Ребенок стесняется родителей. Что делать, если ребенок стесняется? Что нужно делать родителям

27.06.2023

Почему ребенок стесняется? Список причин такого поведения может быть очень обширным. Как правило, причина излишней стеснительности - заниженная самооценка.

Есть, правда, одно исключение - в норме характерна для детей от 7 месяцев до 2,5–3 лет. В этом возрасте практически все здоровые дети начинают опасаться или стесняться незнакомых людей (в основном взрослых, но бывает, что и детей тоже). Это поведение совершенно естественно для малыша.

В других возрастных категориях стеснительность - следствие низкой самооценки. Неверно думать, что низкая самооценка формируется у ребенка, которого все вокруг бесконечно третируют, унижают или на которого не обращают внимания. Порой достаточно какой-то мелочи, чтобы ребенок стал вдруг, ни с того ни с сего (с точки зрения взрослого), считать себя ни на что не годным и никому не интересным.

Стеснительность - это проявление защитного поведения.

Ребенок стесняется и старается стать незаметным, «надеть маску» в кривляньях, спрятаться за маму, будто «слиться» с ней воедино. «Это не я, это моя мама сейчас перед вами, а меня тут нет», - словно говорит дочка, повиснув у Вас на шее. «Это не я, посмотрите, эта девочка совершенно не похожа на меня», - показывает она другому человеку своим кривлянием. Наверняка с людьми, которым Ваша дочь доверяет, она ведет себя совершенно нормально. То есть девочка не ждет от них оценки и готова быть перед ними сама собой. И то, что она ревнует свою единственную подругу, боится ее потерять, потому что какая-то другая девочка может оказаться лучше, чем она, «пугается, когда дети начинают жаловаться на нее», то есть опасается, что все узнают какая она на «самом деле» - подтверждает мою гипотезу о сниженной самооценке + «Дома требует постоянного непрерывного внимания», - пишете Вы. То есть постоянно нуждается в уточнении, что с ней все в порядке, что она ценна сама по себе - тоже говорит «за».

То, что после стеснения наступает период вызывающего поведения, закономерно. «Вы не уважали мое состояние, оказывая мне чрезмерное внимание, которое вынести мне было трудно, обнимали и целовали меня без моего согласия. Что же, теперь я вам отомщу. И буду делать то, что вам наверняка не понравится!» - примерно по такому «плану» действует ребенок. Обратите внимание, что слово «план» я написала в кавычках. План этот возникает спонтанно, ничего спланированного и обдуманного тут нет. Ребенок действует реактивно. Есть действие и на него малыш выдает реакцию. «Вы не уважали меня, теперь я не буду уважать вас».

Что же делать со стеснительным ребенком?

Во-первых, как ни странно это прозвучит, - «разрешить» стесняться. Зная такую особенность ребенка, оградить его от излишних расспросов, объятий и тем более поцелуев. Вашей дочери нужно время, чтоб присмотреться, привыкнуть и решить доверять или нет стоящему перед ней человеку, пусть даже она его видела тысячу раз перед этим. Вам необходимо какое-то время спокойно, терпеливо и с пониманием относиться к тому, что дочь виснет на Вас и кривляется. Ведь теперь Вам известно, что ребенок привык так защищаться, ему нужно время, чтоб научиться вести себя по-другому.

В моей практике был случай, когда мама намеренно уговаривала свою застенчивую шестилетнюю дочь стесняться. Дело было перед Новым годом, и девочке предстоял поход на утренник. За несколько дней до утренника, мама начала рассказывать, куда они пойдут, и что там ожидает девочку. «Но ты, конечно, можешь не водить хоровод, и не петь песни. Ты можешь просто сидеть у меня на коленях и смотреть, как другие дети веселятся», - спокойно и без иронии говорила эта мама. Что же произошло: ребенок был хорошо информирован, что его ждет, к чему готовиться и получил возможность выбора вести себя так или иначе. К слову сказать, на утреннике стеснительность в этом случае как рукой сняло.

То есть, во-вторых, планируя посещения или встречи, где девочка может начать стесняться, предоставить ей максимум информации, что ее ждет. Для многих стеснительных детей порой даже приятный сюрприз может привести к самым неожиданным последствиям.

В-третьих, предоставить возможность выбора, как себя вести. Здесь можно использовать приемы сказкотерапии или . Например, рассказать, а еще лучше разыграть с помощью игрушек, историю о том, как зайчик или принцесса (персонаж зависит от возраста ребенка стеснялся-стеснялся, кривлялся, прятался, «лишался» из-за этого всяческих удовольствий и приятностей, и, в конце концов, победил эту стеснительность и с тех пор зажил счастливо. И в этой истории воспроизвести типичные для Вашей малышки способы поведения, слова. Здорово, если стесняющимся героем в игре будете Вы, а уговаривающими его действовать по-другому - Ваша дочь.

Агрессивность - обратная сторона застенчивости

Агрессия, которую иногда проявляет девочка, может быть следствием как исследовательского поведения, характерного для детей дошкольного возраста, так и быть способом «отомстить» другим за свои «страдания». Ребенок не хочет быть плохим (а с низкой самооценкой он таковым себя считает), и старается доказать окружающим, что это не так+ с помощью агрессии. По тому, что вы написали, я больше склоняюсь к первой версии. Девочка смотрит мультик, где немотивированные тычки и обиды в каждом кадре и пытается воспроизвести их в реальности, чтобы «переварить» эту информация, понять, как это происходит и пробует такое поведение на сверстниках. Даже если Вы ее не наказываете физически, она наверняка знает, что такие способы существуют, и пытается их «осознать» в игре. Посмотрите мультфильм вместе с ней. Расспросите ее ненавязчиво, что ей нравится в нем. Как она думает, что герои чувствуют, почему они так поступают. Если ребенок бьет других детей, расспросы, почему он это делает, часто действительно безрезультатны.

Гораздо лучше после происшествия спросить, а можно ли бить его самого? Ведь если можно бить другого, значит и его тоже можно. Это позволяет ребенку научиться «вставать» на место другого человека, и принять решение «не бить», не потому, что взрослый накажет, а совсем по иному мотиву.

Решение проблемы

И последнее. Самым лучшим способом коррекции стеснительности (вернее низкой самооценки) являются формы групповой работы. Для дошколенка такой работой могут в принципе стать любые развивающие занятия, где педагог придерживается принципов гуманно-личностного подхода. А именно, учитывает особенности ребенка, готов «идти» за ребенком, а не за программой, в темпе, с которым справляется ребенок. На мой взгляд, идеально такой подход реализуется на занятиях по . Такому ребенку педагог даст время, чтобы освоиться, «обжить» помещение, где проходят занятия. Стеснительные дети в группе находятся под защитой и вниманием взрослого. Педагог следит, чтобы ребенок имел возможность самостоятельно выбирать себе деятельность, испытывать чувство удовлетворения и ощущение успеха от своего занятия. На Монтессори-занятии у стеснительного ребенка всегда будет возможность высказать свое мнение и убедиться, что его услышали. Постепенно каждый ребенок становится полноправным участником группового процесса, видит свою возможность влиять на него, начинает понимать, как другие люди влияют на него и учится противостоять этому влиянию безопасными способами. Ребенок учится отстаивать свой выбор, мнение, позицию. Учится просить и принимать помощь.

Кроме того, для родителей в нашем Центре работает «Школа сознательного родительства», проводятся семинары и тренинги. Записаться на занятия Вы можете по телефонам: 232-12-92, 250-02-12.

Казалось бы, как можно стесняться своих родителей. Они дали нам жизнь, поставили на ноги, воспитали нас. Они должны быть нашими кумирами, но в итоге часто становятся людьми, которых мы пытаемся, по возможности, отдалить от всей нашей остальной жизни, в компании которых «на людях» нам становится неловко.
По словам, психологов, одной из наиболее частых причин «конфликта отцов и детей» - различная психология поколений. Какими бы молодыми не были родители – они остаются представителями «своего времени». И, как показывает методика ценностных ориентаций американского психолога Милтона Рокича, подсознательно они живут нормами, ценностями и порядками времени, в котором были воспитаны. Среди поколений нет хороших и плохих, правых или неправых – они просто разные. Каждое поколение несет в себе свою правду, поэтому между ними никогда не может быть абсолютного единства и гармонии.

Инициаторами в этом случае часто выступают именно родители, которые пытаются применить на своих детей комплекс своих «ценностных ориентаций», подсознательно навязывают свою жизненную модель, «учат уму-разуму», делают замечания, влияют на выбор друзей, подруг, супругов, род занятий и так далее. В общем, продолжают ограничивать свободу своего чада и мешают реализации его планов.

Я не задумывалась над этим вопросом, пока не случился разговор с одной из мам одноклассника моего сына после родительского собрания. Мы возвращались домой, и в разговоре, эта мама вдруг стала говорить, что сын стесняется ее. Она очень старается быть к нему поближе, чтобы знать, чем он интересуется, живет. Хочет познакомиться и пообщаться с его друзьями, ведь ей это кажется важным и интересным. И рассказала, буквально последний случай.

К сыну пришли друзья, она вышла поздороваться, расспросить ребят, немного поговорить, а сын прервал ее и, краснея, стал тянуть к двери. А после ухода ребят вообще попросил, чтобы она не мешала им, когда приходят друзья, потому что ему неудобно, как она себя ведет.

Мне стало интересно, что именно ставил в укор сын матери. Оказалось, что ему было неловко, что мама пытается говорить на их сленге. Взрослая женщина, говорящая «прикольно», «круто», «мобила», «отпад», выглядела в глазах сына нелепой и смешной.

Кажется, что тут страшного? Точно знаю, что мой сын бы не обратил внимания на это, хотя, если задуматься, я никогда не старалась выглядеть перед его друзьями этаким «своим парнем». Спросила у своей знакомой, а обычно, в обиходе, она тоже употребляет подобные слова? Она сказала, что хотела разговаривать с мальчишками на их языке, думала, что так будет лучше.

Наверное, многие подростки отнеслись бы к такой ситуации спокойнее, чем ее сын, но то, что нередко родители ставят детей в неловкое положение и не задумываются об этом, случается довольно часто. Например, кто-то из родителей дотошно начинает расспрашивать пришедших в гости к из сыну или дочери ребят об их родителях, месте работы и доходах или же отпускают незлобные, но смущающие детей шуточки, когда к их сыну приходит в гости девочка или к дочери – мальчик.

Бывает, стесняются дети и домашнего вида своих родителей, особенно, если папа привык ходить в трусах, а мама в бигуди и застиранном халате и не считают нужным при друзьях сына или дочери менять свои привычки. Есть еще много ситуаций, в которых родители ставят своих детей в неловкое положение, но вот относятся к этому они по-разному. Кто-то с возмущением скажет, что в своем доме хозяин и имеет право вести себя так, как хочется, а дети еще малы, чтобы указывать родителям. А кто-то искренне будет недоумевать, почему его ребенок вдруг так странно реагирует.

Во многих ситуациях сказывается и детский максимализм, поэтому такую реакцию стоит просто пережить спокойно. Психологи утверждают, что для детей уже от 4 до 12 лет естественна определенная доля стеснения за других людей. Ведь дети уже точно знают, что их сверстникам нравится, а что не нравится, а вы можете быть в полном неведении этого.

Чувство неловкости за кого-то можно сравнить со стыдом, а ведь чувство стыда за близкого родного тебе человека знакомо каждому. Так что вряд ли стоит удивляться или осуждать своего ребенка. Гораздо разумнее поговорить и выяснить, что не нравится друзьям ваших детей, чтобы не попадать в неловкие ситуации самим и не вызывать неловкости у ребенка.

Можно, конечно, пустить все на самотек, но конфликт, оставленный без внимания, может разрастись и однажды выплеснуться наружу. А, кроме того, если ваш ребенок будет постоянно стесняться вас, то он начнет отдаляться, и вы можете потерять контакт с ним.

Скорее всего, на сложившуюся ситуацию вы смотрите разными глазами. И, сделав шаг к взаимопониманию, вы сможете уяснить для себя, чего именно вы друг в друге не понимаете, и почему ваши дети стесняются родных людей.

Часто можно наблюдать такую картину: ребенок в транспорте или на прогулке бойко общается, поет песни, рассказывает стихи, но стоит заинтересованным взрослым, чаще всего случайным свидетелям, обратить на его выступление внимание, что-то сказать или попросить еще спеть-станцевать, как малыш резко замолкает, его запал пропадает, и сам он жмется к родителям.

«Застеснялся», - объясняют они такое поведение, а сами недоумевают, отчего это? Ведь только что ничего не стеснялся!

Стеснительность может быть просто реакцией на незнакомую ситуацию, особенностью возраста или устойчивой чертой личности. Чтобы понять, с чем именно вы имеете дело, нужно разобраться, почему ребенок ведет себя именно так, что служит причиной.

Почему ребенок стесняется: загадка для родителей

У каждого возраста свои особенности. Стеснительность является особенностью дошкольного возраста. В этот период жизни вокруг ребенка появляется много взрослых людей, которых он до этого не знал: воспитатели детского сада, педагоги групп раннего развития, руководители кружков, знакомые родителей, и т.д. естественно, ребенок стесняется взрослых, которых он не знает, особенно если они просят его о каких-либо публичных выступлениях: что-то рассказать, спеть, или даже просто представиться перед группой.

Это сложно подкорректировать. Вы можете до бесконечности внушать ребенку, что стесняться не стоит, однако он раскрепостится только с возрастом, когда освоится в мире. Родители могут лишь ускорить этот процесс, ненавязчиво вводя ребенка в общество. Стеснительного малыша стоит почаще брать с собой в разные интересные места, где много людей, которые не станут проявлять к нему излишнего интереса. Подойдут детские площадки, кафе, даже торговые центры. Видя вокруг себя много чужих людей, ребенок со временем привыкнет, что они не несут для него угрозы и стеснительность постепенно уйдет.

Ребенок стесняется в садике: как преодолеть неуверенность?

Если в садике ребенок стесняется не только воспитателей, но и других детей, то важно понимать, является это признаком адаптации к коллективу – или самостоятельной проблемой. В первом случае все нормализуется само, в течение первых месяцев, особенно если в сад малыш будет ходить регулярно, не пропуская его. Во втором – стоит оценить степень стеснительности. Возможно, ребенок стесняется выступать на публике, но в обычной жизни он активен и общителен. Это обычная ситуация. Не все взрослые могут свободно чувствовать себя перед аудиторией, кому-то это в жизни и не требуется.

И все же, если хочется, чтобы ребенок был в садике более активным и раскованным, стоит повысить его уровень уверенности и снизить тревожность. Выступать на публике можно сначала дома, перед родителями, бабушками и дедушками, разыгрывая сценки или рассказывая стихи. Большим интересом пользуются и фокусы, только их сложность должна соответствовать возрасту. Что делать, если ребенок стесняется?

Для начала, не надо внушать ребенку, что стесняться – плохо, и что он всеми силами должен преодолеть эту черту, а иначе… Страшилки родителей повышают тревожность, это снижает самооценку малыша, и он еще больше замыкается. Порочный круг.

Cтоит принять стеснительность ребенка как данность и перестать пытаться ежедневно повлиять на его характер, переделать. Ваш ребенок стеснительный? Это не плохо и не хорошо, это просто есть. Не факт, что так будет всегда, но сейчас – это так. Многие взрослые, в детстве страдавшие от своей стеснительности вспоминают не о том, что стеснялись, а о том, как этим были недовольны их родители.

Затем было бы неплохо повысить общую уверенность ребенка в себе, своих силах и способностях. Это наиболее эффективный способ научить ребенка не стесняться. Постоянно хвалите его за малейшие положительные сдвиги в поведении, и главное, своим примером показывайте, как хорошо быть раскованным и свободно общаться. Если из-за неуверенности в своих знаниях ребенок стесняется отвечать на уроке – поработайте над проблемным предметом, объясните непонятые темы или наймите репетитора. Самый простой способ решить эту проблему - заинтересовать ребенка предметом, показывая ему интересные фильмы или рассказывая об удивительных фактах, связанных с ним. В помощь заботливым родителям школьников созданы энциклопедии в аудиоформате, которые можно слушать, например, в дороге.

Внешность и ее восприятие

Если ребенок стал стесняться своей внешности при ее изменении в связи с наступлением подросткового возраста, имейте в виду – это «заслуга» значимых для него взрослых, чаще всего – семьи. Что бы ни говорили сверстники – подросток все пропускает через уже имеющееся у него представления о себе.

Большинство подростков – кладезь комплексов. Слишком толстый, слишком худой, слишком высокий или слишком маленький, лопоухий, кривоногий… какие только признаки не приписывают себе вполне симпатичные мальчишки и девчонки. И когда обидные слова попадают в цель – тогда уверенность в себе и пошатывается.

Но изначально такое представление о своих недостатках формируется от нечаянно (хочется верить, что не специально) сказанных родителями слов.

«Не надевай это платье, эта модель для стройных, не для тебя»….
«Зачем тебе дорогая косметика, ты же не участница конкурса красоты»….
«Не лезь в драку, ты слишком слабый, чтобы противостоять хулиганам»….
«Учись хорошо, с твоей внешностью ты вряд ли удачно выйдешь замуж, придется зарабатывать самой»…
«Не расстраивайся, что эта девочка отказалась встречаться с тобой – похудей для начала, начни бегать по утрам, а потом будешь бегать за девочками»…

Чаще всего родители хотят совсем другого: подсказать, уберечь, направить, а подросток лишь обрастает новыми комплексами.

Родители могут сделать лишь одно: увидеть в своем подрастающем ребенке то лучшее, что в нем есть, а этого немало. Понятно, что угловатый и постоянно вредничающий подросток – это не милый малыш, которым он был не так давно. Вот только взрослые часто замечают ухудшения и совсем пропускают мимо улучшения, которых тоже немало.

Да, ребенок стал хуже учиться, он уже не отличник, поскольку вместо уроков пропадает на репетициях со своими друзьями – пишут и поют песни. Но зато их музыкальная группа состоит из талантливых ребят, их приглашают выступать на школьные праздники и сверстникам нравится их творчество.

Дочка перестала носить так любимые мамой «принцессишные» платья и отстригла косу, которую отращивала всю жизнь. Зато она стала самостоятельной – участвует в жизни школы, лидер в классе и даже организовала волонтерское движение со своими единомышленниками.

Дети, уверенные в себе, не станут стесняться, даже если посторонние будут пытаться их смутить или обидеть, просто потому, что обидным репликам не за что будет уцепиться. Взрастить в наших сыновьях и дочерях сознание собственной ценности и уникальности – наша, родительская задача, и справиться с ней полноценно могут те взрослые, которые взрастили эти качества в себе. Так что, как обычно, прежде всего, приходится работать именно над собой.

И в заключение…

Если ваш малыш стесняется – не придавайте этому факту чрезмерного значения. Покажите рабанку, что быть открытым и активным весело и безопасно.

Дошкольник стесняется заниматься в школе раннего развития или в кружке, сидит и молчит? Посидите на первых порах с ним вместе – большинство педагогов не возражают против присутствия родителей. Рядом с вами малыш освоится в новой обстановке, и потом будет с радостью бежать на занятия и уверенно отвечать на вопросы.

Школьник стесняется учителя, стесняется даже попроситься в туалет, когда это необходимо? Объясните, что учитель, несмотря на свой грозный вид, ничем ребенку не угрожает, он учит новым и интересным вещам, показывает увлекательные фильмы, водит на экскурсии. А учителю объясните, что ваш ребенок еще не освоился и не всегда может проявить активность, даже если и знает правильный ответ. Пусть педагог время от времени спрашивает и его, а не только тех, кто беспрестанно тянет руку и выкрикивает версии.

Будьте рядом со своим ребенком, не физически – так морально, поддерживайте его, отмечайте его успехи, а к неудачам относитесь без трагизма и философски: не вышло сейчас, в следующий раз обязательно получится.

Как-то раз, когда я была еще совсем маленькой девочкой, мне в руки попался журнал мод. Я с большим интересом стала рассматривать фотографии в журнале, на которых были запечатлены «очень красивые тети». Все они были с тонкими талиями, в красивых платьях и с изумительными прическами!

Тебе нужна красивая мама?

Я всегда считала свою маму красивой, но этим дамам из модного журнала она явно не могла составить конкуренцию. Я хорошо помню, что подумала тогда, что эти «тети на фотографиях» - тоже чьи-то мамы. Повезло же их деткам, что у них такие красивые мамы!

Не знаю наверняка, произнесла ли я что-то подобное вслух (ребенок ведь часто размышляет вслух), или моя мама сама уловила ход моих мыслей, но она, как всегда, напрямую спросила меня: «Тебе надо такую красивую маму?»

Когда я рассматривала фотографии в журнале, я совершенно не представляла кого-то из этих моделей в качестве СВОЕЙ мамы, поэтому мамин вопрос привел меня в замешательство.

Мама, однако, совершенно иначе расценила мое молчание, и предложила мне: «Давай я отведу тебя к этим тетям, может быть, какая-нибудь из них и захочет взять тебя в дочки. Ну а мне придется взять себе другую дочку, которую устраивает такая некрасивая мама, как я!»

Трудно передать, что тогда творилось у меня в душе. Я отбросила этот журнал и старалась никогда больше не рассматривать фотографий, на которых были «красивые тети», чтобы мама на меня не обижалась.

Мои родители – самые лучшие!

Я точно знаю, что именно после этого случая я поняла, что для меня совершенно не важно, что у мамы не самое дорогое платье, что она не делает прическу в салоне, хотя у нее великолепные волосы, что она не хочет отращивать длинные ногти. Все это было абсолютно не важно! Важно было то, что она - МОЯ МАМА!

Я отлично помню свои мысли: какая бы великолепная женщина ни встречалась мне в жизни, будь-то учительница, мама моей подруги или просто случайная знакомая, - все они меркли в моих глазах на фоне моей мамы.

Нет, это вовсе не значит, что я не замечала их ум, доброту, красоту. Я видела все эти качества и ценила их. В моем окружении было и есть немало женщин, которых я люблю, уважаю, некоторых из них я действительно считаю красивыми. Но мама в моем представлении была и остается лучшей женщиной в мире.

Те же самые слова я могу сказать и про своего отца. Я давно уже не девочка, а взрослая и вполне состоявшаяся женщина, но за всю свою жизнь я не встречала такого мужчину, как мой отец. Он для меня всегда был и до сих пор остается идеалом мужчины: справедливым, честным, добрым, сильным, на которого можно всегда и во всем положиться.

Возможно, в моей жизни долгое время не было мужчины именно из-за того, что я пыталась найти такого же, как мой отец. Не нашла! Конечно, я очень люблю и уважаю своего мужа, и никогда не сравниваю его с отцом, но где-то глубоко-глубоко в душе я знаю, почему мне не хочется их сопоставлять.

Такое восприятие родителей у меня было с детства. Естественно, мне и в голову не приходило, что оно может быть другим. Оказывается, может!

Старые истории

Первый раз такое шокирующее открытие я сделала для себя в школе. Моя одноклассница была поздним ребенком. Ее родители были старше, чем родители у других ребят, и Лена этого стеснялась! Она никого не приглашала к себе в гости, когда были дома родители.

Женька очень хорошо выглядит, всегда следит за собою, но для Яны этого оказалось недостаточно. Женькина ситуация поставила меня в тупик. Я не знала, что посоветовать подруге. Я решила спросить совета … у дочери! Она ровесница Яночки.

Детская мудрость

Вечером я специально при дочери стала листать журнал, где было немало фотографий различных красавиц – актрис, певиц, моделей и прочих «звезд шоу-бизнеса». «Посмотри, Катюша, какая красивая тетя на фотографии. Она тебе нравится?» - попробовала я спровоцировать дочку.

Катя мельком взглянула на фотографию и скривила губки: «Ну если с нее всю штукатурку смыть, то, возможно, будет на человека похожа». «А эта?» - спросила я, ткнув в первую попавшуюся фотографию на следующей странице журнала.

Катя посмотрела сначала на фотографию, потом на меня (недоуменно), потом снова на фотографию. И вынесла очередной «вердикт»: «Мама, эта тетя глупа, как пробка! Тебе ли это не видеть? А разве глупый человек бывает красивым? Красивое лицо – это умное лицо!»

«Катя, а как ты считаешь, мама у тебя красивая?» - задала я самый страшный для меня вопрос. «Конечно, мамочка! Ты у меня самая красивая!» - Катюшка забралась ко мне на колени и обняла меня. «И не только красивая, но и самая умная на свете женщина!»- добавила дочурка, немного подумав.

«Кто это тебе сказал такое?» - поинтересовалась я у дочери. «Папа. Он говорит, что ты такая единственная в мире!» «Катя! А папа у нас тоже самый лучший?» - продолжала я провоцировать дочку.

«А как же! Иначе ты бы за него замуж ни за что не вышла!» Это явно была не ее мысль! «А это кто тебе сказал?»- заинтересовалась я, поскольку была уверена, что сама такого дочери не говорила. «Это дедушка мне по секрету сказал, только ты меня не выдавай», - ответила Катюшка, еще сильнее прижавшись ко мне. Моя дочка оказалась в этом вопросе мудрее меня.

Нужен совет…

А вот что посоветовать Женьке в ее ситуации, я так и не решила. Может быть, кто-нибудь сталкивался с такой ситуацией, когда ребенок стесняется возраста матери и сумел найти верное решение?

Чтобы получать лучшие статьи, подпишитесь на страницы Алимеро в