Русский язык. Первый новый год С елкой ты знакомился еще малышом автор

22.10.2023

Русский язык

Контрольные и проверочные работы за I четверть

Предлагаемые контрольные работы по русскому языку (диктанты, проверочное списывание, грамматические задания, работа над предложением и текстом) позволят учителю узнать, насколько прочно, осознанно усвоен учащимися материал по пройденным темам на конец года.

1-й класс*

Цель работы – проверить умения выделять в речи предложения, записывать их графически с учетом количества слов, делить простейшие слова на слоги (учитывая их слоговую структуру) и составлять слова из слогов.

1. Графический диктант.

У нас живут котята. Они малы и милы. Котята любят играть.

У речки стоял густой лес. Там ели. Соня нашла много маслят. Хороши были грибы.

Вот елка. У елки норка. Там живет ежик.

2. Раздели слова на слоги.

Нина, Никита, Слава, Иван
капли, сосны, сок, липа
козлик, трава, ветка

а) Выпиши буквы, которые могут обозначать мягкость согласного звука.

и ы о э ё е у ю

б) Собери слова из данных слогов.

ре ту ка ут пи мал ро ла

Запиши, подчеркни гласные буквы.

в) Из данных слогов составь и запиши по два слова.

но ра ро сы

4. К данным словам подбери слог так, чтобы получилось новое слово.

Розы за, ли, ле, ка, мо
пол... ра, ну, ка, ты, си

Запиши новые слова.

5. Какие слова ты научился писать письменно? Запиши 2–3 слова.

2-й класс

ДИКТАНТЫ

Цель работы – проверить у учащихся сформированность умений и навыков, связанных с написанием гласных после шипящих, сочетаний чк , чн , с записью слов с мягким знаком на конце и середине слова, с написанием большой буквы в названиях населенных пунктов, рек.

Объем работы: 25–35 слов.

ПОМОГ ПТИЧКЕ

В гнезде у ласточки жили птенчики. Один птенчик упал на землю. Мать кружилась и пи щала. Петя по днял птенца и по садил в гне здо. Живи долго!

МОЯ ДЕРЕВНЯ

Я живу в деревне Ве селки. Рядом лес и река Ворона. В лесу под кустами бегают ежи. На речке тихо шумят камыши. На краю леса рыбаки устрои ли шалаши. Они по ймали большую щуку. Хороша буде т уха!

Жил у Ольги кот. Звали его Мурзик. Был он жирный, хвост пушистый. Кот умел хорошо ло вить мышей. Чуть зашуршит в углу мышка – Мурзик уже там. Чуе т он добычу.

Примечание . Предупредить о постановке запятой и тире.

Воробей Чик прыгал у крыльца. Раньше тут была вода. Утром тонкие льдинки покрыли лужи и ручейки. Малыши про бе жали по луже. Льдинки лопнули. Можно пить воду.

ПРОВЕРОЧНОЕ СПИСЫВАНИЕ

МОРСКИЕ ЖИВОТНЫЕ

Ты виде л на картинке мо рских животных? Вот моржи. Вместо лап у них широкие ласты. Они не похожи на лесных зверей.
На дне моря живут большие улитки, мо рские звезды и мо рские ежи.

Летом Хрюша и Каркуша часто были у Степашки в деревне. Рядом с ней находится город Зве ни город и деревня Ложки. Домик Степашки стоит у самого леса. Рядом река Белая и пруд Озерки. Степашка угощает друзей душистым чаем.

1. Изложение.

БАРСУЧО НОК

В дом при несли маленького барсучо нка. Его назвали Киса. По до ше л тихо кот Барсик. Он о бнюхал барсука. При бе жал пес Джек. Звери по дружились, ели из одной чашки. Я часто брал их гулять в лес.
Наступила осень. Барсук про пал. Он залез в нору и спал там до весны.

Подготовить письменно ответы на вопросы:

1. Кого при не сли в дом?
2. Как назвали барсука?
3. С кем он подружился?
4. Куда часто все хо дили гулять?
5. Где провел зиму барсук?

Обратить внимание детей на подчеркнутые «опасные» места.

2. Приготовься писать по памяти.

Про мчался по лесу дождь. Про мокла земля. Листья покрылись шариками капель. Выгнала вода из листвы маленького зверька. Вот из-за тучки и солнышко вышло . Зве рек выско чил на по лянку. Теплые лучи его со грели.

Выдели «опасные» места.

3. Допиши предложения.

Улетели... и... . В саду пусто и голо. Тишина. Дома играют... . У Миши – ... . Он рисует ежика... . Алеша читает... . На коврике у печки спит... .

3-й класс

ДИКТАНТЫ

Цель работы – проверить умение выделять в тексте предложения (повествовательные, вопросительные, восклицательные, побудительные); проследить закрепление ранее пройденных тем.

Объем диктанта: 35–45 слов.

Почему крапива жжет? Стебель и листья крапивы покрыты тонкими ворсинками. Их кончики очень острые. Они попадают под кожу и ломаются . Под кожу попадает кислота. Она вызывает зуд и боль.
Не спе ши ругать крапиву. Так и о пчеле можно судить по жалу. А пчела дает нам мед.

Последние осенние дни. Скучно. Раскисли дороги. Озеро застыло в ожидании новых крепких морозов. Ночью часто дуют сильные ветры. В такую погоду я с сестрой бываю дома. Мы рисуем. А ты любишь рисовать? Пусть каждый рисунок радуе т твой глаз!

Луговые опята высыпали на лесной поляне. Глаза разбе гались. Же лтые колечки быстро наполнили корзину. Маленькие грибки мы оставляли. Пусть растут, всех радуют.
Скоро мы зашли в густую чащу. В глазах у сестры был ужас.
Наша собака Чики услышала голо с папы. Мы были спасены. Пора идти домой.

Огромный муравейник под старой елью кипел жизнью. Мы с папой стояли рядом и наблюдали за муравьиными ручейками. Все они текли к кучке из веток и хвои. Рыжие работники несли травинки и сухие цветы. Они тащили все это на один из этажей своего жилища.
Дружно живут муравьи!

ПРОВЕРОЧНОЕ СПИСЫВАНИЕ

Вы знаете, где живут пингвины?
Около Антарктиды есть маленький островок. Его покрывают высокие скалы и огромные льды. И вокруг острова плавают льдины. Всюду крутые берега, только один остров пологий. Здесь любят бывать пингвины. Это пингвиний пляж. На пляж бегут импе раторские пингвины.

Примечание: подчеркнуть «опасные» места.

РАБОТА НАД ПРЕДЛОЖЕНИЕМ, ТЕКСТОМ

1. Записать текст по памяти.

Глаза распахните!
Смо трите!
Растущая дико
Цве тет земляника.
Не рвите!
И любку не рвите,
Но чную фиалку.
Не делайте палку
На случай
Из маленькой елки ко лючей.

(Л. Николаенко )

2. Продолжи текст, используя данные слова и выражения.

Мы сидели на берегу реки. Клеве р сло жил листочки. Ласточки стали летать над самой водой. Мы посмотрели на небо, обла ка и поспе шили домой...

– Оглушительный гром;
– косые струи дождя;
– река закипела, забулькала;
– искать укрытие;
– постепенно стих;
– влажная земля;
– свежий, пахучий воздух.

Подумай, какой заголовок точнее подходит к тексту, который ты составишь:

    ПЕРЕД ГРОЗОЙ

Озаглавь текст и запиши.

3. Подготовь после чтения текста ответы на вопросы.

После чаю я уходил на охоту... Моя охота была и тогда и теперь – в находках. Нужно было найти в природе такое, чего я еще не видел и, может быть, с этим не встречался в своей жизни.

(М. Пришвин )

Вопросы

Ночью по лесу пробежал дождь. Солнышко поднималось над деревьями. Лес засветился яркими огнями. Каждая травинка блестела на солнце. Огромные листья медленно падали с кленов. Какая красота вокруг! В воздухе повисли прозрачные паутинки. На каждой паутинке сияли крошечные жемчужины.

(По В. Бианки )

Задание : подчеркнуть «опасные» места.

4-й класс

ДИКТАНТЫ

Цель работы – проверить, как учащиеся усвоили темы «Однородные члены предложения», «Безударные окончания существительных I склонения».

Объем текста: 60–65 слов.

ЧУДЕСНАЯ ПОРА ОСЕНИ

Летели и летели осенние листья. Ветер подхватил их и погнал к речке. По зеркальной воде поплыли золотые монетки. На краю деревни заиграл рожок. Это пастух соби рал стадо.
Я выхожу из дома, беру весла и иду к речке. Восток светлеет, розовеет. Удивительная тишь кругом. Река словно похорошела, выпрямилась. Под первыми лучами солнца засверкали, заискрились капельки воды. Стояла чудесная пора осени.

Меня встретил холодный сухой лес. Я потянулся к опушкам, к просторным голубым небесам. В корзине лежали корешки, яркая рубиновая гроздь калины.
Я переходил от тропинки к тропинке и насторожился. Около одной из тропинок пробился маленький крепкий боровичок. Рядом сидел увесистый боровик. Вот удача!
Послышался шум. Это был зверек с полосками на спине. По дороге домой я оставлял то грибок, то кусочки хлеба.
Зверькам при годится !

(По В. Коржикову )

Бабуля каждый день водила меня в лес. Там мы собирали лекарственные травы, ягоды, грибы и орехи. Раз мы вышли на большую поляну и сели отдохнуть. Я зашел за деревья. Из чащи показалась серая собака. Мне хотелось подбежать к собаке и погладить ее. Собака изогнулась, посмотрела на меня зеленым взглядом холодных глаз. Я свистнул. Она дико бросилась в кусты. Это оказался волк. Хорошо, что летом волки смирны.

(По А.М. Горькому )

Летом я отдыхал в деревне Озерки. Она раскинулась на берегу Днепра. Я любил лежать на мягком песке и смотреть на волны.
Раз старший брат Иван взял меня на рыбалку. Чуть свет мы подъехали к реке. На берегу горели костры. Съезжались рыбаки. Мы разложили вещи, поставили палатки. Все ждали рассвета. Тишина. Ночь стояла теплая. Я проверил удочки, наживку. Должен быть хороший улов.

ПРОВЕРОЧНОЕ СПИСЫВАНИЕ

С елкой ты знакомился еще малышом. Запах ее хвои был запахом праздника. Под Новый год ее принесли в ваш дом. Но ты не расстался с ней и в школьные годы. Она была с тобой когда ты читал книжки писал в тетрадке слушал на школьном утреннике скрипку или рояль. Без елки не обойтись при изготовлении бумаги музыкальных инструментов. Это поющее дерево, ее слоистая древесина способна усилить звук.

(Из книги «Круглый год» )

Задание:

ЧТОБЫ КРЕПКО СТОЯТЬ

Стоял теплый осенний день.
Нашел я в канаве дубочек. Это был маленький кривой прутик с двумя листочками. Его могли затоптать прохожие или коза Матрена съела бы. Я решил пересадить дубок и взял лопату. Много земли откопал. А корень в глубине сидит не показывается. Устал, лопата сделалась тяжелой. Конца корня не видать. Где же он.
Зачем такому махонькому дубочку такой длинный корень.
Чтобы стоять крепко!

(По Э. Шиму )

Задание: поставить пропущенные знаки препинания.

РАБОТА НАД ПРЕДЛОЖЕНИЕМ, ТЕКСТОМ

1. Изложение.

РЫБКИ В КЛЕТКЕ

Однажды я заметил на дне реки железную клетку. В клетке были рыбки. Я схватил клетку и выдернул из воды.
Кто их запер и зачем опустил на дно? Ершей я вынул и выпустил в воду, а клетку забрал в деревню. В деревне оказался хозяин. Это он потерял ее в прошлом году. Наловил ершей, посадил в клетку, привязал за бечевку и спустил за борт лодки. Перетерлась бечевка, и садок с рыбками утонул.
Так и просидели ерши в клетке под водой целый год. Вот чудеса!

(По Н. Сладкову )

Слова для справок:

    I часть: замети л.

    II часть: запе р, бе че вка.

2. Изложение.

СПАСЕНИЕ РЫБАКОВ

Рыболовное судно застиг жестокий шторм. Четыре дня носилось оно в бушующем море без пищи и воды. Машины заглохли.
Военному кораблю было приказано разыскать судно и оказать помощь. Огромные волны бросали корабль из стороны в сторону. Трудно было в такую погоду обнаружить рыболовное судно. Однако корабль разыскал их.
В течение семи часов он пытался взять на буксир судно. Наступала ночь. Шторм усиливался. Шли долгие часы. Моряки корабля боролись со стихией. Наконец все рыбаки были спасены.

3. Вспомни, какие ты знаешь предложения по цели высказывания.

Запиши их (записать предложения с соответствующими знаками препинания).

Спиши. Местоимения, данные в скобках, употреби в нужной форме.

1) Приплыла к (он) рыбка, спросила:

«Чего тебе надобно, старче?»

2) Пошёл он ко своей землянке,

А землянки нет уж и следа;

Перед (он) изба со светёлкой…

3) Перед (она) усердные слуги;

Она бьёт их, за чупрун таскает.

4) На (он) прикрикнула старуха,

На конюшню служить его послала.

5) «Как ты смеешь, мужик, спорить со (я),

Со (я), дворянкой столбовою?»..

Спиши предложения, вставляя недостающее местоимение в нужной форме.

1) Я-. Концерт пианиста … понравился. Его игра произвела на … прекрасное впечатление.

2) Ты-. Я вчера весь вечер звонил … , но у … постоянно было занято.

3) Он-. Я учусь с Володей с первого класса. Я очень хорошо знаю … и давно дружу с … .

4) У меня есть младшая сестра. Вечером я хожу за … в детский сад.

Спиши. Подчеркни глаголы в неопределённой форме.

Букет цветов.

Жизнь цветка в букете коротка. Как продлить цветам жизнь? Рекомендуется удалять листья с нижней части стебля. У роз необходимо срезать и шипы. Конец стебля цветка надо подрезать в воде. Воду для цветов желательно брать комнатной температуры. Можно добавить в неё соль или сахар.

Спиши. Подчеркни личные окончания глаголов.

Дятел-хлебосол.

Почему синицы любят дятла? Зимой дятел не только себя кормит, но и синицам помогает. Сунет клюв в сухую лесину и достанет себе пищу. Куски сухой коры щедро роняет на землю. А в них синицы ищут и находят заснувших жучков.


Спиши, вставляя пропущенные окончания.

Морская выдра обычно плава. т вдоль берега. В поисках пищи она ныря. т под воду. Вынырн. т из воды, ляж. т на спину, а в лапах у неё морской ёж или краб. Иногда она принос. т со дна раковину моллюска и камень. Выдра кладёт камень на грудь, крепко сжима. т моллюска и ударя. т раковиной о камень. Колот. т раковину до тех пор, пока она не тресн. т.

Спиши пословицы, вставляя пропущенные буквы в окончаниях.

Кто вперёд смотр. т, тот далеко вид. т. 2) За двумя зайцами погон. шься, ни одного не пойма. шь.3) Воду в решете не удерж. шь.4) Конь вырв. тся - догонишь, а

Слова сказанного не ворот. шь. 5) Не посмотр. шь - не увид. шь, не расспрос. шь, не найдешь.

_____________________________________________________________________________

1. Подчеркни разделительный твёрдый знак одной чертой, разделительный мягкий знак – двумя чертами. Выдели в словах приставки.

Под. ёмный кран, лист. я осины, об. яснить ученику, скам. я под берёзой. С. ёмка фильма, снежная в. юга, с. едобные грибы, медвеж. я квартира, варен. е из ягод.

2. Подчеркни орфограммы, определи падеж у имён существительных.

Поздравить учительницу заплатил за квартиру

Спеша на работу позвонил товарищу

Помогал отцу встречал учителя

Написал о Москве принесли из магазина

Пожалел сороку полетел в ракете

Забивал молотком выходил из трамвая

_____________________________________________________________________________

К б(и, я,е)рёз(и, е), (для) мыш(е, и,ы), (о)гир(е, и), (без)двер(и, е), (по)пустош(е, и,ы), (о)лебед(е, и), (ради) ж(и, ы)зн(е, и), (по)улиц(е, и), (от)скук(и, е), (на)полк(е, и), (к)площад(е, и), (на) мачт(е, и).

Определите падеж прилагательного единственного числа .

В дремучем лесу, около низкой сосны, под дубовую скамью, перед большим домом, за старым дубом, к чистому роднику, по извилистой тропе, из-за кирпичной стены, на железной крыше, в сильную метель, в маленьком селе, по пшеничному полю, навстречу любимой маме, с лучшей подругой, при долгом прощании, над еловым лесом, около синего моря, через глубокий овраг, от верного друга, перед сытным обедом.

(Из) туч(ь), пляж(ь), мыш(ь), тиш(ь), лаваш(ь), (нет)афиш(ь), сторож(ь), суш(ь), теч(ь), (для)груш(ь), кулич(ь), чертёж(ь), помощ(ь), трубач(ь), туш(ь),

Из-под крыш(ь), вокруг пастбищ(ь), персонаж(ь).

Определи время, число, и, где это возможно, лицо и род глаголов.

Бежит, спешил, искать, свищет, пасти, выходите, перевести, мешаем, играешь, толочь, рисую, читает, писала, отвечают, гонят, выполняете, потрясти, вынес, оторвало, беру.

Сосул(ь)кА, мелоч(ь), п(а, о)д(ъ, ь)хо(т, д), т(е, и,я)гач(ь), дочер(ь, ъ)ю, (не)у(ь, ъ)знал, полн(а, о)ч(ь), (не)с(ь, ъ)мо(к, г), (а, о)б(ь, ъ)ём, с(ь, ъ)(е, и,я)звит(ь), с(е, и,я)ло.

Определи склонение имён существительных в именительном падеже единственного числа.

Енот, груша, тыква, корабль, мочалка, мышь, золото, квас, роща, кровать, белка, груз, круг, баран, тишь, мелочь, арка, баркас, кость, доярка.


Морей, не, зелёный, бежать, зелёнка, и, стоял, синий, зеленеть, а, по, в, рыбачить, большому, рыбе, великан , направо, о, рыбак, вперёд.

____________________________________________________________________________

Береза у дороги.

За крайн… избой дальн… деревушки виднелась желт… поле придорожн… канава заросла травой на просторн… равнине у дороги стояла бел… береза осень убрала деревья в желт… убор береза стояла счастлив…

Наступила зима в зимние ночи ветер трепал ветви березы снег засыпал поля леса жилища людей все замерло.

Но вот от весен дождя начали дымиться крыши изб снежн… поле заблестело на ярк… солнце потекли заговорили ручьи зазеленела береза.

Пришло лето в шелков… листве березы беззаботно зашумел ветер гибкие ветви склонились до перв… зелен… травы.

1. Разделить текст на предложения.

2. Списать текст.

3. Найти однородные члены предложения.

4. Выделить окончания прилагательных.

6. Разобрать по составу слова: придорожная, зимние, просторной

_____________________________________________________________________________

Задание: поставить пропущенные знаки препинания.

С елкой ты знакомился еще малышом. Запах ее хвои был запахом праздника. Под Новый год ее принесли в ваш дом. Но ты не расстался с ней и в школьные годы. Она была с тобой когда ты читал книжки писал в тетрадке слушал на школьном утреннике скрипку или рояль. Без елки не обойтись при изготовлении бумаги музыкальных инструментов. Это поющее дерево, ее слоистая древесина способна усилить звук.

(Из книги «Круглый год»)

Дич(ь), п(е, и,я)н(ь)ки, кр(о, а)ва(т, д)кА, усач(ь), у(ъ, ь)ехал, (не)р(а, о)ботает, с(ъ, ь)ёж(ы, и)лис(ь), доч(ь), в(ъ, ь)юга, здоров(ъ, ь)е, с(ъ, ь)ест(ь), теч(ь), (п, П)ари(ш, ж)(ь), п(а, о)ехал, (о, а)б(ь, ъ)ятия, меч(ь), несч(я, а)ст(ъ, ь)е.

1. Запиши слово, в котором правильно выделен корень.

2. Спиши пары слов. Отметь в словах правого столбика ту часть, при помощи которой они образовались.

бежал – забежал
плыл – переплыл
мыл – промыл
колол – наколол

3. От данных глаголов образуй глаголы со значением приближения и удаления. Отметь приставки.

ползает –
летает –
плывёт –

Выбери и запиши слова с приставкой за- .

запад, зашуметь, забава, забег

5. Запиши номер слова, которое правильно разобрано по составу.

6 (дополнительное). Напиши одним словом название предмета, который "сам летает", "сам катит", сам варит". Отметь в словах корни, подчеркни соединительную гласную.

1. Разбери слова по составу.

кустики, жёлтые, травинка

2.

развязать –
вбежать –
закрыть –

3. Объясни, что означают слова лесок , школьник

4.

Посуда, в которой хранят масло, –
Самое тёплое время года –

5.

Погода
... груша
... книга

6 (дополнительное).

название (собаки, города, ребёнка) –
игрушка (еловая, елочная) –
выстрел (пушечный, пушистый, пушной) –

__________________________________________________________________

1. Разбери слова по составу.

небольшой, грустные, хитрец

2. Подбери слова с приставками, которые придают слову противоположное значение. Запиши пары слов.

внести –
развернуть –
въехать –

3. Объясни, что означают слова барабанщик , цветник . При объяснении используй их однокоренные слова.

4. Запиши слово по его толкованию.

Большое водное пространство с солёной водой –
Здание, где хранят и показывают посетителям редкие картины и вещи, –

5. Подбери и запиши подходящие по смыслу слова, которые называют признаки предметов.

Тучка
... цветок
... дождь

6 (дополнительное). Подбери подходящие по смыслу слова. Запиши сочетания слов.

роща (осиная, осиновая) –
человек (душный, душистый, душевный) –
животноводческая (ферма, форма, фирма) –

Русский язык Предлагаемые контрольные работы по русскому языку (диктанты, проверочное списывание, грамматические задания, работа над предложением и текстом) позволят учителю узнать, насколько прочно, осознанно усвоен учащимися материал по пройденным темам на конец года. 4-й класс ДИКТАНТЫ Цель работы – проверить, как учащиеся усвоили темы «Однородные члены предложения», «Безударные окончания существительных I склонения». Объем текста: 60–65 слов. ЧУДЕСНАЯ ПОРА ОСЕНИ Летели и летели осенние листья. Ветер подхватил их и погнал к речке. По зеркальной воде поплыли золотые монетки. На краю деревни заиграл рожок. Это пастух собирал стадо. Я выхожу из дома, беру весла и иду к речке. Восток светлеет, розовеет. Удивительная тишь кругом. Река словно похорошела, выпрямилась. Под первыми лучами солнца засверкали, заискрились капельки воды. Стояла чудесная пора осени. УДАЧА Меня встретил холодный сухой лес. Я потянулся к опушкам, к просторным голубым небесам. В корзине лежали корешки, яркая рубиновая гроздь калины. Я переходил от тропинки к тропинке и насторожился. Около одной из тропинок пробился маленький крепкий боровичок. Рядом сидел увесистый боровик. Вот удача! Послышался шум. Это был зверек с полосками на спине. По дороге домой я оставлял то грибок, то кусочки хлеба. Зверькам пригодится! (По В. Коржикову) ВСТРЕЧА Бабуля каждый день водила меня в лес. Там мы собирали лекарственные травы, ягоды, грибы и орехи. Раз мы вышли на большую поляну и сели отдохнуть. Я зашел за деревья. Из чащи показалась серая собака. Мне хотелось подбежать к собаке и погладить ее. Собака изогнулась, посмотрела на меня зеленым взглядом холодных глаз. Я свистнул. Она дико бросилась в кусты. Это оказался волк. Хорошо, что летом волки смирны. (По А.М. Горькому) РЫБАЛКА Летом я отдыхал в деревне Озерки. Она раскинулась на берегу Днепра. Я любил лежать на мягком песке и смотреть на волны. Раз старший брат Иван взял меня на рыбалку. Чуть свет мы подъехали к реке. На берегу горели костры. Съезжались рыбаки. Мы разложили вещи, поставили палатки. Все ждали рассвета. Тишина. Ночь стояла теплая. Я проверил удочки, наживку. Должен быть хороший улов. ПРОВЕРОЧНОЕ СПИСЫВАНИЕ ЕЛКА С елкой ты знакомился еще малышом. Запах ее хвои был запахом праздника. Под Новый год ее принесли в ваш дом. Но ты не расстался с ней и в школьные годы. Она была с тобой когда ты читал книжки писал в тетрадке слушал на школьном утреннике скрипку или рояль. Без елки не обойтись при изготовлении бумаги музыкальных инструментов. Это поющее дерево, ее слоистая древесина способна усилить звук. (Из книги «Круглый год») Задание: поставить пропущенные знаки препинания. ЧТОБЫ КРЕПКО СТОЯТЬ Стоял теплый осенний день. Нашел я в канаве дубочек. Это был маленький кривой прутик с двумя листочками. Его могли затоптать прохожие или коза Матрена съела бы. Я решил пересадить дубок и взял лопату. Много земли откопал. А корень в глубине сидит не показывается. Устал, лопата сделалась тяжелой. Конца корня не видать. Где же он. Зачем такому махонькому дубочку такой длинный корень. Чтобы стоять крепко! (По Э. Шиму) Задание: поставить пропущенные знаки препинания. РАБОТА НАД ПРЕДЛОЖЕНИЕМ, ТЕКСТОМ 1. Изложение. РЫБКИ В КЛЕТКЕ Однажды я заметил на дне реки железную клетку. В клетке были рыбки. Я схватил клетку и выдернул из воды. Кто их запер и зачем опустил на дно? Ершей я вынул и выпустил в воду, а клетку забрал в деревню. В деревне оказался хозяин. Это он потерял ее в прошлом году. Наловил ершей, посадил в клетку, привязал за бечевку и спустил за борт лодки. Перетерлась бечевка, и садок с рыбками утонул. Так и просидели ерши в клетке под водой целый год. Вот чудеса! (По Н. Сладкову) Слова для справок: I часть: заметил. II часть: запер, бечевка. 2. Изложение. СПАСЕНИЕ РЫБАКОВ Рыболовное судно застиг жестокий шторм. Четыре дня носилось оно в бушующем море без пищи и воды. Машины заглохли. Военному кораблю было приказано разыскать судно и оказать помощь. Огромные волны бросали корабль из стороны в сторону. Трудно было в такую погоду обнаружить рыболовное судно. Однако корабль разыскал их. В течение семи часов он пытался взять на буксир судно. Наступала ночь. Шторм усиливался. Шли долгие часы. Моряки корабля боролись со стихией. Наконец все рыбаки были спасены. 3. Вспомни, какие ты знаешь предложения по цели высказывания. Запиши их (записать предложения с соответствующими знаками препинания).

Елена Денисенко
Сценарий новогоднего праздника для детей средней группы «Новогодние приключения»

Сценарий новогоднего праздника для детей средней группы "Новогодние приключения".

Дети входят в зал под музыку и выстраиваются полукругом перед ёлкой.

Ведущий : В зал мы вошли и увидели все – Что за гостья к нам пришла?

Так нарядна и стройна, Вся в игрушках, вся в иголках.

Это, праздничная ….

Дети : Елка!

Ведущий: Красивая, душистая, высокая, пушистая.

И ствол в смолистых капельках, иголки синеватые…

Пришла, сегодня ёлочка знакомится с ребятами.

Вокруг елки обойдите, все игрушки рассмотрите.

(Звучит, музыка дети рассматривают игрушки)

Ведущий : Наша ёлочка – красавица! Всем ребятам она нравится.

Праздник наш, друзья, начнем, песню елочке споем!

Ведущий : Возле ёлки ожидают нас сегодня чудеса!

Тихо музыка звучит, первый гость сюда спешит!.

(звучит музыка, входит Снегурочка)

Снегурочка : Не страшны зимы угрозы, Внучки Дедушки Мороза.

Я метели не боюсь, Я Снегурочкой зовусь!

Здравствуйте, мои друзья всех вас рада видеть я.

И зайчат, и медвежат, и лисичек, и бельчат!

Пусть сопровождает всех, Веселье радость и успех!

Я смотрю на вашу ёлку, как хороша она, красива.

Снежок пушистый на иголках, блестят игрушки – просто диво!

Я во всех садах бывала, лучше ёлки не видала!

Ведущий : Ёлочка красавица всем ребятам нравится!

(дети рассказывают стихи)

Матвей : Елка сегодня в гостях у ребят

Очень красивый у ёлки наряд!

Много, на ёлочка разных игрушек,

Шариков ярких, бумажных хлопушек!

Максим Зеленая пушистая,

В шубейке снеговой.

Пришла на праздник елочка

Морозною зимой.

Гриша: Снежинки серебристые

На веточках блестят,

И льдинки, как бубенчики

Тихонечко звенят!

Снегурочка : Чтобы было веселее, к нам спешат лесные звери.

Сейчас они придут сюда. Встретим их, ребята?

Дети : Да!

Ведущий : Очень громко снег хрустит, кто-то к ёлочки спешит!

(звучит быстрая музыка, в зал вбегает Заяц)

Заяц : Я – веселый зайка, зайка – попрыгайка. К вам пришёл сюда не зря…

Здравствуйте, мои друзья!

В детский сад я пробирался, по полям и по лесам, и на елку чудо – елку,

Посмотреть хочу я сам!

(Заяц обходит вокруг елки, рассматривая игрушки)

Заяц : Ваша елка так красива, а игрушек – не сочтешь!

И нарядная на диво, лучше елки не найдешь!

Снегурочка : С нами, зайка, оставайся, веселись и развлекайся.

Ведь сегодня – Новый год, все танцует и поет!

Заяц : Я б остался хоть сейчас, только нет ли среди вас

Волка серого, зубастого?

Снегурочка: Ты зайчишка, успокойся, никого у нас не бойся.

Посмотри, как хороши ребятишки – малыши!

С нами в круг становись, поскорее улыбнись.

Мы на праздники на нашем возле ёлочки попляшем!

(Исполняется песня или танец)

Ведущий: Ребятишки, тише, тише…

Кажется, я что-то слышу. (всматривается в даль)

К нам сюда крадется ловко, Зверь лесной в серой шубке, и очень злой.

Заяц : Ой! Да это же волк!

Спрячусь я за ёлочку, зелёную иголочку!

(Звучит, музыка заяц прячется, в зал вбегает Волк)

Волк : Здравствуйте, ребятишки, девчонки и мальчишки!

Я – волк, зубами щелк, встану к ёлочки поближе.

Я проведать вас решил, собирался, так старался, так спешил!

Наконец-то я у вас! И, наверно, мне, вы, ребята, рады все!

Снегурочка : Конечно, рады, волк!

Волк: Зайцем пахнет…

Вот раз, значит, заяц среди вас.

Только где же он, друзья? (Ходит вокруг детей обнюхивает)

Зайка скрылся от меня. Я у елки посижу притворюсь как будто сплю!

(звучит, спокойная музыка, волк засыпает. Из-за елки осторожно выходит

Заяц, заглядывает на Волка, то с одной то с другой стороны. Муз. стихает)

Заяц : Что я вижу? Тут волк! Вот так чудо чудеса…

Эй ты волк, молчит… не ужели крепко спит?

(начинает хвастаться)

Говорят что зайки – трусы и зазнайки.

Вы не верьте я не трус. Никого я не боюсь!

Самый храбрый я в лесу, эй, волк, глаза открой, я зову тебя на бой!

Волк : А-а-а, попался, хвастунишка!

Ты как раз – то мне и нужен!

Быстро съем тебя на ужин!

Заяц : Зря, серый, не пугай. Ты сперва меня поймай!

(звучит быстрая музыка Волк гонится за Зайцем, дети топают ногами, мешая волку)

Волк : Ух, устал, не могу. Лучше сяду, отдохну.

Заяц : Ну а я всех ребятишек приглашаю поиграть!

Что ж, детишки, выбегайте, на полянке погуляйте.

(игра «Догони нас волк»)

Волк : Что такое? Я опять не сумел вас догнать!

Ну и ловкий же народ в этом садике живет!

Снегурочка : В праздник ссорится нельзя, помиритесь-ка, друзья!

Ведь сегодня весь народ отмечает Новый год!

Заяц, Волк: Будем, будем мы дружить, будем, будем мирно жить.

(жмут руки друг другу)

Ведущий : Посмотрите, как нарядно наша ёлочка – краса!

И, конечно, нас сегодня ожидают чудеса!

Заяц : А сейчас, озорники, почитайте-ка стихи!

Про нашу гостью ёлочку, чудесную иголочку!

Настя : Навестила елка детский сад сегодня!

И проводит с нами праздник новогодний!

Алина В нашем зале, шум и смех, не смолкает пение.

Наша ёлка лучше всех, в этом нет сомнения!

Алина Ах, какая ёлочка, ёлочка – красавица!

Нам она сегодня очень – очень нравится!

Хороша, зелена ёлочка нарядная.

Стройная, высокая, пушистая и ладная!

Надя : Дед Мороз придет сегодня.

К нам на праздник новогодний.

Будет с нами петь, плясать,

Всем подарки раздавать!

Волк : Это что же за Мороз?

Отвечайте на вопрос!

Заяц : Это Дедушка смешной, с длинной белой бородой!

Он много разных шуток знает, и с ребятами играет!

Ведущий : Нужно дедушку позвать с нами новый год встречать!

Снегурочка : Хоровод мы заведём, громко песенку споем.

Дед Мороз её услышит и скорее нас отыщет!

(исполняется песня)

Ведущий : Песню спели мы на диво, очень громко и красиво!

Волк : Только Дед Мороз пропал, к нам на ёлку не попал!

Заяц : Ничего, не вешай нос! Крикнем: «Дедушка Мороз»!

(звучит музыка, в зал на 3-х колесном

велосипеде, въезжает Гном)

Снегурочка : Ребята разве это Дед Мороз? (Ответы детей)

Гном : Верно, верно, Гномик я! Здравствуйте, мои друзья!

Заяц : (Осматривая гномика)

Да уж! Ты не Дед Мороз, у тебя не красный нос…

Да и борода другая, абсолютна не седая.

Гномик, как ты к нам попал?

Гном : Вы же сами, меня позвали!

Я позову побежал, к детям в детский сад попал!

Волк : Гном ты забавный и смешной!

Гном : Верно, верно! Я такой!

Снегурочка : Хочешь, с нами ты играть, песни петь и танцевать?

Гном : Конечно! ведь сегодня новый год!

(Игра с гномом «снежки»)

Заяц : Играешь гномик хорошо, а чем еще ты можешь удивить?

Гном : Есть еще одна игра для вас. Я начну, а вы продолжайте

Хором дружно отвечайте (Кричалка про Дед Мороза)

Гном: С вами весело друзья, убедился в этом я.

Только жаль пришла пора, расставаться, детвора.

Нужно мне домой бежать, буду ёлку наряжать!

До свидания!

Ведущий : Гном, счастливого пути!

Снегурочка : Чаще в гости приходи!

(звучит,музыка «Бешеный лягушонок», гном садится на свой

велосипед объезжает вокруг елки, дети прощаются с ним)

Ведущий : Вместо Дедушки Мороза, к нам забавный гном попал.

С нами вместе веселился, звонко песни распевал!

Снегурочка : Ох! Обидно мне до слез! Где же мой Дедушка Мороз?

Ведущий, Заяц, Волк : А давайте еще раз позовем его сейчас!

Снегурочка : Ладно! Крикнем веселей: «Дед Мороз! Иди скорей»!

(Дети повторяют слова, звучит, музыка слышится голос Д. М)

Дед Мороз : Ау! Ау! Иду! Иду - у! (входит в зал)

С Новым годом, вас друзья с праздником богатым

Счастья, радости желает, Дед Мороз ребятам.

Вижу я, вы все собрались в новогодний, светлый час!

Целый год мы не встречались я соскучился без вас!

Здравствуйте, мои хорошие!

Дети : Здравствуй, Дедушка Мороз!

Дед Мороз : Ай - да, ёлочка – душа! Как пушиста – хороша!

Чтоб на елки загорелись разноцветные огни, чтобы елка

Краше стала скажем: «Елочка свети!»

А ну – ка, все вместе, громче!

(Дети повторят волшебные слова, на елки вспыхивают огни)

Дед Мороз : Мы не зря старались с вами, елка вспыхнула огнями.

Дед Мороз вас всех зовет, в новогодний хоровод!

(исполняется песня)

Дед Мороз : Ай да песня! Как чудесна! Только вот, что интересно…

Как из круга выйду я?

Заяц : Мы не выпустим тебя!

Дед Мороз : Как это, не выпустите? А я тут проскочу!

(направляется к детям, те берутся за руки, не выпуская Деда Мороза)

Ну тогда здесь выпрыгну!

(подбегает к другим детям, но и там ничего не получается)

Что такое? Вот так раз! Заморожу всех сейчас!

Снегурочка : Детвора, не зевай, поскорее убегай!

(игра «Заморожу»)

Дед Мороз : Никого я не догнал, никого я не поймал!

Ведущий : Нам морозы – не беда! Не страшны нам холода

Кто поет и бойко пляшет…

Дети : Не замерзнет никогда!

(исполняется «Пляска с Дедом Морозом»)

Дед Мороз : Вот спасибо, вам, друзья, позабавили меня!

Снегурочка : А сейчас, детвора, почитать стихи пора!

Женя : К нам под Новый год стучится старый Дедушка Мороз.

Он снежинками искрится, он сосульками оброс!

Ваня : У него румянец яркий, борода как белый мех!

Интересные подарки приготовил он для всех!

Елисей : Добрый Дедушка Мороз, к нам пришел на вечер.

С нами песни он поет, пляшет в нашем зале.

Мы о встрече такой, целый год мечтали!

Полина : Наша елка нарядилась! Даже кошка удивилась.

Как сверкают огоньки, будто в печке угольки.

А игрушки, а игрушки все подвешены за ушки.

Мы встречаем Новый год, он нам радость принесет!

Дима : Собрались мы все сегодня, встали дружно в хоровод.

Много радости приносит всем ребятам Новый год!

Вероника : Дед Мороз стучит у входа, отрясая с шапки снег.

С Новым годом! С Новым годом! Сколько радости у всех!

Лиза : Добрый Дедушка Мороз к нам пришел на вечер.

До чего же рады все Новогодней встрече!

Сергей : Дед Мороз встречает с нами Новый год,

Водит возле елочки дружный хоровод!

Милена : Наша елка - просто диво, так нарядна, и красива,

Вся в гирляндах, фонарях, в позолоте и огнях!

Дарина : Что такое Новый год? Это всё наоборот:

Ёлки в комнате растут, белки шишки не грызут,

Зайцы рядом с волком на колючей ёлке.

Дождик тоже не простой, в Новый год он золотой!

Максим : Здравствуй, ёлочка лесная, серебристая, густая.

Ты под солнышком росла и на праздник к нам пришла!

Рита : Дед Мороз, Дед Мороз деткам ёлочку принёс,

А ней фонарики, золотые шарики!

Руслан : Наша ёлка велика, наша ёлка высока,

Выше мамы, выше папы, достаёт до потолка!

Дед Мороз : А сейчас все вместе встанем поскорее в хоровод.

Посмотрю я, кто же лучше песню звонкую споёт.

(исполняется песня)

Дед мороз : Ну, пора мне собираться в путь - дорогу отправляться

С вами жалко расставаться!

Заяц : Дед Мороз, а где подарки?

Дед Мороз : Разве я их не дарил? Как же я про них забыл?

Где же мой мешок? Не видно…

Волк : Что же делать? Как обидно!

Снегурочка : Без подарков нам нельзя!

Дед Мороз : Будем колдовать, друзья! Поможете мне?

(дети соглашаются, Д. М. подзывает к себе детей и всех участников праздника, просит повернуться лицом к ёлочке. В зале гаснет свет, горят только огни на ёлке)

Дед Мороз : Помашем – ка на ёлочку, зеленую иголочку!

(дети выполняют движения)

А сейчас всем чуть – чуть нужно на снежок подуть…

Ручками похлопаем, ножками потопаем!

(Все движения сопровождаются музыкой, пока дети «колдуют» вместе с Д. М.

На стульчики раскладываются подарки)

Дед Мороз : А сейчас все улыбнитесь, и скорее оглянитесь!

(в зале загорается свет)

Ждут подарки вас, детишки, и девчонки, и мальчишки!

(звучит веселая музыка, дети разбирают подарки, благодарят Д. М.

Д. М. поздравляет каждого ребенка)

Снегурочка : Все подарки получили? Никого не позабыли?

Заяц : У нарядной ёлки пела детвора!

Волк : Но прощаться с вами нам пришла пора!

Снегурочка : До свиданья, дети, весёлых вам потех!

Дед Мороз : До свиданья, дети, мамы, папы…

Все вместе : С Новым годом всех!

(звучит музыка Д. М., Снегурочка, Заяц, Волк уходят. Дети прощаются с ними)

Ведущий : К нам на праздник через год Дед Мороз опять придет!

А сейчас пришла пора расходится детвора,

До свидания, друзья! С Новым годом! [ b]

Русский язык

Предлагаемые контрольные работы по русскому языку (диктанты, проверочное списывание, грамматические задания, работа над предложением и текстом) позволят учителю узнать, насколько прочно, осознанно усвоен учащимися материал по пройденным темам на конец года.

4-й класс

ДИКТАНТЫ

Цель работы – проверить, как учащиеся усвоили темы «Однородные члены предложения», «Безударные окончания существительных I склонения».

Объем текста: 60–65 слов.

ЧУДЕСНАЯ ПОРА ОСЕНИ

Летели и летели осенние листья. Ветер подхватил их и погнал к речке. По зеркальной воде поплыли золотые монетки. На краю деревни заиграл рожок. Это пастух соби рал стадо.
Я выхожу из дома, беру весла и иду к речке. Восток светлеет, розовеет. Удивительная тишь кругом. Река словно похорошела, выпрямилась. Под первыми лучами солнца засверкали, заискрились капельки воды. Стояла чудесная пора осени.

Меня встретил холодный сухой лес. Я потянулся к опушкам, к просторным голубым небесам. В корзине лежали корешки, яркая рубиновая гроздь калины.
Я переходил от тропинки к тропинке и насторожился. Около одной из тропинок пробился маленький крепкий боровичок. Рядом сидел увесистый боровик. Вот удача!
Послышался шум. Это был зверек с полосками на спине. По дороге домой я оставлял то грибок, то кусочки хлеба.
Зверькам при годится !

(По В. Коржикову )

Бабуля каждый день водила меня в лес. Там мы собирали лекарственные травы, ягоды, грибы и орехи. Раз мы вышли на большую поляну и сели отдохнуть. Я зашел за деревья. Из чащи показалась серая собака. Мне хотелось подбежать к собаке и погладить ее. Собака изогнулась, посмотрела на меня зеленым взглядом холодных глаз. Я свистнул. Она дико бросилась в кусты. Это оказался волк. Хорошо, что летом волки смирны.

(По А.М. Горькому )

Летом я отдыхал в деревне Озерки. Она раскинулась на берегу Днепра. Я любил лежать на мягком песке и смотреть на волны.
Раз старший брат Иван взял меня на рыбалку. Чуть свет мы подъехали к реке. На берегу горели костры. Съезжались рыбаки. Мы разложили вещи, поставили палатки. Все ждали рассвета. Тишина. Ночь стояла теплая. Я проверил удочки, наживку. Должен быть хороший улов.

ПРОВЕРОЧНОЕ СПИСЫВАНИЕ

С елкой ты знакомился еще малышом. Запах ее хвои был запахом праздника. Под Новый год ее принесли в ваш дом. Но ты не расстался с ней и в школьные годы. Она была с тобой когда ты читал книжки писал в тетрадке слушал на школьном утреннике скрипку или рояль. Без елки не обойтись при изготовлении бумаги музыкальных инструментов. Это поющее дерево, ее слоистая древесина способна усилить звук.

(Из книги «Круглый год» )

Задание:

ЧТОБЫ КРЕПКО СТОЯТЬ

Стоял теплый осенний день.
Нашел я в канаве дубочек. Это был маленький кривой прутик с двумя листочками. Его могли затоптать прохожие или коза Матрена съела бы. Я решил пересадить дубок и взял лопату. Много земли откопал. А корень в глубине сидит не показывается. Устал, лопата сделалась тяжелой. Конца корня не видать. Где же он.
Зачем такому махонькому дубочку такой длинный корень.
Чтобы стоять крепко!

(По Э. Шиму )

Задание: поставить пропущенные знаки препинания.

РАБОТА НАД ПРЕДЛОЖЕНИЕМ, ТЕКСТОМ

1. Изложение.

РЫБКИ В КЛЕТКЕ

Однажды я заметил на дне реки железную клетку. В клетке были рыбки. Я схватил клетку и выдернул из воды.
Кто их запер и зачем опустил на дно? Ершей я вынул и выпустил в воду, а клетку забрал в деревню. В деревне оказался хозяин. Это он потерял ее в прошлом году. Наловил ершей, посадил в клетку, привязал за бечевку и спустил за борт лодки. Перетерлась бечевка, и садок с рыбками утонул.
Так и просидели ерши в клетке под водой целый год. Вот чудеса!

(По Н. Сладкову )

Слова для справок:

    I часть: замети л.

    II часть: запе р, бе че вка.

2. Изложение.

СПАСЕНИЕ РЫБАКОВ

Рыболовное судно застиг жестокий шторм. Четыре дня носилось оно в бушующем море без пищи и воды. Машины заглохли.
Военному кораблю было приказано разыскать судно и оказать помощь. Огромные волны бросали корабль из стороны в сторону. Трудно было в такую погоду обнаружить рыболовное судно. Однако корабль разыскал их.
В течение семи часов он пытался взять на буксир судно. Наступала ночь. Шторм усиливался. Шли долгие часы. Моряки корабля боролись со стихией. Наконец все рыбаки были спасены.

3. Вспомни, какие ты знаешь предложения по цели высказывания.

Запиши их (записать предложения с соответствующими знаками препинания).