посещение различных мероприятий, пребывание на природе
  • раскрытие творческой стороны ребенка
  • разностороннее общение


общение с сверстниками

В настоящее время существует огромное количество кружков, секций и специальных групп по развитию ребенка, подготовке к школе, изучению языка и других. Если есть возможность, безусловно, можно отправить ребенка к опытным специалистам. Однако это не исключает необходимости участия родителей в развитии своего чада. Поистине больших успехов малыш сможет достигнуть, если он будет окружен вниманием и теплом самых близких людей. Ежедневное позитивно эмоциональное общение со своим чадом − залог формирования не только правильной и красивой речи у ребенка, но и крепкой сплоченной семьи.

Видео: Развитие речи ребенка до года

Видео: Развитие речи у детей 1-3 года

Видео: Развитие речи у ребенка 3-4 лет

Видео: Развитие речи ребенка 5-7 лет

Рассмотрим как должна развиваться речь вашего ребенка от рождения до 2 лет. С чего начинается развитие речи у ребёнка.

Показатели речевого развития ребёнка

Первый этап (с момента рождения ребёнка до одного года) — подготовительный. В это время происходит подготовка к овладению речью.

Для формирования и развития речи необходимы три составляющие:

Эмоциональное общение с малышом для развития подражания;

Сенсорное развитие (тактильные ощущения, зрительное и слухоречевое восприятие предметов);

Двигательная активность (тренировка общей и мелкой моторики).

Одним из первых проявлений доречевого развития считается рефлекторный крик ребёнка. В 2—4 месяца младенец начинает произносить короткие звуки — появляется гуканье, а затем и гуление, которое не несёт смыслового содержания. Необходимо отметить, что гуление наблюдается и у глухих от рождения детей, что свидетельствует о существовании у ребёнка врождённой способности к освоению речи.

С 5 месяцев ребёнок слышит звуки, видит у окружающих артикуляционные движения губ и пытается подражать взрослым. Многократное повторение определённого движения ведёт к закреплению конкретного двигательного навыка.

В возрасте 7—9 месяцев ребёнок начинает повторять за взрослым всё более разнообразные сочетания звуков. Лепет, пение слогов в 9 месяцев является предпосылкой нормального развития речи в будущем. Во время лепета вырабатывается обратная связь между работой речевых органов и восприятием внешней речи по слуховым каналам, что способствует развитию голоса.

Необходимо отметить, что при наличии серьёзных нарушений, ведущих к речевой патологии, отмечается угасание лепета (например, при аутизме, нейросенсорной тугоухости и др.).

В 12 месяцев заканчивается подготовительный этап в развитии речи, словарный запас малыша в этом возрасте обычно составляет от 5—7 до 9—12 слов. Усвоены гласные а, у, о, и; согласные м, п, б, к, г. Ребёнок целенаправленно использует для общения жесты, владеет способностью соотносить слово с предметом, например, поднимает собачку и говорит: «Ав-ав», берёт игрушечную кошечку, подносит её к миске и произносит: «Ням-ням» и т. д.

К полутора годам словарный запас малыша может достигать 50 слов. На этом этапе важно добиться у ребёнка соотнесения слова и действия, он должен правильно понимать простые просьбы: сядь, пей, спи, мой, беги и т. д. В этот же период необходимо стимулировать потребность использовать однословные предложения (дай, пить...), несколько позже — двухсловную фразу (в процессе обыгрывания игрушек, показов, рассматривания картинок, изображающих простые действия, вовлекайте малыша в разговор: «Я несу куклу, мою куклу, даю куклу. Что ты делаешь? Куклу несёшь? Скажи: „Несу куклу"»; «Я ем, я играю, я пою... А что ты делаешь? Скажи...» ит. п.).

В 2 года многие дети говорят простыми предложениями. К этому возрасту они усваивают звуки н, т, дь, тъ, нь, ль, сь, хь, ць, й. Малыш уже может достаточно долго общаться с близкими на своём языке (автономная речь), но при условии, что они его понимают; показывает части тела, которые называет взрослый. Ничего страшного, если ребёнок пропускает в словах отдельные слоги (до свидания — до данья), вставляет лишние звуки (стаканчик — таньканчик), а при стечении согласных опускает один звук (стол — тол). Даже если его понимают только близкие, это соответствует нормальному речевому развитию.

Развитие речи происходит индивидуально: кто-то начинает говорить раньше, кто-то — позже, но к 3 годам словарный запас ребёнка составляет в среднем от 300 до 800 слов. Малыш уже говорит предложениями из 3—4 слов, его речь понятна не только близким, но и чужим людям. Он может произносить звуки ы, э, л, с, з, ц, ж, ч, ш. В этом возрасте допустимы нарушения звукопроизношения, слоговой структуры слов, состоящих более чем из 3 слогов. Малыш понимает и выполняет простые словесные инструкции, способен запоминать простые стихотворения.